Читаем вместе «Слово о полку Игореве».
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок новых знаний по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". На уроке ведётся работа по воспитанию у подростков повышенного внимания к слову литературно-художественного произведения, обучению чтению и пониманию текста древнерусской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezvinnaya_-urok.rar568.4 КБ
Файл otkrytyy_urok-_v._mayakovskiy.rar944.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка.

Тема- Читаем вместе «Слово о полку Игореве».

Вид урока – урок новых знаний.

Продолжительность занятия- 45 минут

Класс- восьмой

Учитель -  Безвинная Татьяна Александровна,

                  учитель русского языка и литературы

Школа -  МОУ «Кожевниковская СОШ №1»

План урока:

Части- блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока. Задача: используя элементы методики Н.Е.Щурковой  эмоционально настроить обучающихся к уроку.

2 минут

Слайд 1,2

Слово учителя.  Задача- повысить интерес к уроку.

4 минуты

Слайд 3

Чтение отрывка учителем. Задача: стимулировать  активность обучаемых.

 3 минуты

Слайд 4

Построчное прочтение и анализ текста. Задача- стимулирование интереса обучаемых к изучению текста, обучение прочтению текста «Слова…»  закрепление полученных знаний, понятий.

 25 минут

Слайд 5-13

Обобщение и анализ проделанной работы в форме  контрольных вопросов и заданий. Выводы. Задача- убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала.

 5минут

Слайд 14

Выразительное прочтение разобранного текста. Задача – обучение выразительному чтению.

3 минуты

Слайд 15

Домашнее задание и подведение итогов. Задача: создание ситуации успеха для выполнения домашнего задания.

4 минут

Слайд 16-18

Цели и задачи урока.

  1. Воспитание у подростков повышенного внимания к слову литературно-художественного произведения, интереса к урокам литературы. 
  2. Обучение чтению и пониманию текста древнерусской литературы.
  3. Воспитание чувства  гордости за своё Отечество, любви к своему языку.

Комментарии. Слова бързыи (5), въскърмлени (10), вълци (16), сълнце (20), вьрху (23) читать |борзыи|, |воскормлени| или |вскормлени|, |волци|, |солнце|, |верху|.Курьскъ (6)--> куряни (7), къмети (7) – воины, свhдоми (7), вhдоми(11) – от глагола вhдати (знать), повити (8) – рождены, яруга (12) – овраг, лукъ (13) --> луци, вълкъ (16) --> вълци, тулъ (14) – колчан для стрел, ищучи чти (17) – ища чести, вьрху древа (23) = на вьрху древа, полунощи (26) = въ полунощи, рци (26) = скажи (в значении «будто», «словно»).

Оборудование.

Компьютер, экран, проектор. Выставка изданий книги «Слово о полку Игореве»

Карточки

№1

№2

Ход урока.

Перед началом урока разложить карточки и оформить выставку. Все строки  при разборе текста читает подготовленный заранее ученик.

№3 Текст для работы в классе


№3 Текст для домашнего задания


1. Организационный момент.

Здравствуйте девочки и мальчики, те кто пришёл на наш урок просто посидеть и те кто отправился за знаниями, те кто хочет научиться понимать русскую литературу и те кому просто интересно, что будет происходить на нашем уроке. А теперь…

Чтение  слайда1 .

Не пора ли нам братья

Начать старыми словами

Печальные повести о походе Игоревом

Игоря Святославича?

Так начинается великое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Слайд 2.

Сегодня мы прочитаем отрывок из древнерусского произведения «Слово о полку Игореве».Тема нашего урока неслучайно звучит как «Читаем вместе «Слово о полку Игореве». Попробуем.

Слайд3(чтение перевода с древнерусского)

              Древнерусский текст                                       Перевод

Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие,             Пристало ли нам, братья,

Начяти старыми словесы                        начать старыми словами

Трудныхъ повЪстий о пълку ИгоревЪ,  печальные повести о походе

Игоря Святъславлича?                           Игоревом, Игоря Святославича?

Начати же ся тъй пЪсни                         Пусть начнётся же песнь эта

По былинамь сего времени,                   по былинам нашего времени,

А не по замышлению Бояню.                 А не по замышлению Бояна.

Боянъ бо вЪщий,                                     Боян ибо вещий,

Аще кому хотяше пЪснь творити,          если хотел кому песнь воспеть,

То растЪкашется мыслию по древу,     то растекался мыслию по древу,

сЪрымъ вълкомъ по земли,                    серым волком по земле,

Шизымъ орломъ подъ облакы.               Сизым орлом под облаками.

«Слово о полку Игореве» – древнее произведение, оно было создано в конце XII  века на родном языке наших предков. Однако прочитать его непросто, так как за восемь столетий наш язык значительно изменился, вы это видите.  Поэтому сначала вам многое покажется непонятным в этом древнем тексте. Но мы совместными усилиями с вами разберем его и поймем. И увидим, каким красивым и выразительным был наш язык и в то далекое от нас время.

2. Слово учителя.

В этом произведении рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за Родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать о их воинской доблести невозможно. Насколько русские были смелы и неустрашимы, мы увидим даже из рассказа об их выступлении в поход. Я вам прочту – а вы внимательно послушайте – отрывок, в котором рассказывается о встрече двух русских князей, главных организаторов похода – братьев Игоря и Всеволода. Следите за мной по своим карточкам. №3.

3.Чтение отрывка учителем .Слайд 4. Карточка №3.

Чтение текста для работы в классе так, как того требует древнерусское письмо: спокойно, неторопливо, размеренно.

4. Построчное прочтение и анализ текста.

Много было непонятного?.. А ведь это наш родной язык, но говорили так очень давно, восемь веков тому назад. Сейчас мы все вместе проясним то, что непонятно. Один из  учеников (заранее подготовленных) читает первые четыре строчки. А все остальные следят по своим карточкам.

1–4. Игорь ждет мила брата Всеволода. И рече ему буй тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый – ты, Игорю! Оба есве Святославлича!».

Слайд 5.

2. Буй тур Всеволод. Тур – кто это? (Дикий бык.) Тур – бык, дикий, вольный, сильный. А буй какое слово вам напоминает? (Буйный.) Буйный – что значит? (Непокорный, неукротимый.) С кем сравнивает Всеволода автор?..

Слайд 6.

2. И рече ему буй тур Всеволод. Кто догадался, что значит рече? (Сказал.) Какие современные слова, однокоренные со словом рече, вы можете назвать? (Речь, речение, изречь, изречение.)

3. Один брат, один свет светлый – ты, Игорю! Обращаясь к Игорю, мы сказали бы: «ты, Игорь!». А Всеволод, обращаясь к Игорю, говорит: «ты, Игорю!». Кто может сказать: в каком падеже здесь существительное Игорю?.. В древнерусском языке, помимо известных нам шести падежей, был еще звательный падеж. Игорю – это существительное Игорь в каком падеже? (В звательном.)

4. Оба есве Святославлича – значит «мы оба Святославичи». Но обратите внимание: сказано не Святославличи, а Святославлича, с окончанием . В современном русском языке два числа (Единственное и множественное.) А в древнерусском языке было три числа: единственное, множественное и двойственное. В единственном числе было Святославлич, во множественном Святославличи, в двойственном как? (Святославлича.)
Напомню:
оба есве Святославлича значит «мы оба Святославичи». Но слово есве – это вовсе не местоимение мы, как, наверное, кто-то из вас сейчас подумал. Есве (по-древнерусски – есвh) – это глагол. Фразу есве Святославича надо понимать так: «являемся Святославичами», «мы есть Святославичи». А не догадались ли вы, в каком числе стоит глагол есве? (В двойственном.) Почему? (Потому что подлежащее оба требует двойственного числа.) Существительное Святославлича и глагол есве –

 в двойственном числе.
Кого ждет Игорь?.. Обратите внимание на то, что сказано не просто «брата Всеволода». но
мила брата Всеволода. Всеволод для Игоря – «милый брат». А Игорь для Всеволода – «свет светлый». Какая глубокая, трогательная, нежная братская любовь! А в словах оба есве Святославлича звучит гордость за своего отца и призыв не уронить его княжеской чести.
Читаем следующие две строчки (ученик).

Слайд 7.

5–6. Седлай, брате, свои борзыи комони, а мои ти готовы, оседланы у Курска напереди.

Всеволод, обращается к брату. А кто догадался, что значит комони?.. Собираясь в военный поход, кого седлали? (Коней.) Борзыи комони – это какие комони?..

 Борзый – быстрый, резвый.
Мои готовы, оседланы у Курска напереди. Напереди – какое слово напоминает? (Наперёд.) Оседланы напереди – то есть «заранее оседланы», «уже оседланы». Всеволод княжил в Курске, поэтому его комони где оседланы? (У Курска.) Попутно замечу: жителей Курского княжества называли курянами.
А теперь послушайте, как Всеволод характеризует своих курян.

Слайд 8.

7–15. А мои ти куряни сведомы кмети: под трубами повиты, под шеломы возлелеяны, конец копия вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы, луци у них напряжены, тули отворены, сабли изострены.
Ученик читает восьмую строчку.

8. Под трубами повиты.

Повиты – рождены. До сих пор сохранилось слово повитуха, так называют женщину, которая принимает роды. Как вы думаете, под какими трубами повиты?.. Под боевыми, конечно. Под трубами, которые зовут в поход, в бой, на подвиг.

9. Под шеломы возлелеяны.

Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь. Где куряне возлелеяны? (Под шеломы.) Где? под чем? – под шеломы. В каком падеже существительное шеломы?.. Под чем? – под шеломы. Шеломы – древнерусский творительный падеж. Теперь мы сказали бы «под шеломами», а раньше говорили «под шеломы». Шелом – шлем.

10. Конец копия воскормлены.

Мы едим с конца ложки или вилки, а куряне воскормлены конец копия. Понятно, в каких условиях куряне повиты, возлелеяны и воскормлены? (В боевых условиях.)

11. Пути им ведомы, яруги им знаемы.

Яруга – овраг. Причастие ведомы от древнерусского глагола ведати, теперь мы говорим «ведать». А что значит ведать? (Знать.) Ведати – значит «знать»; следовательно, ведомы – то же самое, что и знаемы. Теперь вернемся к седьмой строчке. Ученик читает.

7. А мои ти куряни сведомы кмети.

Куряни Всеволода какие кмети? (Сведомы.) Слово кмети не дожило до наших дней. Никто не догадался, кмети – это кто?.. А с кем князья ходили в военные походы?.. (Кмети – воины.)
Сравните выражения:
пути ведомы и кмети сведомы. Ведомы и сведомы – родственные слова. Сведомы кмети надо понимать как «знающие воины», «опытные воины». До сих пор в русском языке сохранилось слово сведущий – «знающий, человек».

13. Луци у них напряжены. О непонятном слове луци. В древнерусском языке звук [к] перед звуком [и] заменялся звуком [ц]. (Показываю запись на доске.)

14. Тули отворены. Тул – сумка для стрел, колчан. Если тули не закрыты, а отворены – значит, воины готовы к бою.

15. Сабли изострены.  Изострены – заострены

Слайд 9.

16–17. Сами скачут, акы серыи волци в поли, ищучи себе чти, а князю славы!

Волци – поняли это слово?.. Лук – во множественном числе луци. Волк – во множественном числе как? (Волци.)

16.  Акы – понятно слово? (Словно, будто, как.)

Слайд 10.

17. Ищучи себе чти, а князю славы. Чти не напоминает вам никакое слово из нашего современного языка?.. (Чти отца и мать; чтить.) «Ищучи князю славы, себе – чти». Т.е. ища чести. Заметьте: у существительного чти и современного глагола чтить корень один – -чт-

Слайд 11.

18–19. Тогда вступи Игорь-князь в злат стремень и поеха по чистому полю.

Что сделал Игорь-князь? (Вступи в стремень, поеха по полю.) заметьте, что «Вступи в злат стремень», «Поеха по чистому полю». Только в произведениях устного народного творчества мы встречали выражения злато стремя, чисто поле. Видите, в какую седую древность уходят истоки устного народного творчества, – его поэтическими образами пользовался уже автор «Слова о полку Игореве».
А если бы автор сказал проще: «Тогда вступи Игорь-князь в стремень и поеха
по полю» – разве было бы хуже? Ведь фраза оказалась бы короче, лаконичнее...

Подумайте, а мог бы автор «Слова о полку Игореве» сказать о половецком князе так: «Тогда вступи половчин-князь в злат стремень и поеха по чистому полю»? (Нет, не мог.) Почему? Как эпитеты злат и чистому характеризуют отношение автора к князю Игорю? (Автор относится к Игорю с уважением, он горд за храброго русского князя.) Найдите строчку шестнадцатую, обратите внимание, как сказано там: «волци скачут в поли», не сказано: «волци скачут в чистом поли».
Итак, Игорь-князь отправился в степь против половцев.
В русских летописях сообщается, что во время Игорева похода произошло солнечное затмение. При солнечном затмении неожиданно становится темно, словно бы среди бела дня вдруг наступает ночь; звери и птицы начинают кричать и метаться в страхе. Солнечное затмение вызывает тревожное чувство и у людей.

Теперь послушайте, как о солнечном затмении рассказывается в «Слове о полку Игореве». Итак, Игорь выступил в поход.

20–22. Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птиц убуди; свист зверин вста.

 Что делало солнце? (Путь заступаше.) Заступаше что значит? (Заступало, преграждало.) Солнце заступаше путь Игорю, пытаясь отвратить его от погибельного похода.

21. Нощь, стонущи ему грозою, птиц убуди. Нощь –  ночь.В языке Древней Руси употреблялось и слово ночь, слово нощь. Эти слова, кроме своего основного значения, имели и другой смысл: темнота, темень. Здесь слово нощь употребляется в значении темнота, наступившая при солнечном затмении.

Нощь что сделала? (Убуди птиц.) Убуди – значит пробудила. В древнерусском глаголе убуди и в современном пробудила общий корень – какой? (-буд-)

Слово гроза, помимо своего основного значения, имеет еще и переносное значение: то, что наводит страх, ужас. Смотрим строчку двадцать первую. Нощь (то есть темнота) ему (Игорю) стонущи грозою (то есть страхом своим) птиц убуди (пробудила, взбудоражила, всполошила).

Слайд 12. 

20–24. Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птиц убуди; свист зверин вста; збися див, кличет верху древа, велит послушати земли незнаеме. 

22. Свист зверин вста. Надо ли объяснять эту фразу?.. Вста – встал, поднялся.

23. Див кличет верху древа. Див – это лесное чудище; в древности верили в существование домовых, русалок, леших. Скажите, напугал див русских? Повернул их назад? (Не напугал, не повернул.)
Откуда кличет див? Где он находится?
(Верху древа.) Див находится верху древа – то есть «на верху древа»; в подобных сочетаниях предлоги в древнерусском языке иногда опускались, вот и здесь предлог на опущен.

Див кличет, велит послушати земли незнаеме – див велит послушать чего? – земли незнаемой, незнакомой (для русских),  а значит чьей? (Половецкой.) Див не то кличет половцам, предупреждая их о  русских, не то велит русским прислушаться к голосам чужой земли.

Збися – это слово непонятно. В древности книги не печатали, их переписывали от руки, при этом переписчики нередко допускали описки. Д.С. Лихачев переводит его как «встрепенулся». 

25–26. А половцы неготовами дорогами побегоша к Дону великому; кричат телеги полунощи, рци, лебеди роспущены.

Что сделали половцы? (Побегоша.) Побегоша – Побежали. В древнерусском языке система глагольных времен была совсем не такая, как сейчас, мы с вами видели это на примере формы есве. Куда побегоша половцы? (К Дону.) Возникает вопрос: почему половцы побегоша к Дону? Кто ответит?.. прочитайте последнюю строчку. Куда Игорь вои ведет? (К Дону.) И половцы побегоша к Дону, то есть навстречу русским.
Половцы побегоша неготовами дорогами; то есть были ли дороги? (Нет).

26. Кричат телеги полунощи. Вспомним: нощь – ночь. А что значит полунощь? (Полночь.) Кричат телеги полунощи – когда кричат?.. (В полуночь.) Полунощи – то же самое, что и в полунощи; здесь отсутствует предлог в, как в выражении верху древа отсутствует предлог на.

Слайд 13.

Кричат телеги полунощи, рци, лебеди роспущены. Роспущены – значит распущенные, разогнанные, распуганные. Лебеди роспущены – лебеди разогнанные, распуганные.
Теперь о слове
рци. Глагол рече помните? «И рече ему буй тур Всеволод». Рече – что значит? (Сказал.) Рече – сказал, рци – скажи. Рци, лебеди роспущены означает: «скажи, лебеди распуганные», то есть «будто лебеди распуганные», «словно лебеди распуганные».

Теперь прочтем последнюю строчку отрывка (ученик).

27. Игорь к Дону вои ведет.

Солнечное затмение в древности считалось плохим, грозным предзнаменованием. Скажите, напугало оно русских? Повернули они назад? (Не напугало, не повернули.) Было за что автору «Слова о полку Игореве» уважать князя и гордиться им? (За его смелость, неустрашимость, целеустремленность.)

Слово вои в наше время уже не употребляется; скажите, какие слова с тем же корнем и с тем же значением пришли ему на смену? (Воины, войско.)

5. Обобщение и анализ проделанной работы в форме  контрольных вопросов и заданий.

Мы прочитали отрывок из произведения, которое создано на нашем родном языке более восьмисот лет назад. В тексте этого небольшого отрывка из древнерусского произведения мы обнаружили много таких языковых явлений, которые в современном русском языке уже отсутствуют. Вспомним их.
Слайд 14. Контрольные вопросы и задания.

1.Сколько чисел было в древнерусском языке?

2.В каком числе стоят глагол есве и существительное Святославлича в словосочетании есве Святославлича? 

3.Каким звуком заменялся звук [к] перед звуком [и]?

4.Какой еще был падеж, кроме шести известных нам падежей? Какие слова встретились нам в этом падеже?

5.Под шеломы возлелеяны. Где возлелеяны?

6.Под чем? – под шеломы. В каком падеже существительное шеломы

7.Глаголы прошедшего времени не имели те формы, какие имеют теперь. Найдите эти глаголы.

6.Выразительное чтение учителем текста.

7. Домашнее задание.

Слайд 16-18.

Зачитывается слайд 16

Тускнеет золото, и меркнет серебро

И смерти все подвластно…

Но вечным останется лишь одно-

Простое человеческое СЛОВО.

Поэтому так важно научиться выразительно

Дома научиться читать выразительно отрывок из «Слова о полку Игореве». Но читать будете дома по другим карточкам №4, в которых сохраняется старинное написание. Желательно отработать произношение, близкое к древнему, то есть букву о читать всегда как [о], так как «аканье» в русском языке появилось через несколько столетий после создания «Слова о полку Игореве»; окончание глаголов настоящего времени произносить мягко: кличеть, велить, скачуть; читать ждеть, ведеть, а не ждёт, ведёт. Буква е под ударением не читалась как [ё]: не ждёт, ведёт, а ждеть, ведеть в древности говорили На карточках,  вам встретится буква «ять». Этой буквой обозначался особый звук, который со временем изменился в звук [е], поэтому букву «ять» будем читать как е: свhть, сhдлай, есвh.Загляните в карточку№1
Буквой «ер» обозначался иногда слабый сверхкраткий звук [о], поэтому вот слово
въступи можно прочитать |вступи| и можно прочитать |воступи Слабый гласный звук, обозначаемый буквой «ер», в одних случаях усилился и стал произноситься как [о], например, в словах солнце, борзый; в других случаях исчез совсем, например, на конце слов. Буквой «ерь» обозначался слабый краткий звук [е]. В слове вьрху букву «ерь» будем читать как е: верху. Поможет вам карточка №2. Перед звуком [е], [и] и перед звуком, обозначаемым буквой «ять», звук [к] заменялся звуком [ц]: рhка – «на реке».

Перед этими же гласными звуками звук [г] заменялся звуком [з], а звук [х] заменялся звуком [с]. Стягъ, пороси. (стяг, порох)

 Спасибо за внимание! Я благодарю за помощь моего помощника и всем кто помог нам с ним провести сегодняшний урок. Надеюсь, что урок вам понравился.

Используемая литература.

1. Ж. Жителева, В Жителев « Первое прикосновение к «Слову о полку Игореве»

N 19/2002 еженедельник "Русский язык" газета "Первое сентября".

2. Д. С. Лихачев «Против дилетантизма в изучении «Слова о полку Игореве» (Исследования "Слова о полку Игореве"). - Л., 1986. - С. 183-196

3. Сайт Учитель.ru  “О некоторых географических объектах былин и "Слова о полку Игореве"

4. «Слово о полку Игореве» текст и перевод. М. «Детская литература» 1980г.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Манифест футуристов

«Пощечина общественному вкусу»

«Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени.

Рог времени трубит нам в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее Гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?

В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке.

Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Мы приказываем чтить права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных  веников сделанный Вами венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников, Москва, 1912, декабрь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....