Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Архипова Елена Александровна

Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_6_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

САТИРИЧЕСКИЕ И ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ

РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА.

"ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ":

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЧИНОПОЧИТАНИЕ,

УГОДЛИВОСТЬ В РАССКАЗЕ.

Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Урок составлен

учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 80

Архиповой Еленой Александровной,

I квалификационная категория.

Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Цель: Выяснить особенности стиля А.П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.

  1. Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, презентация, диск (серия Школьная библиотека. Рассказы.  А.П. Чехов. (текст № 2).

Краткость - сестра таланта

А.П. Чехов.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Чехов – мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха. У Чехова  мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ "Толстый и тонкий", мы постараемся понять емкость чеховской детали, будем учиться вчитываться в текст.

Задача урока: постичь стилевые особенности  рассказов Чехова, чтобы создать свой "чеховский" рассказ.

Актуализация  знаний.

1.Учитель: Обратите внимание на тему урока. Сатирические и юмористические рассказы.

  1. Сатира и юмор –  это одно и то же? (Что такое сатира? что такое юмор?)

Презентация (слайд № 1, определение сатиры и юмора).

  1. Викторина по произведениям.

У вас на столах лежат карточки с текстами, в которых нет автора. Но многие фрагменты мне показались знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него).

Учитель читает текст, ученики следят, отвечают на вопросы.

Вопросы викторины:

  1. "…У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы…" ("Лошадиная фамилия" А.П. Чехов).
  2. "…Он разинул рот, поглядел на вареники: в это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся  на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот…" ("Ночь перед рождеством" Н.В. Гоголь).
  3. " Толстый только что пообедал… и губы его, подернутые маслом,  лоснились, как спелые вишни…". ("Толстый и тонкий" А.П. Чехов)
  4. – Ааа, мое вам! – сказал фельдмаршал. - С чем пожаловали? ("Хирургия" А.П. Чехов).
  5. Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тот час же, и генерал успокоился. ("Лошадиная фамилия" А.П. Чехов)
  6. Увидев рядом с играющими ребятами сидящего на обгорелом бревне древнего деда, он подошел к нему и спросил: "Деда! А у тебя зубы есть? дед засмеялся впалыми губами и сказал: "Нет." - Тогда подержи, пожалуйста, косточки, а я с ребятами поиграю".

Мораль: в стране с беззубыми жителями всегда изобилие пищи!!!

3. Беседа по вопросам викторины:

- Как вы узнали чеховские строки среди других писателей?

- Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А, может быть, еще что-то подсказало вам?

- Именно приметы и позволили вам отнести последний фрагмент к чеховскому рассказу. А ведь это не Чехов! Это "чеховский рассказ "Беловой Лизы, ученицы 6 класса, написанный ею по мотивам рассказа А.П. Чехова.

  1. Изучение рассказа "Толстый и тонкий".

1. Работа со словарем:

флердоранж - "цветок апельсина", здесь: настой цветов, применяемый в качестве одеколона.

херес – марка дорогого сухого вина.

вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на животных; сумка для такой поклажи.

2. Прослушивание аудиокниги: серия Школьная библиотека. Рассказы.  А.П. Чехов (текст № 2).

- Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?

  1. Работа над выявлением стилевых особенностей рассказа А.П. Чехова.

-Давайте обратимся к заглавию. Что должно отражать заглавие (тему или основную мысль?).

Учитель: По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Вспомните названия рассказов, которые вы читали у Чехова, проверьте, так ли на самом деле.

Вот мы подошли с вами к первой стилевой особенности рассказов А.П. Чехова, давайте ее сейчас сформулируем и запишем в свою тетрадь.

Слайд № 2 (Стилевые особенности рассказов А.П. Чехова: 1. Простое, предельно краткое заглавие.)

- Вы уже знакомы с понятием композиции. Перечислите основные компоненты композиции: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

- Определите композицию рассказа "Толстый и тонкий". Найдите завязку рассказа ("На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий"). Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица.

- Кто уже нашел кульминацию? ("Я уже до тайного дослужился").

- Найдите развязку рассказа. ("На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило").

В чем особенность композиции  данного рассказа? (в нем отсутствует развитие действия).

- Давайте запишем еще одну стилевую особенность в тетрадь

Слайд № 3 (Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка).

- Ребята, а вы обратили внимание на построение рассказа? Что лежит в основе построения рассказа? (Диалог). Это еще одна особенность рассказов Чехова.

Слайд № 4 (Диалоговое построение рассказа).

Поработайте с текстом рассказа. В чем особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет вперед? (Это рассказы-сценки).

Давайте обратимся к речевым характеристикам героев. Что вы можете о них сказать? (Речь неповторима, индивидуальна). Давайте оформим и эту особенность.

Слайд № 5 (Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их неповторимости).

Обратите внимание на диалог. В чем своеобразие чеховской фразы?

Слайд № 6 (Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов).

- Как еще знакомит нас писатель со своими героями?

- Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.

- Не показались ли вам эти описания странными? Это художественные детали ("говорящие детали").

Слайд № 7 ("Говорящая деталь" заменяет подробное описание).

- Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей). Сколько встреч вы нашли? (1-я: два школьных товарища, 2-я: начальник и подчиненный). И сразу же невидимая  пропасть пролегла между ними.

Проанализировав особенности языка писателя, переходим к идее произведения.

- Что же хотел сказать Чехов своим рассказом? (Высмеять такие человеческие качества как чинопочитание, угодничество, желание унижаться, подхалимство).

III. Обобщение.

- Можете вы теперь сказать, почему эпиграфом к уроку я  выбрала именно это высказывание Чехова?

М. Горький так писал о Чехове: "Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно".

А сейчас вашему вниманию предлагается небольшой тест.

Задание: Выберите из синонимичного ряда глаголов "чеховский".

Слайд № 8.("Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13, (качает, трясет, толкает) колыбель, в которой (располагается, лежит, посапывает) ребенок, и чуть слышно (поет, бормочет, мурлычет):

                             Баю-баюшки-баю,

                              А я песенку спою...")

Качает, лежит – глаголы нейтральные, об эмоциях Варьки по отношению к ребенку ничего не говорят. А вот глагол "поет" – действительно чеховский.

Учитель: Молодцы, с заданием вы справились очень легко.

Давайте подведем итог нашего урока и сделаем вывод.

Каковы же стилевые особенности рассказов А.П. Чехова?

IV. Домашнее задание: Подумать, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Написать рассказ от лица толстого, соблюдая стилевые особенности чеховского рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....

Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...

Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").

В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...

Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."

Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...