Урок с презентацией по поэме Кедрина "Зодчие"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Малютина Екатерина Валерьевна

В презентации дан анализ поэмы Кедрина "Зодчие". Эту поэму целесообразно изучать после поэмы Лермонтова "Песнь про купца..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.kedrin.rar2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №7

Урок - творческая мастерская

«Торжество народных идеалов в поэме

Дмитрия Борисовича Кедрина

«Зодчие».

(внеклассное чтение в  7  классе

по поэме Дмитрия Кедрина  «Зодчие»)

Учитель русского языка и литературы

Екатерина Валерьевна Малютина

Узловая

Слайд 1

Тема «Торжество народных идеалов в поэме

Дмитрия Борисовича Кедрина

«Зодчие»

Слайд 2

Цель

  1. дать представление и о  личности и творчестве Д.Б. Кедрина
  2. познакомить текстуально с поэмой «Зодчие»
  3. выявить авторскую позицию  
  4. развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства  
  5. формировать уважительное отношение к истории культуре  России, чувство     патриотизма, гордость   за русский народ,  уважение к народу-труженику, создателю красоты

Оборудование:    

  1. Выставка  книг  Д.Б.Кедрина, портрет поэта
  2. Печатный  и аудиотекст поэмы «Зодчие»
  3. Заготовка  для практической работы
  4. Презентация урока с включением видеороликов
  5. Мультимедийная установка
  6. Фонограммы  песен на стихи Д. Кедрина

Технология              творческая мастерская

Виды работ            индивидуальная, групповая

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Слайд 3

  1. Слово учителя.

Учитель: 

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся разгадать загадку нашей страны. Ответить на вопросы: В чем сила России? её тайна, загадка?

С ответом не торопитесь, поразмышляйте,  в конце урока мы вернемся к нему.  

          

Слайд 4

Сегодня   мы познакомимся  поэмой «Зодчие», узнаем некоторые факты биографии Дмитрия Борисовича Кедрина, побываем в России  в  период правления царя Ивана Грозного, окунёмся в атмосферу того времени, сравним образ в литературе и архитектуре, продолжим работу над выразительным чтением, над литературоведческим анализом текста.  

Из рассказа одноклассника вы получите представление о личности и творчестве Дмитрия Борисовича  Кедрина.

   Наш урок предполагает не пассивное слушание, а активную деятельность. По ходу рассказа делайте записи, наброски о поэте, а презентация даст вам возможность проверить свои записи.

  1. Изучение нового материала.

  1. Сообщение  ученика

Слайд 5

Дмитрий Борисович Кедрин   родился 4   февраля 1907  в  пос. Щегловка (Донбасс) в  семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища. Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.

Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.

 С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.

Слайд 6

Кедрин писал в стихах о том, как в борьбе рождается новая жизнь. Его героями выступают художники и мятежники:  художник  Рембрандт, знаменитый  русский градостроитель Федор Конь, сподвижница Степана Разина Алена Старица. Поэт обращается к прошлому, чтобы лучше показать истоки таланта народа, красоту его души. Поэт гордится своим народом и показывает, что одной из черт национального характера является способность создавать прекрасное вопреки  жестоким условиям.  

Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий   Кедрин   становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.

Слайд 7

Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин, вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты «Сокол Родины». С этого времени    его главной темой становится тема защиты Родины

20-40 годы -  хронологические рамки творчества Кедрина. Он знаком читателям не только как поэт, но и как переводчик  с украинского, белорусского, сербского.

Слайд 8

К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь  Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

«Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго», - сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:

Когда я уйду,

Я оставлю мой голос,

На черном кружке

Заведи патефон,

и вот под иголочкой,

тонкой, как волос,

От гибкой пластинки отделится он

                                                                                  1939

Слайд 9

Примерный план в тетрадях

1907 - в  пос. Щегловка    (Украина)  родился  Кедрин, осиротел                     воспитывался хорошо образованной бабушкой

1920-1924 – учеба (Коммерческое училище, потом   техникум)

1924-1 931 - работа литературным  сотрудником в газетах и журналах Донбасса, появление  произведений.  Темы стихов - талантливость народа, красота души.

1931 - переезд  в Москву

1933-1941 -  работал литературным  консультантом в газетах и журналах.      Герои - художники и мятежники (Рембрандт,  Федор Конь, Алёна         Старица)

1941-1945  - военный корреспондент газеты « Сокол Родины». Главная тема- защита Родины. Д.Б.Кедрин- переводчик

1945  - смерть

(Ответы учащихся. Оценки)

Слайд 10

Слово учителя.

Память  о талантливом поэте  живет не только в его произведениях, но и в сердцах благодарных читателей.  На доме на ст.  Черкизовская, где жил    Д.Б.Кедрин, установлена мемориальная доска, его имя носит улица и библиотека, в музее Мытищ ему посвящена экспозиция.

        Среди произведений об истории особое место занимает поэма «Зодчие», считающаяся главной книгой поэта. В ней   развивается тема творческой личности, противостояния человека из народа и самодержца.

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать поэму Д.Б. Кедрина «Зодчие».

  1. Какое впечатление произвела на вас эта поэма? Какие возникли трудности при чтении?

В тетрадь по литературе вам  необходимо было  выписать непонятные слова и по возможности объяснить их лексическое значение.

(Ученики зачитывают слова из тетрадей с определениями. Затем на экране высвечивается весь список и сравнивается с уже прочитанным).

Слайд 11

 (Ответы учащихся сравниваются с записью  на экране)

Зодчие  – архитекторы

Оный - этот

Посконные рубахи - рубахи из грубой конопляной ткани

Смерды - человек низкого сословия, холоп

Лепота - красота  

Благолепный -прекрасный

Зане - то есть

Пагода - храм в Индии

Торовато - щедро

Тать  –вор, разбойник

Батоги - плётки, кнуты

Лобное место - место для произнесения приказов

Переметчики -перебежчики, предатели

Рогожка  –грубое платье

Плаха -помост для казни

Очёсок - остаток волос

Виллы - загородные дома, дворцы

Перемётчики - предатели

  1. Как  называются  такие слова в русском языке? (Устаревшие)
  2. С какой целью автор использует в поэме столько много подобных слов? (Чтобы передать атмосферу эпохи, придать речи возвышенность, торжественность)

  1. Анализ текста поэмы.

А сейчас, ребята, мы послушаем поэму Д.Б. Кедрина в исполнении мастера слова Евгения Головчинера.

  1. Что побеждает в конечном итоге - добро или зло? С ответом не торопитесь, подумайте, позже мы вернемся к этому вопросу.
  2. Обратитесь к тексту и скажите, о каком  русском памятнике культуры и архитектуры идет речь в произведении?
  3. Понаблюдайте, как автор создаёт в своём произведении образ Храма, отметьте эти строки.

Слайд 12

  1. Просмотр видеоролика с чтением стихотворения.

  1. С  каким чувством читает это стихотворение исполнитель?
  2. Какое впечатление произвело на вас произведение?
  3. Кто из героев запомнился больше всех? Чем?
  4. Итак, о строительстве какого Храма идёт речь? (О Покровском Соборе, Храме Василия Блаженного)

Слайд 13

Посмотрите на этот Храм, обратите внимание на его необычность и красоту. (Изображение на экране)

Я предлагаю вам совершить путешествие по старой Москве, узнать историю строительства Храма Покрова поподробнее.

  1. Подумайте, чем так привлекает Собор прихожан?
  2. Почему он стал своеобразным символом Москвы и России в целом?

  1. Заочная  экскурсия (просмотр видеоролика о Храме Покрова)

Слайд 14

  1. Что запомнилось вам особенно из данной экскурсии? Что произвело наибольшее впечатление?

  1. Работа с текстом поэмы

Слайд 15

  1. Сопоставьте образ собора в литературе и архитектуре. В чем разница     изображения? Обоснуйте текстом  своё мнение.

(Поэт, в отличие от архитектора, не может точно передать форму, цвет, размер, он лишь показывает отдельные черточки храма, но все равно передает общее впечатление красоты, праздника, нарядности, яркости, кажется, что мы видим этот  собор.)

  1. Вернемся к вопросам, которые  были поставлены перед чтением текста. Воля царя восторжествовала, значит, зло сильнее? Свой ответ подкрепите текстом.
  2. Отличается ли образ церкви в эпилоге от образа, данного в начале поэмы?

(Да, она как суровый приговор, напоминание о том, ценой каких жертв создавалась красота)

  1. Как связаны строки, вынесенные в тему урока, и поэма? (сила  России  в людях, важно уважать их труд и хранить его)

Действительно, народ - создатель прекрасного, он одерживает победу над насилием, жестокостью, несправедливостью.

        Церковь стоит века. Она нужна и дорога народу как память о создателях красоты, как символ красоты и гармонии, как сама красота России.

  1. Закрепление изученного материала. Творческая мастерская.

  1. Работа по группам.

  1. Определить  тему, идею стихотворения
  2. Выявить героев, авторскую позицию,
  3. Определить композицию и её компоненты
  4. Выявить художественные средства( тропы, синтаксические средства)
  5. Определить размер, рифму, вид рифмовки

(Во  время работы групп звучат  песни,

 написанные  на слова Д. Кедрина)

Слайд 16

Карточки с заданиями для групп

1 группа

а)тема стихотворения----------------------------------------------------------------------

б)идея стихотворения-----------------------------------------------------------------------

в)авторская позиция(солидарен  с героями, сочувствует, осуждает, не  показывает своей позиции )---------------------------------------------------------------- Вывод

2 группа

а)Герои------------------------------------------------------------------------------------------

б)Изображение героев(противопоставлены, отражают друг друга,  один  лагерь)

в)Композиция

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Вывод (устно)

3группа

Художественные средства

а)Метафоры

б)Олицетворения

в)Эпитет

г)Сравнения

д)гиперболы 

Вывод(устно)

4группа

Синтаксические средства

А)Инверсия

Б)Повторы

В)Анафоры и эпифоры

Г)антитеза

Д)градация

Е)риторические вопросы, восклицания, обращения

Вывод(устно)

5группа

А)Размер

Б)рифма  

В)вид рифмовки

Г)звукопись 

Вывод(устно)

Слайд 17

Защита работы – вывод (лексика: Мы считаем,   (думаем,   пришли к таким выводам, полагаем), что а)…, потому что… б)… , потому что… в)… , потому что… г)… , потому что…

Слайд 18

  1. Рефлексия. Составить синквейн. 

Синквейн (5 строк)

1   имя существительное

2  имени прилагательных

3 глагола

Фраза-афоризм, цитата

1 Слово-вывод, короткий комментарий темы

Слайд 19

Темы  синквейна

1 группа-   церковь

2группа -  зодчие

 3группа –  царь

4группа –  урок  

5 группа -  гости на уроке 

(прослушивание синквейнов)

Примерные синквейны

Церковь

Красивая, великолепная

Изумляет, звонит, воспитывает

Краше вилл италийских и пагод индийских

Волшебство

Царь

Жестокий,  неблагодарный

Приказывает, обманывает, казнит

Государево слово и дело!

Страшно!

Слайд 20

  1. Домашнее задание

Написать  эссе «Мой храм» (о храме Покрова  - в поэме Кедрина  или о любом храме  Узловой,  о том, какое место занимает он в вашей жизни)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к поэме А. Блока "Двенадцать"

Материал презентации раскрывает основную мысль поэмы, дополняет текст поэмы иллюстрациями Анненкова, черновиками автора....

Урок-презентация по поэме Н.В,Гоголя "Мёртвые души"

"И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек..." (Н.В.Гоголь)...

Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.

Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...

Презентация к уроку "Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

Данная презентация  предназначена для проведения контрольной работы по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"в 8 классе. Она предполагает три части: 1 часть - дискуссия, её можно провести как устно, так и ...

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Образ Манилова"

Презентация предназначена для урока , на котором  мы начали анализировать образы помещиков ....

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе

Поэма  эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...

Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова"

Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщин" Н.А. Некрасова...