Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"
статья по музыке

Хохлова Татьяна Александровна

1. Педагогическая технология это...

2. Типы педагогических технологий

3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya_predstavlyaet_soboy.docx24.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология представляет собой систему методов, осуществляемых в каком-либо процессе. По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования». Как всякую систему, ее можно представить в виде описания составляющих элементов, структуры их взаимосвязей и системообразующего элемента, задающего целостность технологии. Элементами образовательной технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия педагога и воспитанника по достижению образовательной цели) и приемы (как способы воздействия педагога на обучающегося или воспитанника). Взаимосвязи между элементами педагогической (как, впрочем, и всякой другой) технологии также специфичны. М. И. Махмутов и Г. И. Ибрагимов определяют педагогическую технологию как «более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели». В этом определении, как правило, выделяют гарантию достижения цели. Это и есть основное назначение всякой технологии. Однако важно и другое — чем обеспечивается ее достижение.

Исследователи обращают внимание на структуру взаимодействия учителя и учащихся — этим определяются, собственно, и способы воздействия на обучающихся, и результаты этого воздействия. Тип связей между элементами педагогической технологии должен строиться на объективных законах и закономерностях. Целостность педагогической технологии задается конкретностью цели, на достижение которой она направлена. Для разработки педагогической технологии цель должна быть сформулирована диагностично,  и соответствовать определённым критериям.

Именно по целевому признаку чаще всего и называют педагогические технологии, например: технология формирования абсолютного слуха, технология коллективной творческой деятельности и т.п. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям.

Любая технология представляет собой в той иди иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность и в то же время направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования. При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью. Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Специфика гуманитарных педагогических технологий состоит в том, что они акцентируют внимание учителя (или воспитателя) на характере его собственной деятельности по педагогической помощи в самостановлении ребенка, а не на том, каким должен стать ребенок. Соответственно, особенно тщательно прорабатываются приемы педагогического воздействия как «прикосновение к личности» ребенка. «Прикосновение к личности» — образное понятие, необходимое для выделения качественной стороны воздействия педагога на ребенка, влияющей на характер ответного воздействия самого ребенка, и, в итоге, определяющей общий характер взаимодействия ребенка с педагогом и — как следствие — взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Когда говорят о педагогической технологии как «искусстве прикосновения», то имеется в виду именно качественность воздействия, подразумевающая тонкость, уважительность, бережность — во имя сохранения уникальности личности и ее максимального успешного развития. В используемых методах для таких технологий характерно диалогическое понимание обучаемого (воспитанника) и связанные с ним способы педагогического взаимодействия. Главная особенность гуманитарных педагогических технологий — их построение на основе закономерностей мировосприятия и саморазвития ребенка, с которым работает педагог.

Признаками педагогической технологии являются: признак цели, признак диагностичности, признак структурности, признак оптимальности.

Технология существенно отличается от педагогического опыта как чувственно-эмпирического отражения в сознании педагога закономерностей воспитательной практики, полученного в результате эмпирического познания, как единства знаний и практически усвоенных навыков, умений воспитательной деятельности. Опыт, также как и технология, направлен на достижение конкретной цели. Однако в своих целевых характеристиках и условиях оптимальности он «привязан» к особенностям конкретных детей, стилю педагога, условиям его деятельности. Поэтому в практике других педагогов можно применить не опыт, а, как писал К. Д. Ушинский, «мысль, выведенную из опыта». Технология же обладает известной универсальностью, инвариантностью, поэтому переносима в практику разных педагогов. Вместе с тем опыт может быть «доработан» до технологии. Многие авторские технологии, разработанные учителями, часто не обладают свойством целостности.

Освоение педагогических технологий тоже должно быть технологичным, т.е. здесь также необходимо выдерживать строгую логику, нарушение которой приводит к искажению желаемых результатов в образовании. 1-й этап — знакомство с педагогической технологией. Здесь определяется уровень новизны технологии, цели, на которые она направлена и условия, при которых она обещает быть эффективной. 2-й этап — изучение технологии. В его реализации поможет понимание признаков технологи. 3-й этап — применение технологии. Он предполагает четыре последовательных шага, такие как:  применение отдельных элементов технологии (характерных приемов и методов или их цепочек), Группировка освоенных элементов, применение их на уровне фрагментов технологии, последовательное применение всей технологии в целом, восстановление логики, заложенной в ней, творческое применение технологии, адаптация ее к особенностям своего стиля работы, усовершенствование отдельных элементов. Пройдя эти этапы один за другим, педагог не только получит более совершенные результаты в образовании детей, но и удовлетворение от собственной работы, ставшей более эффективной.

Типы педагогических технологий

Наиболее известны в педагогической науке и практике технологии, которые систематизировал Г.К.Селевко и представил их в виде классификационных групп. Типология их многообразна и обусловлена различными критериями их выделения. Среди которых по уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе, по ведущему фактору психического развития, по позиции и отношению к ребёнку, по категории обучающихся, по типу организации и управления познавательной деятельностью. По критерию способ-метод-средство: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения, и др. Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии. В целом же из всего многообразия эффективными являются те технологии, в которых используется язык естественного общения (И. А. Колесникова) людей, а человек выступает как основной информационный знак.

Подчеркивая важность взаимоотношений и взаимозависимости для глубокого понимания различных тем, можно сказать, что обучение должно быть более кооперативным, а воспитание более коллективным. Кооперативный метод обучения облегчает решение сложных задач. Задача делится между отдельными учениками и группами, которые потом обмениваются знаниями. Нет необходимости «упрощать» проблемы, что иногда приводит к искажению и неправильному пониманию. Кооперация подразумевает такие формы обучения, когда ученики воздействуют друг на друга, помогая при этом каждому в отдельности разбираться в более сложных задачах даже на уровне начальной школы. Следует избегать искушения упрощать задачи, надо стараться разумно выбирать такие темы и предметы обсуждения, в процессе изучения которых постепенно воспитывается способность разбираться в сложных проблемах. Темы для обсуждения должны включать проблемы, близкие и понятные детям по их личному опыту.

Многообразие мира и конфликты — это основные характеристики действительности, в которой растут воспитанники. Наиболее важный аспект кооперативного обучения состоит в том, что он показывает ученикам ценность кооперации, дает возможность проявить свое умение кооперироваться и достигать успеха. Самым важным в коллективном воспитании является то, что дети постигают ценность сотрудничества в контексте различий и получают возможность на практике осуществить навыки сотрудничества, которые необходимы всем для сохранения открытости, автономности, достоинства каждого в решении жизненных проблем. Совместное пребывание воспитанников в группе формирует позитивный опыт проживания и работы как с теми, кто им близок, так и с теми, кого они воспринимают как «других» и даже как «чуждых» им.

Согласно методике группового раздумья о проблемах жизни «Пять минут о жизни» Н. Е. Щурковой, мы на уроках музыки также используем эту форму только под названием «Пять минут о музыке». Организация ее проста: выдвигается вопрос, формулируется проблема, предлагается ситуация, иллюстрирующая реальность проблемы. Ответ не предполагается, его дает каждый участник пятиминутных занятий сам для самого себя. Смысл такой формы в инициировании самостоятельной внутренней активности личности. Например, я предлагаю составить круг, взявшись за руки, обозначаю тем самым некое единство группы; затем задается каждому участнику какое-то острое желание на данный момент, которое противоречило бы желанию других (петь народную песню, имитировать голоса и звуки природы, петь современную песню, петь вокализ, танцевать или исполнять битбокс и т.п.), при условии, что круг не разрывается, каждый попытается реализовать свое желание... Когда наступает момент наисильнейшего напряжения связей в кругу (это может быть шнур, за который держатся дети), педагог прерывает игру. Детям предлагают обдумать вывод, который извлекается из созданной в игровом варианте ситуации.

Педагоги активно используют игровую технологию в обучении и воспитании школьников. Игра — эго полигон для общественного и творческого самовыражения детей. Ведущий исследователь игры С. А. Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально». Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира. Игра всегда подразумевает взаимодействие, так как играть — значит вступать в контакты с другими игроками. Игра необычайно информативна. Она знакомит ребенка с окружающим миром и с самим собой. Игра — это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное.

В игре невозможно в деталях предсказать действия ее участников, нельзя смоделировать все ситуации, которые могут возникнуть по мере ее развития. И, тем не менее, игра должна быть разработана и формально описана для последующего использования. Этапы разработки игровой технологи позволяют заинтересованному преподавателю самостоятельно оформить идею новой игры, грамотно описать ее в соответствующих документах, качественно подготовить и провести с конкретной группой учащихся. Создание технологий является одним из способов творческого самовыражения и роста мастерства педагога; при этом они должны соответствовать признакам педагогической технологии. Подбирая методы обучения и воспитания, исходя из индивидуальных особенностей своих учащихся, педагогу необходимо принимать их различия как преимущество, а не как проблему или препятствие. Например, учитель может рассматривать языковые отличия в качестве стимула к тому, чтобы научить детей понимать и принимать культурное многообразие.

Жить по человеческим правилам, быть открытым, достойным и справедливым человеком, который окружён различными обстоятельствами взаимозависимого мира. И в этом велика значимость гуманитарных ценностей многообразия педагогических технологий.

Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. 
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Для уроков музыки наиболее актуальны такие типы педагогических технологий как:

Проблемное обучение. 
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Технология мастерских

Предлагается такая организация процесса обучения, при которой учитель - мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель - мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Технология "Дебаты"

Эффективное средство обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Проектная деятельность. 
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 

Игровые технологии: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.  Развитие общеучебных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.


Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). 
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 

Информационно - коммуникационные технологии. 
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Система инновационной оценки «портфолио». 
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. 

Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арттерпию и др.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо этого они снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Терапия изобразительным искусством. Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка, как вы уже, наверное, обратили внимание, имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии. 

Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Сказкотерапия. Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы. 

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арттерапия – лечение идеалами.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, я подбираю дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включаю произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

- с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);

- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные

- формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);

- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. 
Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧАЩИХСЯ"

1. Виды дифференциации2. Технологии дифференцированного обучения и воспитания3. Наиболее эффективные виды дифференциации учащихся...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

1. Виды педагогических игр2. Музыкальные игры на уроках 3. Формирование УУД в использовании игровых технологий...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ"

1. Характеристика основных тенденций развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе2. Основные положения современной методики обучения музыке3. Мето...