Открытый урок по литературе "Картины зимней природы в лирике Пушкина"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Козлова Ирина Юрьевна

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина  "Зимний вечер". Применяются компетентностно-ориентированные технологии, используется групповая форма работы с опережающим заданием для анализа языкового материала текста и интерпретирования прочитанного стихотворения. Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

(технология компетентностно-ориентированного обучения, интегрированный урок по литературе и русскому языку).

Класс: 5 «В».

Дата:06.12.2012г. 

Учитель: Козлова И.Ю.

Тема: «Открытый интегрированный урок по литературе  и русскому языку в 5 классе: «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина» (по  стихотворениям А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»).

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Вид урока: интегрированный урок по литературе и русскому языку.

Программа: федеральная базовая программа  для общеобразовательных учреждений  «Литература. 5 - 11»

Под редакцией: Т.Ф. Курдюмовой, М., «Дрофа», 2009г

Конспект открытого урока литературы в 5 «В» классе.

Тема: Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина (по  стихотворениям А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»).

Дата: 6 декабря 2012г.

Учитель: Козлова И.Ю.

Класс: 5 «В»

Количество учеников: 23 человека (по списку 23).

Тип: урок усвоения  знаний, умений, формирования навыков учащихся.

Технология: компетентностно-ориентированные технологии, интегрированный урок литературы и русского языка.

Цель: Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер»

Задачи урока:
 I. Познавательные:

1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности;
2) углубить знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису.

3) закрепить знания языковедческих единиц.  
II. Развивающие:
1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения;
2) развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное;
III. Воспитательные:
1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел;
2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература;
3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.

 Компетентности:

готовность к самообразованию, готовность к разрешению проблем, коммуникативная компетентность. 

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы. Учащиеся делятся на 4 группы, получают задания к стихотворениям, с которыми работали дома, и  представляют коллективный ответ.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: Слайды с изображением картин; компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы «Лингвостилистический анализ стихотворения» (по количеству учеников в классе).

План урока

  1. Оргмомент. Целеполагание и мотивация (2 минуты).
  2. Фронтальная работа. Выразительное чтение стихотворений о зиме, рассказ о своих впечатлениях (4 минуты).
  3. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер» Этап презентации деятельности групп(25 минут).

4.Физминутка (1 минута).

5. Рефлексия (5минут).

6. Подведение итогов (2 минуты).

7. Домашнее задание (1 минута).

Ход урока:

1. Оргмомент. Целеполагание и мотивация (2 минуты). Информирование учащихся о теме, целях, плане урока, актуализация темы, прогнозирование результатов

   Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы будем учиться приемам языкового анализа художественного текста. Основные теоретические понятия, связанные с этой работой, вам известны, а сегодня мы попробуем выполнить лингвостилистический анализ на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
   Цель нашего урока заключается в том, чтобы через анализ языка стихотворения понять авторский замысел, почувствовать настроение и мироощущение лирического героя. Мы попробуем найти языковые особенности, то есть отметим фонетические, лексические, синтаксические и другие особенности стихотворения; выясним их роль в произведении.
Откройте тетради, запишите тему урока «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».
2. Фронтальная работа. Выразительное чтение стихотворений «Зимнее утро», «Зимняя дорога», просмотр слайдов с репродукциями картин и рассказ о своих впечатлениях (4 минуты).

   Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Он создал незабываемые стихотворения о зиме, опоэтизировал самые обыкновенные вещи.  
Вспомните пушкинские строки о зиме.
- Что объединяет стихотворения?
   (Пушкин запечатлел разные моменты зимы, разные картины зимней природы: великолепное зимнее утро, бурю, метель, рассказал о зимних развлечениях).
- Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения?
   (Пушкин передает самые разные настроения: в одних – радость, восхищение великолепием природы; в других – уныние, тоску, печаль).
- Какие картины, образы зимы представил поэт?
   (Он запечатлел и великолепное утро, и страшную бурю, и зимнюю скучную дорогу, и катание на санях).
3. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер» Этап презентации деятельности групп(25 минут).

Учитель:

    Конечно, все названные стихотворения на одном уроке рассмотреть невозможно, поэтому обратимся к стихотворению «Зимний вечер», выполним его лингвостилистический анализ. Что такое лингвостилистический анализ?
   Лингвостилистический анализ предполагает глубокое и медленное прочтение стихотворения, выявление непонятных и неясных мест, толкование смысла через анализ языковых особенностей, то есть мы будем читать творчески. Без понимания богатства слова многое в произведении останется нераскрытым, невостребованным. Следует помнить, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Обратимся к словам Алексея Николаевича Толстого - чтение эпиграфа.

1. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».
2. Краткая беседа по стихотворению.
- О чем это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?
   (Это стихотворение о буре, разыгравшейся вечером. Буря очень сильная, страшная, поэтому создается печальное, даже мрачное настроение).
- Да, так и запечатлели  эти настроения знаменитые художники в своих произведениях с помощью только красок.

 - Какие образы запечатлел поэт?   (Образ бури, образ лирического героя и его няни).
Учитель:
Попробуем понять это стихотворение глубже. Выполним ряд заданий.
 
3. Обратимся к тем материалам, которые у вас есть на партах:
   - текст стихотворения на листе № 1.
   - виды языкового разбора и способ действия при лингвостилистическом анализе на листе №2.
   - таблица для записи наблюдений на листе №3 и листе №4.
4. Лексический уровень. Обратитесь к листу № 2 – здесь дан план лексического разбора. Вы работали по группам по конкретным заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. Все слова кажутся простыми и понятными, но так ли это? Так, лексический уровень рассматривала 1-я группа.
   Участники группы рассказывают о своих наблюдениях по опережающему заданию.
а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?
б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении.
в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика?
г) – Какие слова можно отнести к образу бури?
д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя? (В результате наблюдений получается следующее: записать наблюдения в таблицу.
а) «Мгла» - густой снег;
   «по кровле обветшалой» - кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье (от слова кров).
   «ветхая лачужка» - небольшое убогое, старое жилище, маленький домик.
   «веретено» - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренными концами.
   «подруга бедной юности моей» - няня Арина Родионовна, жившая с Пушкиным в Михайловском. бедная юность, то есть печальная, безрадостная.
б) в стихотворении не так много изобразительно-выразительных средств языка, но они очень яркие, емкие, глубокие по своему содержанию:
  
метафоры: «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.
  
олицетворения: «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит», «лачужка печальна…»
  
сравнения: «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;  «как путник запоздалый, застучит»).
Вывод:
Используя эти выразительные средства языка, поэт хочет показать бурю как одушевленную силу, которая пугает, наводит тоску и уныние. Сравнения показывают, как буря превращается из одного существа в другое. Буря прикидывается живым существом, перед нами буря – оборотень.
в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла;
г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе.
д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей.
Вывод: Учитель:
   Попробуем создать цепочку ключевых слов этого стихотворения. Буря, небо, вихри, снежные, кровля, окошко, лачужка, друг, подружка, горе, сердце, у окна, за морем, шла, буря, небо, вихри снежные.
   - Какие слова оказываются в центре этого ряда? (лачужка, друг, подружка, горе, сердце). Обратите внимание на рисунке в центре светлое пятно, а кругом мрачные, темные краски. Получается кольцо. Вся вселенная находится в круговерти, под влиянием бури-оборотня, которая заглядывает в окошко. А внутри лачужки люди, они печальны, но согреты любовью и дружбой. Может, Пушкин хотел сказать, что дом, любовь, дружба способны противостоять любой буре, как бы она ни старалась запугать, подчинить своей воле.
5. Обратимся к фонетике (звуковому, фонетическому строю) стихотворения. Посмотрите в лист № 2, что предполагает такой разбор.
   - Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.
а) Отметьте фонетические особенности стихотворения. Что достигается благодаря этим приемам?
   (К фонетическим особенностям можно отнести частое повторение в первой строфе звуков [з], [с], [ш]:
   зверь, заплачет, завоет;
   по крыше обветшалой вдруг соломой зашумит;
   вихри снежные; застучит.
   Этот прием повтора согласных звуков называется аллитерацией. Этот прием позволяет нам услышать звуки бури, мы как бы слышим вой ветра, звуки летящего снега. Кроме того, здесь слова, которые передают информацию о звуке: завоет, заплачет, зашумит, застучит. Эти слова несут дополнительную информацию мы слышим и плач ребенка, который наводит тоску, вызывает жалость, и вой зверя, который пугает, настораживает, неожиданный стук путника заставляет вздрагивать.
   - во второй строфе тоже есть звуки, например, жужжание веретена; в третьей строфе – тоже звуки, но это, возможно песня няни: «спой мне песню, как синица тихо за морем жила…» )
Вывод:
   Каждая строфа звучит. Но мы ощущаем, как различаются эти звуковые пространства: за окном – огромный мир, заполненный превращениями бури, и маленькая лачужка, в которой звучала песня (в какой-то момент она перестала звучать – приумолкла, дремлешь), лирический герой просит возобновить песню. На улице завывание бури – в лачужке песня няни. У этих противоборствующих миров есть точка соприкосновения – окно у окошка, куда направлены звуки с каждой стороны.
   б) Определите ритм, рифму, размер стихотворения. Как эти явления стиха влияют на звуковое и смысловое содержание стихотворения?
   (Звучание стихотворения определяется такими явлениями, как ритм, рифма, размер. Можно выделить: стихотворный размер хорей:
   Буря мглою небо кроет; 1 3 5 7
   рифма богатая: кр
оет – завоет; обветшалой – запоздалый и т.д. – рифмуются 3-4 звука.
Идет чередование мужской и женской рифмы:
Кроет – завоет – жен.
Крутя – дитя – муж.
   Такое чередование рифм придает стихотворению мелодичность, настроение грустного напева.
Затранскрибируем рифмы:
[л^чушкъ] - [ст^рушкъ] на доске процесс оглушения.
[п^друшкъ] - [крушкъ]
в) Какие интонации прослеживаются в стихотворении? Как они влияют на понимание смысла стихотворения?
  (В стихотворении мы находим разные типы предложений по цели высказывания: I строфа – повествовательное предложение с интонацией перечисления. Во 2-ой строфе сразу два вопросительных предложения; в 3-ей
   – несколько побудительных предложений. Смена интонации говорит и о смене настроения.
   В 1-й строфе лирический герой как бы вслушивается в завывание бури, которая пугает своими звуками, и здесь самое тяжелое, гнетущее ощущение, поэтому и настроение такое же – печальное.
   Во 2-ой строфе меняется интонация – меняется и настроение: лирический герой как бы пытается очнуться, стряхнуть с себя тоску, уныние, хочет отвлечься от тревожных мыслей, навеваемых бурей.   
   В 3-ей строфе опять происходит смена. Здесь уже лирический герой хочет противостоять буре, не хочет впасть в полное отчаяние, борется со скукой и унынием. Радость и веселье он думает обрести в песне няни.

4.Физминутка (1 минута).

Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений       Аветисова Э.С.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула,  сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

6. Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю языка. Посмотрите в листе № 2, что необходимо отметить при анализе этого уровня языка.
   - Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.
а) Слов какой части речи больше всего в 1-о1 строфе? Во 2-ой строфе? Почему?
(В первой строфе больше всего глаголов, они передают действие, движение, смену действия. Здесь 5 глаголов (и одно деепричастие).
б) какой морфемный состав этих глаголов? Какая морфема повторяется? Почему? (Разбор глаголов на доске)
   Кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит.
   Эти глаголы имеют простой набор морфем, они короткие. Это не случайно. Ведь действие происходит быстро, поэтому и глаголы короткие по своему составу. Во всех глаголах, кроме одного, есть приставка за-. Эта приставка используется для образования глаголов, имеет несколько значений. Многократное использование за- вносит значение нового, неожиданного действия.
   Во 2-ой строфе обращают на себя внимание уже не глаголы (глаголов всего 2), а краткие формы прилагательных: «печальна», «темна», а также краткое причастие «утомлена». Меняется и интенсивность действия, все внимание переносится на мир чувств, здесь нет действия, здесь покой, поэтому почти нет глаголов.
     в) разберите по составу слово «приумолкла».
   Какое значение имеет приставка при-?
   (неполное действие. Няня не совсем замолчала, а лишь на время прервала свою песню. Она, наверное, тоже задумалась о чем-то, затосковала, прислушивается к завыванию бури).
7. Обратимся к синтаксическому строю стихотворения (лист №2).
   - Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.
а) Проанализируйте предложения по наличию грамматических основ, осложненности различными конструкциями.
   (1 строфа – простое осложненное   предложение. В предложении использованы однородные члены – сказуемые, которые соединены повторяющимся союзом то – то. Этот союз указывает на чередование действий, быструю смену одного явления другим).
   В стихотворении много предложений с распространенными обращениями. Эти обращения к няне поэта – Арине Родионовне. Сразу чувствуешь, с какой любовью и нежностью лирический герой относится к ней. Так можно обращаться только к очень близкому и дорогому человеку. Обилие предложений с обращениями свидетельствует о том, что лирический герой ищет собеседника, товарища, с кем можно разделить свою участь, хочет найти приют своей душе.
   - б) разберите по членам предложения из 3-ей строфы (прямо в тексте).
  
Выпьем, добрая подружка
   Бедной юности моей,
  
Выпьем с горя; (побудительное, невосклицательное )
   Где же кружка? (вопросительное, неполное)
   Сердцу
будет веселей. (повествовательное, невосклицательное ).
   - Почему односоставные предложения без подлежащих?
  
Спой мне песню, как синица
   Тихо за морем
жила;
   Спой мне песню, как
девица
   За водой поутру
шла.
   Внимание уделяется действию, попытке героя противостоять буре, отвлечься от печальных мыслей.
   в) каков порядок слов в предложениях?

 Обращает на себя внимание  такой прием, как инверсия
   ( в 1-ой строфе – «вихри снежные»
     в 3-ей строфе – «бедной юности моей»
   Инверсия поддерживает ритм стихотворения.
8. Учитель: Кольцевая композиция.
   Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено?
   (Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом и как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.
5. Рефлексия (5минут).

Учитель:
   Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического анализа стихотворения. Заполните этот лист, используя наблюдения, сделанные на уроке.  
Чтение того, что получилось.

6. Подведение итогов, выставление и комментирование отметок. Заключительное слово учителя (2 минуты).
Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее.
7.Домашнее задание (1минута): 
Лингвостилистический анализ стихотворения «Няне» А.С.Пушкина (лист №4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"

Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого  - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...

Открытый урок "Правильные многоугольники в природе(геометрия пчелиных сот)"

Обобщающий урок в 9 классе по математике( модуль геометрия). Повторить формулы зависимости между стороной правильного многоугольника и его площадью и периметром; использовать их для решения задач. Свя...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок ИЗО "Богатства зимней природы - это царство фантазий"

Конспект открытого урока ИЗО в 5 классе....