Урок 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Сукова Елена Алексеевна

"Как патефон петуха от смерти спас" Е.И. Носов. Урок с презентациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Белгородская средняя общеобразовательная школа №35»

   Урок литературы в 5 классе

                    по рассказу Е.И. Носова

«Как патефон петуха от смерти спас»

(по программе Г.С. Меркина)

                        Учитель русского языка и литературы Сукова Е.А.

                                                                             

 

                                                                                                     

                                                                       

Тема Е.И.Носов «Как патефон петуха от смерти спас»

Цели 

обучающие:

1.познакомиться с биографическими сведениями писателя;

 2. познакомиться с особенностями прозы писателя на примере рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»;

3. учиться умению находить в тексте худ. средства и определять их роль в рассказе;

Развивающие:

1. закреплять навык монологической речи;

2. закреплять навык самостоятельной работы с текстом худ. произведения;

3. развивать умение работать в группе;

Воспитательная:

  1. прививать любовь к произведениям русской классики;

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Актуализация

Сегодня мы познакомимся с творчеством Е.И.Носова и его рассказом «Как патефон петуха от смерти спас», а также поговорим об особенностях прозы автора и ответим на вопрос «Что спасло петуха?» 9 (слайд 1)

2 ученика у доски рассказывают о жизни и творчестве писателя

3  Сведения о писателе (слайд 2)

Евгений Иванович Носов   родился недалеко от Курска на берегу реки Сейм. Отец его был мастеровым человеком, работал и молотобойцем, и слесарем, и кузнецом. В сыне своем воспитывал уважение к труду, умение видеть красоту трудового человека. Мальчик рос очень внимательным и наблюдательным. Любил рисовать все, что видел и наблюдал, а потом и ножницами из бумаги вырезал фигурки животных. Умение воссоздавать увиденное пригодились автору и в литературной деятельности, и вы сможете в этом убедиться, когда будите слушать рассказ.

В 18 лет Евгений ушел на фронт, был артиллеристом, бил по вражеским танкам и не однажды смотрел смерти в глаза. Был тяжело ранен, проходил лечение в госпитале, где встретил победу. Так в 20 лет молодой совсем человек стал инвалидом и получал пенсию. Но он решил работать, стал журналистом, а в 1959 году вышла его первая книжка «На рыбачьей тропе».

Евгений Иванович посвятил свое творчество родной земле, ее природе, хорошим людям.

Рассказ, о котором сегодня мы будем говорить, как раз об этом.

       4. Работа с текстом рассказа. Целеполагание. (слайд 3)

Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока.

Давайте, вместе с вами определим вопросы, на которые мы постараемся ответить в течение  нашего урока.

-Кто главные герои рассказа? (Витька, бабушка, петух)

-О чём же этот рассказ? (о любви к животным; о доброте)

-Что спасло петуха?

(просмотр фильма)

Работа с текстом

-Какие чувства испытывает Витька при мысли об убийстве петуха? (жалость, сострадание, желание помочь беззащитному)

-Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? Стр.115 («Сердчишко у тебя, видать, жалостливое                     он хочет помочь петуху!)

-Как он это делает? Найдите и зачитайте в тексте. стр. 115

- Почему бабушка послушала внука? (она рада, что внук умеет жалеть; пытается помочь)

-Как бабушка лечила петуха? Найти и зачитать. Стр.115

 5.Физкультминутка

6. Работа с эпизодом.

-При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни? Расскажите об этом. Стр. 117

-Что заставило петуха издать воинственный крик? (чувство превосходства над другими; гордость; чувство первенства)

Средства выразительности

Давайте обратим внимание, как же автору удалось так образно описать петуха? Какие средства выразительности он использовал? (сравнения, эпитеты)

Эпитеты -  «огненное ожерелье» стр. 113

                   «отливающей бронзой грудью»

     Сравнение - «как истинный гвардеец» стр. 114

Итак, давайте обратимся к тексту учебника, когда в дом приносят петуха у «мальчика похолодела спина», - как вы думаете почему?  Стр. 113

Какие ещё словосочетания передают отношение Витьки?

«стало жаль петуха» стр. 113

«Витька съёживался» стр. 114

«в горле заскребло» стр. 115

«глаза часто-часто замигали» стр. 115

«юркнул в комнату и забился в угол» стр. 115

7. Устное словесное рисование. (слайд 4)

Нарисуйте устно портрет петуха, используя литературные краски.

8.Вывод по рассказу.

-Ребята, давайте ответим на поставленный нами вопрос в начале урока

-Что спасло петуха? Подберите и перечислите ключевые слова.

1. патефон

2. человеческая жалость

3. милосердие

4. сострадание

5. воинственный дух петуха

9. Творческая работа.

Напишите в тетради ответ на вопрос: «Витька - сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?» (5 мин.)

Заслушиваются работы учащихся.

10. Вывод урока.

- Итак, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее:

-О чём этот рассказ? (о доброте; человеческой чуткости; милосердии)

-Чему учит рассказ? (быть добрыми, чуткими, отзывчивыми людьми)

11. Рефлексия

Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Что узнали? Чему научились?

12. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос «Нужно ли людям милосердие и сострадание?»

Сравнение прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Для этой цели обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы («Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...»А. Пушкин).

Эпитет слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления (Взошла серебряная луна).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...