Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по литературе по теме

Учителем был создан богатый видеоряд к урокам литературы. Учащиеся узнают больше об изучаемых эпохах, осуществляется межпредметная связь с историей, музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

                   Учитель русского языка и литературы Насонова Л.И.(МБОУ

                    Мешковская  средняя общеобразовательная школа)

Я осваиваю работу в Интернете и привлекаю к этому процессу учащихся. Интернет-ресурсы  использую через «Единое окно доступа в Интернет» (образовательные ресурсы по образовательным предметам). В процессе работы учимся искать нужную информацию, копировать, редактировать, сохранять её.

Особой популярностью пользуется образовательный портал Виртуальная школа образовательного портала «Кирилл и Мефодий» (http://vschol.km.ru). Виртуальная школа образовательного портала «Кирилл и Мефодий» содержит мультимедийный курс «Уроки русского языка», «Уроки литературы». Этот курс способен помочь учащимся самостоятельно разобраться в отдельных вопросах школьного курса. Имеющиеся в нем интерактивные уроки, электронные уроки содержат теоретические вопросы, тестовые задания, вопросы для контроля знаний. А учитель может пополнять свою методическую копилку.

С помощью Интернета учителем был создан богатый видеоряд к урокам литературы. При изучении биографии писателя использую документальные и художественные фильмы о писателях и поэтах, а также аудиокниги из биографической библиотеки Флорентия Павленкова. Я поняла, что дети ждут фрагментов фильмов, потому что они дополняют текст художественных произведений. Учащиеся узнают больше об изучаемых эпохах, о быте героев. Осуществляется теснейшая межпредметная связь с историей, музыкой. Перед просмотром каждого фильма или отрывка из него учащиеся нацеливаются на определенные задачи: составить схему, таблицу, план. Итоговый продукт они предоставляют при обсуждении и анализе биографий, текстов. Заметила, что дети стали намного целеустремленней и заинтересованней. Готовлю материал для печати на тему: «Изучение биографий писателей и поэтов с применением презентаций и видеоряда на уроках литературы».

Фильмы помогли мне провести уроки литературы на современном, информационном,эмоциональном уровне: Л. Парфёнов «Живой Пушкин», Л. Парфёнов «Птица Гоголь», «Последняя дуэль Пушкина», художественный биографический фильм «Судьба Лермонтова»,  «Больше, чем любовь» (Ангелы Ф.И. Тютчева), художественный фильм «Белинский», автобиографический фильм – воспоминание о первом периоде творчества А.Н. Островского «Мой дом - театр», фильм о работе Н.А. Некрасова в журнале «Современник», фильм о Л.Н. Толстом, спектакль «Горе от ума», фильмы о В. Высоцком «Я приду по ваши души», «Смерть поэта», о В. Цое: «Смертельный поворот», «Звезда по имени солнце»; фильмы «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Княжна Мери», «Максим Максимыч», «Страницы журнала Печорина», «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Пиковая дама», «Жестокий романс» и романсы из этого фильма, «Ионыч», «Очарованный странник», «Левша», «Отцы и дети», «Несколько дней из жизни Обломова», «Преступление и наказание», «Война и мир», пьеса «Вишневый сад», «Палата № 6» и т.д.

В этом учебном году, пользуясь Интернетом,  я укомплектовала видеорядом уроки литературы в 10-11 классах.

Большую помощь в проведении уроков с применением информационно-коммуникационных технологий оказывает сайт «Мультимедиа технологии и дистанционного обучения» (http://mmp-dl.ru), где в режиме Контроль каждому обучаемому предлагается выполнить контрольные задания; в режиме Тест пользователь выполняет тестовые задания с целью проверки накопленных знаний.

Актуальную информацию по вопросам подготовки к ЕГЭ я и мои учащиеся получают на сайте http://ege.edu.ru.

Ресурсы Интернета безграничны, и моя задача состоит в том, чтобы использовать эти ресурсы в преподавании русского языка и литературы.

          Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса. Самым распространенным или популярным средством ИТ в школе является продукт программы  Power Point – презентация. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока используется много чаще. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом – рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях – демонстративные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках.

Провожу уроки, полностью построенные на одной презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции. Другое направление – это использование на уроках литературы презентаций – биографий писателей.

Презентации вызывают интерес у учащихся, так как позволяют не только услышать рассказ учителя или одноклассника о писателе, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагмент кинофильмов, снятых об авторе или по мотивам его произведений, услышать авторское и актерское чтение текстов.

Большим подспорьем являются приобретенные мною книги-диски (серия «Современная школа», Москва, издательство «Глобус»). В этих методических пособиях помещены «Уроки литературы с применением информационных технологий (6-10 классы)», «Уроки русского языка с применением информационных технологий (5-6 классы)». Данные пособия представляют сборник уроков с мультимедийным приложением в виде презентаций, содержащие как информативные материалы, так и проблемные вопросы, видеофрагменты, тесты. Материал соответствует требованиям государственного стандарта. Электронное приложение (CD - диск) содержит также интерактивные игры, которые помогают учителю организовать фронтальную или индивидуальную проверку знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

На уроках русского языка мною были применены презентации: «Что изучает фонетика», «Меня зовут фонема», «Основные понятия лексики», «Синонимы», «Правописание чередующихся гласных А-О, Е-И в корнях слов», «Правописание букв и-ы после ц», обобщение изученного материала по теме «Имя существительное», «Что изучает синтаксис и пунктуация», «Пунктуация. Что может запятая», «Вводные слова», «Язык и речь», «Что такое текст», «Связь предложений в тексте», «Типы речи», «Секреты речевого общения», «Урок русской словесности. Каждое слово необъятно, как поэт», 7 насыщенных презентаций по теме «Словообразование», «Написание н и нн в суффиксах прилагательных», «Все о числительном», «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы» и т.д.

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Использование ИКТ способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизации самостоятельной деятельности учащихся.

Я думаю, что детям запомнился надолго урок литературы «Житие Сергия Радонежского». После изучения текста Б. Зайцева, ученики познакомились с иллюстрированной книгой «Сергий Радонежский» (из серии «Защитники земли русской»), а затем была использована звуковая презентация «Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»», рассмотрена газетная статья «Хрустальный светильник России» (автор И. Чукин).

Изучая биографию А.С. Грибоедова, учащиеся были познакомлены с фрагментами из книги Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», статей члена Союза журналистов, краеведа В. Чирикова «Донская осень Грибоедова», со статьей О. Кучкиной «Грибоедов», с книгой С.А. Шинкарчук «Литературные усадьбы. Хмелита. Усадьба Грибоедова», со статьей Р. Киреева «Последний бал Грибоедова». Делают уроки насыщенными и познавательные презентации «А.С. Грибоедов. Жизнь и деяния», презентация «Золотой век литературы XIX века». Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Теоретическая преамбула», презентация «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы».

Я использую на уроках презентации по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...