Главные вкладки

    Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.
    презентация к уроку (литература, 11 класс) по теме

    Косарева Елена Васильевна

    Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Основные тенденции развития литературы на рубеже 19-20 веков «…Немые и незримые сферы, которым стал причастен человек, исказили его образ…Самосознание его распалось и разъединилось, стало абстрактными и идеальным…Образ человека стал многослойным и разносоставным…» М.М.Бахтин

    Слайд 2

    Философия на рубеже веков Марксистская Ф.Ницше и его теория о «воле и свободе» Богоискательство Все три основных направления философии уходят от истинной веры – акт богоотступничества.

    Слайд 3

    Марксистская философия В.И.Ленин 1910г. Развитие эстетики будет происходить с опорой лишь на «материалистическое понимание истории» «Мы знаем … только одну пролетарскую науку – марксизм»

    Слайд 4

    Ф. Ницше и его теория о «воле и свободе» « …а нищих надо бы совсем уничтожить» «…укоры совести учат кусать других» «…падающего – толкни»

    Слайд 5

    Богоискательство Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления христианства. То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные силы человечества.

    Слайд 6

    «Вехи»( Н.Бердяев, С.Булгаков) От идеи социальной революции к идее революции духовной Опасность фанатического служения каким бы то ни было теоретическим программам Моральная недопустимость веры в универсальную значимость тех или иных общественных идеалов Предупреждали о гибельности революционного пути для России

    Слайд 7

    Споры о названии эпохи Декаданс –(от фр. «упадок») – определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. Модернизм - «новейшее, современное» «Серебряный» век русской поэзии Русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, на рубеже веков стала эстетически многослойной.

    Слайд 8

    Его основателями стали писатели и известные религиозные публицисты и философы «серебряного века». В. Розанов Д. Мережковский

    Слайд 9

    Литературные направления Реализм: Л.Толстой, А.Чехов, Л.Андреев, И.Бунин, В.Вересаев, А.Куприн, И.Шмелев, М.Горький Особенности: 1) Темы 2) Герои 3) Жанры 4) Стилевые особенности (стр.21-28 учебник) Модернизм: Символизм Акмеизм Футуризм Дж.Северини «Голубая танцовщица» 1912

    Слайд 10

    Модернизм в живописи

    Слайд 11

    Модернизм в архитектуре

    Слайд 13

    Символизм Д.Мережковский (1892г. Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы») В.Брюсов В.Иванов А.Блок Ф.Сологуб А.Белый Ф.Сологуб Основными элементами обновления литературы назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» «символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» «Символ – окно в бесконечность» «Стремление отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны, не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов…изобразить то, что образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом

    Слайд 14

    Художественные особенности Символ - центральная эстетическая категория; многозначен: он содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов, при этом полноценная значимость предметного плана образа, его материальной фактуры. Категория музыки. Не ритмическая организация звуков, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Вместе с тем это пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т.е. максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии

    Слайд 15

    «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». А.Блок «Записные книжки» Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в духовном восхождении от «реального» к «высшей реальности» Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла, уточняла его восприятие, развивала родственную художнической интуицию

    Слайд 16

    К.Бальмонт Я –изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая – Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон. Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я – изысканный стих. 1901г.

    Слайд 17

    Символизм в живописи В.Э.Борисов –Мусатов «Призраки» 1903г. Одилон Редон «Глаз как шар» 1890г.

    Слайд 18

    Футуризм ФУТУИИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини ) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

    Слайд 19

    Акмеизм АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э.Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

    Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....

    Усиление сатирической тенденции в разные периоды развития русской литературы

    …В сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности. Ф.Шиллер...

    Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».

    Данный урок знакомит с  этапами развития поэзии 60-90 годов ХХ века, с  поэтами того периода....

    Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания".

    Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания"....