Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования креативных умений и навыков.
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Филатова Галина Николаевна

«Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде».

М.Г.Кочурин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1_2.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования креативных умений и навыков. Знания только тогда становятся з наниями, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой.

Слайд 2

Исследовательская деятельность – это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания. Она связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи Цель исследовательской деятельности – сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, активизацию личностной позиции у чащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний( т.е самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно-значимыми для конкретного ученика).

Слайд 3

Содержание учебной деятельности – это изучение универсальных способов, получения знаний и развитие универсальных(общ e предметных) умений – коммуникативных, логических, информационных, организационных. Исследовательская деятельность включает в себя: Постановку проблемы Подбор методик исследования и практическое овладение ими Собственные выводы Сбор собственного материала, его анализ и обобщение Оценку результатов

Слайд 4

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт Сообщения, рефераты, презентации, доклады.

Слайд 5

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию» 1.Перечитайте еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы. 2.Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу. 3. Сопоставьте противоречивые суждения, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение. 4. Составьте план вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы.

Слайд 6

Урок литературы в 11 классе «Образ матери в произведениях русской литературы»

Слайд 7

Гипотеза. Предположено, что если на данном уроке организовать исследовательскую деятельность школьников, предложив группам микротемы : - Образ матери в поэме А.Ахматовой «Реквием»; -Духовное воздействие матери на творчество М.Цветаевой; -А.Твардовский «Памяти матери»; -Мудрая Ильинична в романе М.Шолохова «Тихий Дон», то повысится глубина осознания и понимания поэтических и прозаических текстов, а также это будет способствовать умению поиска и отбора актуальной информации для текстологического, литературоведческого и критического мышления, более глубокого восприятия литературных произведений школьниками.

Слайд 8

Объект исследовательской деятельности:

Слайд 9

Установление ассоциативных связей с живописью(картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»),музыкой (Франц Шуберт «Аве, Мария»). Сравнительный анализ эпизодов. Восприятие произведения как искусства слова. Метод - частично-поисковый (поиск ответов на поставленные вопросы: материнское сердце-вещун, легко ли быть матерью, роль матери в творчестве классиков). Цель исследования:

Слайд 10

Изучение литературы по данной теме; умение делать выводы. Умение аргументировать, комментировать прочитанный текст. Представление результатов своей работы в форме сообщений, сочинений, презентаций. Задача исследования:

Слайд 11

Исследовательские приемы Индуктивное умозаключение (наблюдение, анализ сравнение, синтез, обобщение). Проблемное изложение (комментарии отдельных эпизодов, рецензирование критических статей). Частично-поисковый (составление плана конспекта, доказательство гипотез) Исследовательский (рассуждение, сопоставление, умение делать выводы).

Слайд 12

Проблема: Как обращение к образу матери позволяет постичь высшие моменты бытия? Этапы исследовательской деятельности:

Слайд 13

Решение проблемы: Мотивация исследовательской деятельности. Доказательство гипотез. Сбор фактического материала Систематизация и анализ дополнительного материала. Собственная интерпретация литературного материала. Проверка гипотез.

Слайд 14

«Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде». М.Г.Кочурин.

Слайд 15

Используемая литература Е.Н. Гуляков « Новые педагогические технологии» Москва. 2006г. О.М Новрузова « Педагогические технологии в образовательном процессе» Волгоград.2008г. С.В. Федорова . Урок литературы. Проблема, методы и подходы.» Почтовая посылка п 7, 2001 г. Л.М. Савина. Литература 20 века. В.В. Шалашникова . Методические пособия по литературному анализу. Москва. 2005г Волгоград.2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРСКонцепция развития н...

Исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования УУД

В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты учебно - исследовательская деятельность занимает особое место, где роль учителя не  сведена к организаторской и консультативной....

Исследовательская деятельность на уроках математики как средство развития мышления и практических навыков у обучающихся.

      В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики дети учатся рассуждать, доказывать, ...

Презентация к выступлению по теме "Исследовательская деятельность на уроках математики как средство развития мышления и практических навыков у обучающихся"

.        В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики дети учатся рассужда...