Учебно-исследовательский проект : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Соколова Светлана Анатольевна

Защита проекта  ученика 9 "а" класса Белецкого Максима по  теме : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"".  Видеозапись фрагмента урока

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rol_prirody_v_romane.pdf2.78 МБ
Microsoft Office document icon priroda_v_onegine.doc66 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль природы в романе

«Евгений Онегин»

        Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет и, сопровождая по жизни, формирует его личность. Сколько тайн и загадок несут в себе леса и моря, красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. С давних времён образы природы используют во многих произведениях искусства.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...

Пейзаж играет композиционную роль. Показывает ход времени в романе. Смена времен года и смена жизненных этапов в судьбах героев.

        В романе «Евгений Онегин»  Пушкин постоянно использует образы природы: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармоничный мир,  умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев и описания их чувств        .

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

        При помощи пейзажа автор характеризует духовный мир героев. Непостоянство и переменчивость женского характера, Онегин сравнивает с быстротекущими природными явлениями

Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты; 

Так деревцо свои листы 

Меняет с каждою весною. 

Так, видно, небом суждено.

        Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Вот отношение Онегина:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

        


А вот как относится к природе Пушкин:

        

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины;

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

        «Уединенные поля», «сумрачная дубрава» - это признаки «приюта» изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», - то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

        Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:

Она любила на балконе 

Предупреждать зари восход, 

Когда на бледном небосклоне 

Звезд исчезает хоровод… 

        Романтика пейзажа подчеркивает романтический образ героини. Глазами своей любимой героини Пушкин рисует образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою, 

Сама не зная почему) 

С ее холодною красою 

Любила русскую зиму, 

На солнце иней в день морозный, 

И сани, и зарею поздней 

Сиянье розовых снегов, 

И мглу крещенских вечеров.

        Через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл перелома в судьбе Татьяны. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:

Ее прогулки длятся доле. 

Теперь то холмик, то ручей 

Останавляют поневоле 

Татьяну прелестью своей!... 

        Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, выполняя роль своеобразных введений или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Сюжеты большей части романа связаны с деревенской тематикой. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы: 

Деревня, где скучал Евгений, 

Была прелестный уголок; 

Там друг невинных наслаждений 

Благословить бы небо мог.

        Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме. 

        Несколько сюжетных планов как бы соединяются на полотне, что для Пушкина не является неожиданной идеей. Он сам осознает в этом влияние фламандской живописи:

Порой дождливою намедни

Я, завернув на скотный двор…

Тьфу! Прозаические бредни,

Фламандской школы пестрый сор! 

ЗИМА

        Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

        Данное описание лаконично, но жизнерадостно. Оно наполнено детской радостью.

         В пейзаж вводится сюжет, своеобразные бытовые сценки. Это реалистический пейзаж горячо любимый Пушкиным. В живописи такие сюжеты называются жанровыми.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

 В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь.

        Появляются новые, неожиданные, с живописной точки зрения, ракурсы. Например, пейзаж, наблюдаемый из окна:

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

        Демократичность пейзажа подчеркивается самим автором. Конкретность, приземленность пейзажа, описание обычных прозаических вещей поддерживается простотой языка Пушкина. Богатая цветовая палитра в пейзажных зарисовках, причем в очень чистые тона. Зимние пейзажи выдержаны в бело-серебристой гамме:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Твоя серебреная пыль

Меня кропит росою хладной.

        В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

        При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение:

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

ВЕСНА

        Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

        В романе не просто отражается внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека.

Как грустно мне твое явленье, 

Весна, весна! пора любви! 

Какое томное волненье 

В моей душе, в моей крови! 

С каким тяжелым умиленьем 

Я наслаждаюсь дуновеньем 

В лицо мне веющей весны...

        Пушкин показывает нам, что внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя.

ЛЕТО

        Пушкин не любил лето. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

        Поэтому в романе данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим...

        Но Пушкин прекрасно описал летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками.

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий.

ОСЕНЬ

        И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, осенние, багряно-золотые пейзажи:

Роняет лес багряный свой убор.

время плодотворной творческой работы, вдохновения. Осень помогает понять Онегина, который, приехав в глухую деревню, не находит себе нужного занятия и скучает по прежней городской жизни:

Вдали пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

        Этому сезону посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени –

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.        

        Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.

Использованные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.

  Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Роман в стихах "Евгений Онегин"

Материалы к урокам по роману "Евгений Онегин"...

Урок литературы в 9 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой "Им овладело беспокойство" ( по роману А. Пушкина "Евгений Онегин")

Урок-анализ  причин, под влиянием которых изменился Евгений Онегин -герой романа А.Пушкина "Евгений Онегин"....

Технологическая карта урока литературы "Роль книг в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок помогает раскрыть значение книг в воспитании героев романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ.   Введение. История возникновения эбру. Секреты создания эбру. Технология традиционного эбру. Эбру в наши дни....

Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Название предмета: литератураКласс: 9УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...