Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"
статья по музыке

Хохлова Татьяна Александровна

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий

2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения

3. Методы активизации обучающихся на уроках музыки и алгоритм современных требований к уроку

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий

Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчиненных класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций).

Иерархия педагогических технологий

Метатехнологии

Отраслевые макротехнологии

Модульно-локальные мезотехнологии

Микротехнологии

1. Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень).

 Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.

3. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.

4. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

Основные качества современных педагогических технологий

Системность.

Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов.

Комплексность.

Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.

Целостность.

Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.

Научность.

Педагогическая технология как научно обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Концептуальность.

Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

Развивающий характер современных педагогических технологий.

Структурированность.

Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

Иерархичность.

Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватны организационным уровням социально-педагогических структур деятельности и образуют модель «матрешки»:

1. Метатехнологии (социально-политический уровень).

2. Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3. Модульнолокальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

4. Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность.

Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и чёткости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебнометодическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определённом порядке, по алгоритму.

Процессуальность (временной алгоритм).

Педагогическая технология рассматривается как процесс — развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Преемственность.

Любая из расположенных ниже в иерархии технологий является частью расположенной выше, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формальноописательного аспектов.

В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности). Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

Управляемость.

Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой её ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщённым качеством любой технологии и выражается, в частности, в «гарантированности» достижения определённых целей. Педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется ещё и степенью его вероятности, и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определённой степенью вероятности и в пределах определённого доверительного интервала значений результата.

Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность — это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет собой лучшую из возможных для данных условий.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. Критерии технологичности педагогического процесса.

Все перечисленные выше качества представляют собой одновременно и методологические требования к технологиям, и критерии технологичности. Наличие и степень проявления этих качеств является мерой технологичности педагогического процесса.

Основными критериями технологичности являются: – системность (комплексность, целостность), – научность (концептуальность, развивающий характер), – структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность), - управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Источники и составные части инновационных педагогических технологий.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Ее источниками и составными элементами являются: – социальные преобразования и новое педагогическое мышление; – наука — педагогическая, психологическая, общественные, а также технические науки; – передовой педагогический опыт; – достижения технического прогресса; – опыт прошлого, отечественный и зарубежный; – народная педагогика (этнопедагогика).

Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения

Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

Способы создания проблемных ситуаций на уроке

1 способ. Преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений обучающихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Такое столкновение можно обеспечить с помощью:


  1. исследования, эксперимента;

  2. рассказа об исследовании, эксперименте;

  3. различных наглядных средств, ТСО;

  4. практических заданий, в которых обучающиеся обязательно допускают ошибки, или невыполнимых заданий.

2 способ. Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия, когда обучающиеся пытаются выполнять новые задания старыми способами.

3 способ. Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых:


  1. фактов, явлений, данных;

  2. суждений, мнений великих ученых, писателей, критиков, политиков и т.д.;

  3. мнений самих обучающихся;

  4. различных вариантов текстов художественных произведений, документов, различных видов искусств.


4 способ. Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям.

5 способ. Побуждение обучающихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает:


  • в результате столкновения различных мнений учеников;

  • между выдвинутым предположением и результатом его проверки;

  • между гипотезой и новыми фактами;

  • между следствиями из гипотезы и проверочными экспериментами.

Критерии внешней оценки


  1. Актуальность проблемы.

  2. Корректность методов исследования.

  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  4. Характер общения участников проекта.

  5. Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.

  6. Умение аргументировать свои заключения, выводы.

  7. Эстетика оформления проекта.

  8. Умение отвечать на вопросы.
  • Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное образование предполагает обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы, умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.


Обучение


Традиционное обучение


Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения


Ориентир на коллективную 

и фронтальную работу учеников.


Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося.


Работа с группами различной 

успеваемости.


Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей 

и предпочтений.


Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика».


Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика.


Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.


Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал.


Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.


Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.


Стимулируется активность класса (как группы).


Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.


Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников.


Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.


Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.


Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.


Сообщение новых знаний только преподавателем.


Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и 

учащихся.


Оценка ответа учащегося только 

учителем.


Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.


Использование только количественных способов оценки знаний 

(баллы, %).


Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.


Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.


Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие музыкальных и творческих способностей детей, формирование интересов, вкусов, потребностей. Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке еще не определяет успеха в решении его задач. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме. Так благодаря интегрированным урокам музыки становится возможным эвристическое развитие учащихся посредством вовлечения их в различные виды деятельности: слушательскую, исполнительскую, творческую. Организационным стержнем моего урока является восприятие, которое разворачивается в разных формах общения с искусством.

Методы активизации обучающихся на уроках музыки:


  • пение;

  • импровизация;

  • голосовые игры, речевые упражнения;

  • словесное высказывание о музыке;

  • интересный подбор репертуара;

  • задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;

  • создание рисунков и раскрашивание;

  • движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;

  • инсценирование;

  • пластическое интонирование;

  • учебно-игровая деятельность;

  • игра на музыкальных инструментах;

  • использование дискуссионного метода ведения урока;

  • сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.

Развитие восприятия происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности.

В силу специфики искусства ведущая роль в его восприятии играет воображение. С работой воображения непосредственно связываю умения учащихся решать творческие задачи (например: написать письмо на Родину с использованием музыкального материала «Прелюдия №7 Ф. Шопена. Данное задание выполняется при рассмотрении темы «Песенность, танцевальность, маршевость». Совершенно очевидно, что невозможно осуществлять оптимизацию и совершенствование творческого дара в процессе монологического ведения урока. Поэтому на своих уроках отдаю предпочтение поисковым ситуациям, которые осуществляются только в процессе диалога-беседы. Диалог-беседа не сводится к традиционным вопросам и ответам, а рассматривается как процесс «размышления вслух» и с моей стороны и со стороны учащихся (например «Что важнее для тебя, «что» говорят или «как»?, «Что важнее -ум или сердце, знание или понимание?», «Можно ли увидеть прошлое и будущее? А музыка ясновидящая?»).

Подобные вопросы могут стать основой диалога, дискуссии, которая протекает с опорой на музыкальные произведения.

Современные требования к уроку предлагают следующий алгоритм.

1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным. 

2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. 

3. Построение урока должно строго соответствовать теме. 

4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат. 

5.Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни. 

6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу. 

7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

8.В процессе урока 
необходимо: 


  • рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;

  • разнообразие активных форм и методов обучения;

  • дифференцированный подход в обучении; 

  • четкая организация мыслительной деятельности учащихся; 

  • создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы; 

  • правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом. 

  • наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока. 

  • совершенствование учащимися навыков самоконтроля;

  • урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать учащихся, т.е. готовить всесторонне развитую личность. 


9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ. 

10. Последовательная постановка целей урока и его этапов. 

11. Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний). 

12. Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.

13. Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить. 

14. Комментирование домашнего задания. 

15. Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др. 

16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания. 

17. Закрепление знаний. 

18. Организационный момент. 

19. Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"

1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧАЩИХСЯ"

1. Виды дифференциации2. Технологии дифференцированного обучения и воспитания3. Наиболее эффективные виды дифференциации учащихся...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

1. Виды педагогических игр2. Музыкальные игры на уроках 3. Формирование УУД в использовании игровых технологий...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ"

1. Характеристика основных тенденций развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе2. Основные положения современной методики обучения музыке3. Мето...