Главные вкладки

    Литературный вечер "Любовью дорожить умейте"
    методическая разработка по литературе по теме

    Всё превращает любовь: и неумного делает мудрым.

    Всё превращает любовь: красноречье даёт молчаливым,

    Старцев в юнцов превратить милая может любовь.

    Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит.

                                                                                           Эразм Роттердамский.

    Об этом данная работа " Любовью дорожить умейте".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnyy_vecher.docx343.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУБРИКА « ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА»

    Литературный вечер для старшеклассников, составленный учителем русского языка и литературы Антоновой Оксаной Викторовной

    « Любовью дорожить умейте»

     Инсценировка «Любовь». ( На сцене лежит или сидит девушка, одетая во всё белое.  Рядом происходит разговор. Тихо звучит классическая музыка).

    - Кажется, она не дышит…

    -Да, похоже, это конец.

    - Это точно? Пульса нет?

    - Сердце остановилось. Это точно.

    - Какой ужас! Она была такой красивой…

    - Разве всё дело в этом? Бедняжка столько страдала…

    - Не то слово! Страдала! Да она мучилась всю свою жизнь!

    - Мучилась! И это, по-вашему, жизнь?! Сущий кошмар! Несчастная.

    - Но ведь она была такой самоотверженной и очень искренней.

    - Правда. Удивительно верной и преданной.

    - По-моему, глупой. Кому это надо?! Вот чем всё закончилось!

    - Наивной она была и… чистой!

    - Да, но больше сумасшедшей!

    - Что вы! Она была всё-таки мудрой.

    - Ах, такая нежная, чуткая, хрупкая. Не выдержала…

    - И всё же, какая невероятная сила!

    - Какая возвышенная натура!

    - И её больше нет! Ушла…

    - Похоже, её убили. Медленно убивали с самого рождения.

    - Нет-нет, она сама хотела умереть.

    - Значит, ей помогли.

    - Наверное, так лучше. Теперь для неё ничего не существует.

    - Теперь ей легко…

    - Но ведь она бывала и счастливой!

    - В своих мечтах, когда забывалась в них. Её убивала реальность.

    - И всё-таки убила!

    - Сердце! У неё… снова забилось сердце! ( Звук сердцебиения в записи).

    - Этого не может быть! Она же умерла!..

    - Она всегда жаждала жизни! Она не смогла умереть!

    - Смотрите, она улыбается, хотя смертельно слаба.

    - В ней, видимо, осталось тепло, снова вернувшее ей дыхание!

    - Она бессмертна?!

    - Кто же она, Вечная?!

    - Она? Да, её мало кто знает, её редко узнают при встрече, проходя равнодушно мимо…

    - …ЛЮБОВЬ! ( Девушка встаёт, все преклоняются перед ней, потом  уходят).

    Ведущий:  Любовь – это поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Как же зародилась любовь на земле?

      Звучит стихотворение К. Бальмонта « Рождение любви» в исполнении ученика.

    Любить - живых учила красногрудка.

    Вся серая была она в Раю.

    Сидела на утёсе, на краю.

    А мир кругом был смех, и всклик, и шутка.

    И думала крылатая малютка:

    « О чём они? О чём и я пою?

    Любить не нужно всё. А лишь мою».

    И в этот миг у ней зарделась грудка.

    И птичка полетела по кустам.

    Тогда впервые заалели розы,

    Гвоздики, маки, целый алый храм.

    И кровь любовью брызнула к сердцам.

    И молния, узор небесной грёзы,

    Велела быть грозе и лить дождям.

    Ведущий: Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

    Инсценировка из третьей главы романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

    Ведущий: Тоска любви Татьяну гонит,
    И в сад идет она грустить,
    И вдруг недвижны очи клонит,
    И лень ей далее ступить.
    Приподнялася грудь, ланиты
    Мгновенным пламенем покрыты,
    Дыханье замерло в устах,
    И в слухе шум, и блеск в очах...
    ( Появляются на сцене Татьяна и няня. Сцена оформлена в стиле того времени: лавка, стол, свеча на столе, чернильница, бумага, кувшин с водой).
    Ведущий: Настанет ночь; луна обходит
    Дозором дальный свод небес,
    И соловей во мгле древес
    Напевы звучные заводит.
    Татьяна в темноте не спит
    И тихо с няней говорит:

    Татьяна: Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне.
    Няня: Что, Таня, что с тобой?

    Татьяна: Мне скучно,
    Поговорим о старине.
    Няня: О чем же, Таня? Я, бывало,
    Хранила в памяти немало
    Старинных былей, небылиц.

    Про злых духов и про девиц;
    А нынче все мне тёмно, Таня:
    Что знала, то забыла. Да,
    Пришла худая череда!
    Зашибло...

     Татьяна: Расскажи мне, няня,
    Про ваши старые года:
    Была ты влюблена тогда?

    Няня: И, полно, Таня! В эти лета
    Мы не слыхали про любовь;
    А то бы согнала со света
    Меня покойница свекровь.
    Татьяна: Да как же ты венчалась, няня?
    Няня: Так, видно, бог велел. Мой Ваня
    Моложе был меня, мой свет,
    А было мне тринадцать лет.
    Недели две ходила сваха.

    К моей родне, и наконец
    Благословил меня отец.
    Я горько плакала со страха,
    Мне с плачем косу расплели
    Да с пеньем в церковь повели.

    И вот ввели в семью чужую...
    Да ты не слушаешь меня...
    Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,
    Мне тошно, милая моя:
    Я плакать, я рыдать готова!..
    Няня:  Дитя мое, ты не здорова;
    Господь помилуй и спаси!
    Чего ты хочешь, попроси...
    Дай окроплю святой водою,
    Ты вся горишь...
    (Няня брызгает на Татьяну водой)

    Татьяна: Я не больна:
    Я... знаешь, няня... влюблена.
    Няня: Дитя мое, господь с тобою!
    Ведущий: И няня девушку с мольбой
    Крестила дряхлою рукой.

    …………………………..

    Вдруг мысль в уме ее родилась...
    Татьяна: Поди, оставь меня одну.
    Дай, няня, мне перо, бумагу,
    Да стол подвинь; я скоро лягу;
    Прости.

    Ведущий: И вот она одна.
    Все тихо. Светит ей луна.
    Облокотясь, Татьяна пишет
    …( Татьяна, сидя за столом, пишет письмо Онегину. Затем встаёт, ходит по сцене и читает часть письма)
    Татьяна: Зачем вы посетили нас?  
    В глуши забытого селенья
    Я никогда не знала б вас,
    Не знала б горького мученья.
    Души неопытной волненья
    Смирив со временем (как знать?),
    По сердцу я нашла бы друга,
    Была бы верная супруга
    И добродетельная мать.

    Другой!.. Нет, никому на свете
    Не отдала бы сердца я!
    То в вышнем суждено совете...
    То воля неба: я твоя…( Татьяна вновь садится за стол, продолжает писать и говорит)
    Кончаю! Страшно перечесть...
    Стыдом и страхом замираю...

    Ведущий: Татьяна то вздохнет, то охнет;
    Письмо дрожит в ее руке….
    Вот утро: встали все давно,
    Моей Татьяне все равно.

    Она зари не замечает,
    Сидит с поникшею главой…
    Уж ей Филипьевна седая
    Приносит на подносе чай.
    Няня: Пора, дитя мое, вставай:
    Да ты, красавица, готова!
    О пташка ранняя моя!
    Вечор уж как боялась я!
    Да, слава богу, ты здорова!
    Тоски ночной и следу нет,
    Лицо твое как маков цвет.( Артисты кланяются и уходят).

    Ведущий: Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит. Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...» — одно из самых известных стихотворений Пушкина о любви. Чувство лирического героя — высшее проявление любви, направленной прежде всего на возлюбленную. Не собственные неразделенные чувства беспокоят героя, он желает счастья и спокойствия ей. Более того, чувство лирического героя так чисто, высоко и одухотворено, что он желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной. Эти стихи звучат так, словно сказаны сегодня. Эти строки – воплощение глубокой человечности, высшего благородства.

    Стихотворение А.С. Пушкина « Я вас любил…» читает ученик.

    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.

    Ведущий: Любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Благодаря стихотворению «Жди меня» Константин Симонов стал известен всей стране. Миллионы людей в войну твердили его строки как заклинание: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...» Именно так хотели бы выразить свои чувства к возлюбленным уходившие на фронт солдаты второй мировой, именно таких слов ждали от них оставшиеся в тылу невесты и жены. Симонов нашел «эти слова» не потому, что поставил перед собой задачу написать стихи для миллионов, а потому, что сам уходил на войну и покидал женщину, которую любил. И написал «Жди меня» К. Симонов не для миллионов, а для одной, Единственной. Звали ее Валентина Серова, и была она известной актрисой. 

    Ученик в военной форме читает стихотворение К. Симонова « Жди меня». 

    Жди меня, и я вернусь,                                           
    Только очень жди.
    Жди, когда наводят грусть                                          
    Желтые дожди,
     
    Жди, когда снега метут,
     
    Жди, когда жара,
     
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест

    Всем, кто вместе ждет. 
    Жди меня, и я вернусь.
    Не желай добра
    Всем, кто знает наизусть,
     
    Что забыть пора.
     
    Пусть поверят сын и мать
    В то, что нет меня,
    Пусть друзья устанут ждать,
     
    Сядут у огня,
     
    Выпьют горькое вино
    На помин души...
    Жди. И с ними заодно
    Выпить не спеши.
     
    Жди меня, и я вернусь
    Всем смертям назло.
     
    Кто не ждал меня, тот пусть
     
    Скажет - повезло!
    Не понять не ждавшим, им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
     
    Ты спасла меня.
     
    Как я выжил, будем знать
     
    Только мы с тобой -
     
    Просто ты умела ждать,
     
    Как никто другой.
     

    Ведущий: Любовь бывает разной: взаимной и безответной, счастливой и несчастной, нередко любовь заставляет переживать, страдать.

    Ученица читает стихотворение Эдуарда Асадова « Сатана».

    Ей было двенадцать, тринадцать - ему.

    Им бы дружить всегда.

    Но люди понять не могли: почему

    Такая у них вражда?!

    Он звал её Бомбою и весной

    Обстреливал снегом талым.

    Она в ответ его Сатаной,

    Скелетом и Зубоскалом.

    Когда он стекло мячом разбивал,

    Она его уличала.

    А он ей на косы жуков сажал,

    Совал ей лягушек и хохотал,

    Когда она верещала.

    Ей было пятнадцать, шестнадцать - ему,

    Но он не менялся никак.

    И все уже знали давно, почему

    Он ей не сосед, а враг.

    Он Бомбой её по-прежнему звал,

    Вгонял насмешками в дрожь.

    И только снегом уже не швырял

    И диких не корчил рож.

    Выйдет порой из подъезда она,

    Привычно глянет на крышу,

    Где свист, где турманов кружит волна,

    И даже сморщится:- У, Сатана!

    Как я тебя ненавижу!

    А если праздник приходит в дом,

    Она нет-нет и шепнет за столом:

    - Ах, как это славно, право, что он

    К нам в гости не приглашён!

    И мама, ставя на стол пироги,

    Скажет дочке своей:

    - Конечно! Ведь мы приглашаем друзей,

    Зачем нам твои враги?!

    Ей девятнадцать. Двадцать - ему.

    Они студенты уже.

    Но тот же холод на их этаже,

    Недругам мир ни к чему.

    Теперь он Бомбой её не звал,

    Не корчил, как в детстве, рожи, 

    А тетей Химией величал,

    И тётей Колбою тоже.

    Она же, гневом своим полна,

    Привычкам не изменяла:

    И так же сердилась:- У, Сатана! -

    И так же его презирала.

    Был вечер, и пахло в садах весной.

    Дрожала звезда, мигая...

    Шёл паренёк с девчонкой одной,

    Домой её провожая.

    Он не был с ней даже знаком почти,

    Просто шумел карнавал,

    Просто было им по пути,

    Девчонка боялась домой идти,

    И он её провожал.

    Потом, когда в полночь взошла луна,

    Свистя, возвращался назад.

    И вдруг возле дома:- Стой, Сатана!

    Стой, тебе говорят!

    Всё ясно, всё ясно! Так вот ты какой?

    Значит, встречаешься с ней?!

    С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной!

    Не смей! Ты слышишь? Не смей!

    Даже не спрашивай почему! -

    Сердито шагнула ближе

    И вдруг, заплакав, прижалась к нему:

    - Мой! Не отдам, не отдам никому!

    Как я тебя ненавижу!

    Ведущий: Какой бы ни была любовь, надо ценить её как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались порядочными людьми. Следующее стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова было написано в 1932 году. Появлению этих строк предшествовала удивительная история: отсрочив свою поездку в Москву ради любимой, уже на следующий день поэт узнаёт о крушении того самого поезда, в котором он должен был следовать, и гибели всех пассажиров.

    Стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова читают парень и девушка.

    Он: Как больно, милая, как странно,
    Сроднясь в земле, сплетясь ветвями -
    Как больно, милая, как странно
    Раздваиваться под пилой.
    Не зарастет на сердце рана,
    Прольется чистыми слезами,
    Не зарастет на сердце рана -
    Прольется пламенной смолой.

    Она: Пока жива, с тобой я буду -
    Душа и кровь нераздвоимы, -
    Пока жива, с тобой я буду -
    Любовь и смерть всегда вдвоем.
    Ты понесешь с собой, любимый,
    Ты понесешь с собой повсюду,
    Ты понесешь с собой повсюду
    Родную землю, милый дом.

    Он: Но если мне укрыться нечем
    От жалости неисцелимой,
    Но если мне укрыться нечем
    От холода и темноты?

    Она: За расставаньем будет встреча,
    Не забывай меня, любимый,
    За расставаньем будет встреча,
    Вернемся оба - я и ты.

    Он: Но если я безвестно кану -
    Короткий свет луча дневного, -
    Но если я безвестно кану
    За звездный пояс, млечный дым?

    Она: Я за тебя молиться стану,
    Чтоб не забыл пути земного,
    Я за тебя молиться стану,
    Чтоб ты вернулся невредим.
    Трясясь в прокуренном вагоне,
    Он стал бездомным и смиренным,
    Трясясь в прокуренном вагоне,
    Он полуплакал, полуспал,
    Когда состав на скользком склоне,
    Вдруг изогнулся страшным креном,
    Когда состав на скользком склоне
    От рельс колеса оторвал.
    Нечеловеческая сила
    В одной давильне всех колеча,
     
    Нечеловеческая сила
    Земное сбросила с земли.
    ...И никого не защитила
    Вдали обещанная встреча,
    И никого не защитила
    Рука, зовущая вдали...

    Он: С любимыми не расставайтесь,
    Она: С любимыми не расставайтесь,
    Он: С любимыми не расставайтесь,
    Всей кровью прорастайте в них, -
    Она: И каждый раз навек прощайтесь,
    Он: И каждый раз навек прощайтесь,
    Она: И каждый раз навек прощайтесь,
    Когда уходите на миг!

    Ведущий: Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нём творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков. Любовь обостряет чувство ответственности за свои действия и поступки.  Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей, большой любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо учиться беречь любовь и умению любить.

    Ученик читает стихотворение С. Щипачёва « Любовью дорожить умейте».

     Любовью дорожить умейте, 
    С годами дорожить вдвойне.
     
    Любовь - не вздохи на скамейке
     
    И не прогулки при луне.
     
    Все будет: слякоть и пороша.
     
    Ведь вместе надо жизнь прожить.
     
    Любовь с хорошей песней схожа,
     
    А песню нелегко сложить

    Ведущий: Наш вечер подошёл к концу. Спасибо всем за внимание. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"

    Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов....

    Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"

    Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...

    Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"

    Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...

    Литературно-музыкальный вечер «Любовью дорожить умейте!»

    Углубить представление учащихся об интимной лирике            поэтов разных эпох...

    Литературно-музыкальная гостиная "Любовью дорожить умейте..." (сценарий)

    Данное мероприятие - результат проектной работы класса - дает возможность познакомить учащихся с произведениями о любви, созданными на основе жизненных историй. К сценарию при...

    Литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"

    Разработка литературной гостиной....

    Литературно-музыкальная композиция «Любовью дорожить умейте…»

    За тысячелетия жизни на Земле на ней сложились так называемые вечные темы. Сменяются поколения, изменяются люди, их быт, но остаются вечными темы: жизнь, счастье, материнство, любовь… Трудно их ...