Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Суюндикова Минзаля Юлаевна

Название предмета: литература

Класс: 9

УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 9 уроков

Место урока в системе уроков по теме : 1-ый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суюндикова Минзаля Юлаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аллабердинская СОШ»

Название предмета: литература

Класс: 9

УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 9 уроков

Место урока в системе уроков по теме : 1-ый урок

Цели урока: 1.  Познакомить учащихся с историей создания и особенностями романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Задачи:

1. Образовательная. Определить значение романа в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина; выяснить творческую историю романа; понять жанровое и композиционное своеобразие романа;

2.Развивающая. Развивать умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы.

3.Воспитывающая. Воспитывать чувство гордости за русскую литературу.

Планируемые результаты

Предметные умения:

знать содержание прочитанных произведений;

- Уметь воспринимать и анализировать поставленную задачу.

Метапредметные УУД:

Личностные:

-уметь осваивать новые виды деятельности;

- участвуя в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

Регулятивные:

-принимает и сохраняет учебную задачу;

-планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану.

Познавательные:

- понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической и модельной форме.

Коммуникативные:

- вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману; мультимедийная установка.

Ход урока.

I.Работа с эпиграфом (2 слайд):

««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности»

В.Г.Белинский

Сегодня мы начнем изучать произведение, жанр которого очень интересный. Это произведение Пушкина, о котором он писал своему современнику, другу, поэту Вяземскому: « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница».

« Исчерпать онегинский текст невозможно»-, утверждал Ю.Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н.Долинина в своей книге « Прочитаем Онегина вместе» пишет: «Все возложено в эту книгу: ум, сердце,молодость,мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна- вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы».

И мы прочитаем»Онегина» вместе- вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения.

Вопросы к классу:

Чего вы ждете от этого произведения?

Как вы думаете, о чем будет идти речь в романе?

Давайте сформулируем тему урока и поставим цели.

Тема: А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений  Онегин».

II.Беседа с учащимися о романтизме:

  • Вспомните, какие черты присущи романтизму?

(яркая личность, экзотическая природа, противостояние героя и общества)

  • Какой жанр в нём преобладает? (роман)

Запишем определение романтизма (3 слайд)

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

  • Какие черты романтизма присущи творчеству Пушкина?
  • Находят ли эти черты отражение в романе «Евгений Онегин»?
  • Где именно?

Черты романтизма

Реализация в романе

Яркая личность героя

Характер Онегина многогранен, самобытен, вокруг него строится сюжет романа

Противостояние героя и общества

Отторжение героем столичного и деревенского общества

Экзотическая природа, колорит

Переход к реализму, описание национального колорита, нет единения героя с природой

Ведущий жанр-роман

Сложный жанр произведения, где субъективная оценка автора передаётся посредством стихотворной формы

III.Понятие реализма (3 слайд)

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

  • Как реализм воплотился в романе?
  • Можно ли роман «Евгений Онегин» назвать энциклопедией русской жизни?
  • Почему? ( да, так как отражены все сферы обыденной русской жизни )

IV.Роман в стихах (4 слайд)

  • В чём особенность жанра произведения?

-Давайте попытаемся разобраться в этом понятии.

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой

Из письма А. С. Пушкина к П. А.Вяземскому:

« Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница… Пишу с упоением, что уже давно со мною не было…»

- Хорошо, мы разобрались с жанром произведения, а теперь перейдём к истории его создания и творческому замыслу поэта.

V.Замысел и история создания произведения (5 слайд)

Для того чтобы лучше понять произведение, необходимо ознакомиться с историей его создания.

-  Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

           Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.

           В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.

           В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

           Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:

                          И даль свободного романа

                          Я сквозь магический кристалл

                          Еще не ясно различал. (8, L)

  • Когда и где писал его Пушкин?
  • О чем он думал, что его волновало?
  • Какие люди и события связаны с этим произведением?

VI/Работа с иллюстрациями (6-16 слайд)     

- Хорошо, а теперь обратите внимание на слайд

  • Как вы думаете кого изобразил А.С. Пушкин на этих зарисовках?

( Онегин, Ленский, Онегин и Пушкин)

- Задание усложняется. На иллюстрациях представлены эпизоды романа, ваша задача озаглавить их строками из романа.

1. Онегин добрый мой приятель

Родился на брегах Невы

Где может быть родились вы…

2. Быть можно дельным человекам

И думать о красе ногтей

3. Они сошлись волна и камень

Стихи и проза лед и камень

4. Упала в снег, медведь проворно

Её хватает и несёт.

5. Вот пистолеты уж блеснули

Гремит о шомпол молоток

6. Младой певец

Нашёл безвременный конец.

7.Я к вам пишу чего же боле…

8. Я вас люблю (чего лукавить?)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

VII.Работа с эпиграфом романа (слайд 17)

- Замечательно, а теперь перед тем как начать анализ текста романа, поработаем с эпиграфом:

«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого»

  • Почему на ваш взгляд, автор выбрал именно эти строки в качестве эпиграфа к роману?

( В нём определялось, что болезнь века - равнодушие- распространилось и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни самоутверждению, хотя оно в этих нескольких фразах повышалось в ранге: тщеславие- гордость- чувство превосходства. Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни мнимая, но сама болезнь реальная)

VIII.Беседа по посвящению и первой главе

1.Слушаем отрывок из романа «Евгений Онегин в исполнении И.Смоктуновского (слайд 18)

2. Вопросы к главе (слайд 19)

  • Как отзывается Пушкин о своём романе в посвящении? (« собрание пёстрых глав»)
  • Почему нельзя поменять местами первую и вторую строфу?
  • Сочетание иронии и сочувствия в рассказе об Онегине? ( как называет его автор, как оценивает его знания, интересы, увлечения)
  • Воспитание и образ жизни юного Онегина, и их влияние на формирование его личности?
  • Причины разочарования Онегина?
  • Что сблизило автора и Евгения?
  • В чем различие между автором и Онегиным?
  • О чём могла идти речь в строфах заменённых многоточием?

IX. Онегинская строфа (слайд 20)

- Поработав с текстом романа, вы наверняка заметили особенности его написания.

Особое удивление вызовет у нас «единица» текста роман, которая организует всё его пространства, весь мир,- « Онегинская строфа»

-Внимательно прочитаем первую строфу первой главы:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

  • Сколько строф, в каждой главе?
  • Какими строфами начинается и оканчивается глава?
  • Определим рифмы присущие данной строфе.

(слайд)

X.Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» 14 строк четырехстопного ямба.

В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

XI.Итог урока. Рефлексия. Что узнали нового и интересного на  уроке? Оценивание своей работы на уроке.

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», с которым нам предстоит работа на нескольких уроках. Окунулись в атмосферу создания этого романа и познакомились с особенностями его жанрового своеобразия.

XII. Домашнее задание (слайд 21)

Выпишите фразы романа, которые со временем оживит ваша память, как пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения…

1.Чтение и анализ глав романа;

2. Раздел учебника о «Евгении Онегине», критика романа

3. Обзор крылатых фраз романа (не менее 7 примеров) (по выбору)

Пример:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.

  Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Роман в стихах "Евгений Онегин"

Материалы к урокам по роману "Евгений Онегин"...

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина...

Использование А.С.Пушкиным переносного значения слова в поэтических тропах. (По роману в стихах “Евгений Онегин”)

Интересно, как изобразительно-выразительные средства помогли А.С.Пушкину реалистично изобразить жизнь и характеры лучших представителей первой трети XIX века? Обратимся к страницам классики - роману в...