Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Рябова Тамара Александровна

Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность  и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не только педагогов, но и всей общественности.Главные герои комедии рассуждают на темы воспитания, образования. Молодое поколение сегодня  нуждается в помощи выбора нравственных ориентиров.Нежелание учиться, безответственность- вот основные причины необразованности и невежества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedor.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Поповка

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

на тему:

 «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Учитель русского языка и литературы Рябова Т.А.

2011год

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781)

Цель – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.

Задачи – формирование компетенций:

  1. ценностно-смысловой – установить взаимосвязь  между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
  2. общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
  3. предметных – сопоставлять художественные произведения, устанавливать внутрипредметные связи;
  4. коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.

Ожидаемые результаты:

  1. освоение новой темы;
  2. понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
  3. понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
  4. умение устанавливать внутрипредметные связи;
  5. умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
  6. закрепление литературоведческих понятий;
  7. развитие речи

Формы организации работы детей:

  1. работа с текстом комедии
  2. участие в викторине
  3. участие в беседе на заданную тему
  4. выразительное чтение
  5. выполнение тестового задания

Формы организации работы  учителя:

  1. мотивация учащихся;
  2. вступительное слово;
  3. викторина;
  4. беседа;
  5. контроль;
  6. диагностика компетенций;
  7. заключительное слово;
  8. предъявление домашнего задания

Оборудование и оформление:

 презентация  «Д.И.Фонвизин комедия «Недоросль», текст комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, портрет Фонвизина, иллюстрации учащихся

 

Ход урока:

 1-й этап урока. Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?

– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству.  /«Невежда без души – зверь», «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/

2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:

– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом?  (В результате соответствующего воспитания).

 - Вот о воспитании мы сегодня и поговорим: посмотрим, как раскрывает тему воспитания Денис Иванович Фонвизин. Давайте прежде всего освежим в памяти текст, который нам понадобится для аргументации наших ответов.

3-йэтап урока. Вопросы викторины:

1.Фамилия Митрофана

  1. Скотинин
  2. Простаков
  3. Кутейкин

2.Какую науку госпожа называла дурацкой?

  1. «еоргафию »
  2. грамматику
  3. «арихметику»

3.»Гарнизонна крыса»- так Митрофан называл:

  1. Правдина
  2. Скотинина
  3. Цифиркина

4.»Без науки люди живут и жили»-чьи это слова?

  1. Скотинина
  2. Простакова-отца
  3. Простаковой

5.Кому принадлежат слова: «Да что за радость и выучиться?»

  1. Митрофану
  2. Простаковой
  3. Скотинину

6.Кого Правдин называет презлой фурией?

  1. Еремеевну
  2. Софью
  3. Простакову

7.Кому обращены слова Простаковой: «Один ты у меня остался, сердечный друг!..»

  1. Сыну
  2. Мужу
  3. Брату

8. Источник исторических познаний Митрофана:

  1. Учитель истории
  2. Учитель Вральман
  3. Скотница Хавронья

Слайд 2,3

4-й этап урока. Слова- ассоциации

– Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)

– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию?  (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду).

–  Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» (Стародуму). 

Слайд 4

–  Правильно. А как вы понимаете эти слова?  (Знания человека безнравственного могут принести людям зло, следовательно, не возвысят человека, а вызовут негодование людей порядочных. «Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек).

– Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии? (Митрофана)

 Слайд 5

Митрофан – недоросль.  Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

5-й этап урока. Сравнительный анализ героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Д.И.Фонвизина «Недоросль»

- Вспомните, с каким героем–недорослем  мы встречались  в прошлом году на уроках литературы?   (С Петром Гриневым из повести Пушкина «Капитанская дочка»).

- Можно сказать, что Петр Гринев стал настоящим гражданином? Почему? (Через всю жизнь он пронес наказ отца:  «береги платье снову, а честь смолоду»)

- Где начинается воспитание человека? (В семье).

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 6,8)

6-й этап урока. Речевая характеристика  героев

- Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец,  по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).

- Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии

  1. её упрек Еремеевне   («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»);
  2. подтвердим словами текста её заступничество за сына  («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)
  3. то, как она им любуется…  («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 
  4. оправдывает его …    («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»).

- Однако,  какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

-  Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?   (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).

- Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее?   (Софья – богатая наследница)

- Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?

 Слайд 5

 - Для чего же она нанимает учителей для Митрофана? (Иначе не удастся женить его на Софье).

7-й этап урока. Выразительное чтение по ролям «Сцена  экзамена»  Митрофана.

- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).

- Почему же он ничему не научился?

Слайд 7  

 Учащиеся получают задание распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.

8-й этап урока. Выявление авторской позиции по проблеме воспитания:

Слайд 8,9,10 Конкретно-исторический смысл комедии.

- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?

 -Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?

Слайд 11

-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)

- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик? 

9-й этап урока. Вывод учителя:

Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям.

     Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.

10-й этап урока. Итоги урока. Домашнее задание( на выбор):

  1. Сочинение  «Современные  Митрофаны»
  2. 3 любых вопроса  учебника ко всему тексту комедии.

11-й этап урока. Рефлексия .

  1.  Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Изменится ли что-нибудь в вашей жизни после этого урока? Что именно?

                                          Используемая литература

1.В мире литературы. 9 класс. А.Г.Кутузов

2. Д.Д.Благой Д.И.Фонвизин

3.Г.П.Макогоненко Денис Фонвизин

4. О.Б. Рассадин «Сатиры смелый властелин»

5.Презентация «Недоросль в театре»

6. Фотографии Д.И.Фонвизин «Недоросль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения

Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....

Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».

К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...

Проблема цели и проблема смысла

Рассуждения о причинах нигилизма подростков, поисках смысла жизни....

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс

Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...

Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.

Работа направлена на  экологическое воспитание детей . ...