Главные вкладки

    Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Богданова Галина Александровна

    Данный урок знакомит с  этапами развития поэзии 60-90 годов ХХ века, с  поэтами того периода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».

    Цели: Знакомство с развитием поэзии в конце ХХ века.

    Задачи:

     1. Образовательные:

    - сформировать представление о развитии поэзии в конце ХХ века;

    -  познакомить с этапами творческого пути поэтов 60-90-х годов;

    - показать место авторской песни в развитии культуры страны.

    2.Развивающие:

    - развивать навык выразительного чтения стихотворений;

    - развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение подбирать материал для сообщения;  

    - совершенствовать умение анализировать поэтический текст;          

     - совершенствовать навыки устной речи.

    3.Воспитательные:

    - воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.

     

    Оборудование:

    - выставка книг поэтов,

    -презентация.

    Поэзия будь громкой или тихой,

    Не будь тихоней лживой никогда…

    Е.Евтушенко.

    ХОД УРОКА

    1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

     -Как вы понимаете эпиграф?  Как, на ваш взгляд, он связан с темой урока?

    - О чём будем говорить на уроке?

    2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

    Тысячи лет ведется спор – зачем люди тратят время, силы, страдают и ищут…что? То, что, по словам Н. Гумилева, «не съесть, не выпить, не поцеловать». Зачем?

    Читаете ли вы стихи? Нужны ли они в  ХХI веке?

    Говорят, что интерес к поэзии значительно уменьшился.

    3. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОПРОСА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СОВРЕМЕННУЮ ПОЭЗИЮ».

    Опрос показал, что интерес к поэзии, к сожалению, гаснет. Но это не значит, что она не нужна. Может быть, мы плохо ее знаем. Попробуем восполнить пробелы.

    Задание: по мере урока, знакомясь с периодами развития поэзии конца ХХ века, заполняйте таблицу.

    Хронологическая таблица.

    Годы

    60-е г.г.

    70-е г.г.

    80-90 г.г.

    Название

    «ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ»

    «ТИХАЯ ЛИРИКА»

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Поэты

    Характерные

    особенности

    поэзии

    4. ЛИРИКА 60-х ГОДОВ (“ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ ”).

    4.1. ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ 60-х (ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ).

    Вопросы перед просмотром:

    - Каких поэтов относят к “эстрадным”?

    - Почему так названо это направление?

    3.3. ЗНАКОМСТВО С ПОЭТАМИ - «ШЕСТИДЕСЯТНИКАМИ».

    ( Сообщения учащихся)

    • Вознесенский
    • Е Евтушенко
    • Ахмадулина

    3.2. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.

    Самостоятельное заполнение 1 колонки (пустых граф) студентами с последующей проверкой.

    - Почему эта поэзию называют «эстрадной»?

    - Что характерно для “эстрадной поэзии”?

    • установка на огромную аудиторию;
    • воспевание прогресса;
    • публицистичность и гражданственность;
    • борьба с мещанством и бездуховностью;
    • «оголенный нерв»стиха.

    5. БАРДОВСКАЯ ПОЭЗИЯ

       

     Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару.

    - Назовите какие-нибудь известные строки или авторов?

    - Что характерно для бардовской поэзии? 

         Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст.  Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

    Сообщения студентов о творчестве

    • Окуджавы;
    • Высоцкого.

     

           Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.
            Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта».

     А.Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

           В литературоведении существует устоявшаяся точка зрения на то, что «тихая лирика» возникает как противовес громкой, эстрадной лирике. Беря во внимание природу, сам процесс поэтического творчества, основанный на мироощущении художника, поразмышляем над тем, в какой мере справедливо это утверждение по отношению к творчеству Н.Рубцова и А.Жигулина, Просолова.

    6. ЛИРИКА 70-Х ГОДОВ ХХ – «ТИХАЯ» ЛИРИКА.

    6.1.  ЗНАКОМСТВО С ЖИХНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ Н.РУБЦОВА.

    Сообщение ученицы, сопровождающееся просмотром презентации.

    6.2. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.РУБЦОВА «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА».

    - Один из самых ярких поэтов “тихой лирики” является Н. Рубцов. Прослушивание и анализ стихотворения Н.Рубцова. (стихотворение наизусть читает студентка)

    Николай Рубцов “Тихая моя родина...”

    Тихая моя родина!
    Ивы, реки, соловьи...

    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    - Где же погост? Вы не видели?
    Сам я найти не могу -
    Тихо ответили жители:
    Это на том берегу.

    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.

    Там, где я плавал за рыбами,
    Сено гребут в сеновал:
    Между речными изгибами
    Вырыли люди канал.

    Тина теперь и болотина
    Там, где купаться любил...
    Тихая моя родина,
    Я ничего не забыл

    Новый забор перед школою,
    Тот же зеленый простор.
    Словно ворона веселая,
    Сяду опять на забор!

    Школа моя деревянная!...
    Время придет уезжать
    Речка за мною туманная
    Будет бежать и бежать.

    С каждой избою и тучею,
    С громом готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

    АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

    • Вам понравилось это стихотворение? Чем?
    • Почему оно относится к “тихой лирике”? Какое слово повторяется в стихотворении? Что скрывается за этим словом? Найдите синонимы к слову “тихая”.  
    • Определите, к какой теме оно относится? Какие же чувства испытывает герой от встречи с родными местами, в каких строках это видно?
    •  Каково внутреннее состояние лирического героя? Каким чувством проникнуто стихотворение?
    • Какие выразительные средства языка вы бы отметили?

    6.3. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ 70-х ГОДОВ ХХ ВЕКА.

           (сообщения студентов)

    • Ю. Кузнецов.
    • Алек. Просолов.
    • Анатолий Жигулин.

    6.4. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ 70-х (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ).

    Самостоятельное заполнение соответствующей колонки (пустых граф) студентами с последующей проверкой.

    - Как вы думаете, почему эта лирика названа  «тихой»?

    - Что характерно было для этой поэзии?

    Отличительные особенности «тихой»  лирики:

    • обращение к читателю, его внутреннему миру;
    • возрождение классических традиций поэзии;
    • темы природы, деревни, неразрывная связь с родиной;
    • обращение к духовности.

    7. ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В  80-90 гг. ХХ в.

    - А что происходит с поэзией в 80-89-е годы?

    7.1. ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ О ПУТЯХ ПОЭЗИИ В 80-90 ГОДЫ ХХ ВЕКА.

    -Новое звучание поэзии известных поэтов 60-70-х годов.

    - «Литература второй культуры» - «Самиздат».

    - Постмодернистская поэзия (концептуализм, метареализм).

    7.2. ЗНАКОМСТВО С ПОЭТАМИ 80-90 ГГ.

    ( Сообщения учащихся)

    • В.Кривулин.
    • Д.Пригов
    • Игорь Губерман

    7.3.РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.

    Самостоятельное заполнение последней колонки (пустых граф) студентами с последующей проверкой.

    - Как вы думаете, почему эта лирика, в отличие от «эстрадной» и  «тихой, не имеет названия?

    - Что характерно было для поэзии этого периода?

    Отличительные особенности лирики 80-90 гг.:

    • усложнение поэтического языка и образа;
    • сверххудожественные обобщения метареализма;
    • иронические штампы и перепевы классиков концептуалистами;
    • протест против системы общества;
    • одиночество поэта.

    Подведение итогов.

    - Стихи каких поэтов (или поэта) вам больше понравились?

    - Какие темы звучат в стихотворениях перечисленных вами поэтов? Можно ли отнести их к «вечным»?

    Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение понравившегося автора, мотивировать свой выбор.

    Источники:

    http://rudocs.exdat.com/docs/index-180415.html?page=5

    http://www.uamconsult.com/book_852_chapter_4_1._Dvizhenie_poehzii_60-kh_godov.html

    http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-11-klasse-tema-tikhaya-lirika-i-poeziya-nikolaya-rubtsov


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.

    Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....

    Экономическое развитие России в начале ХХ века

    экономическое развитие России...

    Влияние Государственной думы на изменения в системе органов власти в начале и в конце ХХ века.

    Цель: провести сравнительно - сопоставительный анализ органов государственной власти под влиянием работы Государственной Думы 1906-1917г.г. и 1994-2013 г.г....

    Учебное пособие по литературе "Поэзия последних десятилетий ХХ века"

    Учебное пособие по литературе предназначено для студентов всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования и предполагает возможность са...

    конспект урока 8 класс "Международные отношения в конце 19 века"

    Урок интегрирует материал всеобщей истории и истории России....

    Технологическая карта "Развитие науки в начале ХХ века".

    Три этапа работы на уроке:1 - Вводно-мотивационный2 - Технологический3 - РефлексивныйИтог - создание электронной газеты по итогам работы творческих групп....