Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий через организацию уроков литературы с использованием методики творческого преобразования текста и такой формы организации деятельности учащихся как рисование словесных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическая мастерская39.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Только тогда интересно читать,

                                                   когда мы научаемся слышать сразу все смыслы,

                                                   а не слова, пусть даже красивые.

                                                        М.К. Мамардашвили «Эстетика мышления»

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цель: описание способов смыслового чтения, необходимых человеку при чтении любой литературы

Задачи:

- приобщать молодое поколение к чтению классики;

- продемонстрировать возможности творческого решения задачи смыслового чтения текста;

- доказать, что творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике;

- провести обмен опытом с коллегами.

Оборудование: презентация Power Point к занятию, распечатанные тексты рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Ход занятия

Вступительное слово

Выявление противоречий

Литературное образование сейчас переживает кризис, связанный с девальвацией в обществе духовных ценностей. Разрушается потребность в постижении общечеловеческих «вневременных» смыслов путем чтения литературной классики. В той или иной мере происходят изъятие и замена обесценившихся в массовом сознании литературных шедевров, с одной стороны, на «краткие пересказы» их содержания, отрывки и даже комиксы, а с другой - на псевдолитературу, сохраняющую устойчивую связь с рынком. Это свидетельствует о снижении в обществе реального «золотого содержания» подлинной литературы в соответствии с происшедшим обесценением ее назначения. При этом шедевры остаются в школьных программах, но их нравственно-ценностный потенциал нередко не находит реализации. Сохраняется только видимость полноценного литературного образования.

Равнодушие молодых к глубокому пониманию классики является серьезной проблемой. В школе ученики знакомятся со смысловым содержанием ряда произведений, которое раскрывается им авторами учебников и учителями в готовом виде. Способность самостоятельного смыслового чтения остается при этом почти совершенно неразвитой. Соответственно, приобщение в последующей жизни к нравственно-эстетическим ценностям, явленным в художественной литературе, оказывается затрудненным или вообще почти невозможным. Отсутствие реакции на представленные в книгах смыслы и ценности обедняет индивидуальный процесс личностного роста. Это одна из причин выхолащивания внутреннего мира личности, ущербности ее духовного опыта.

В этом контексте неслучаен интерес ученых и педагогов-практиков к проблеме полноценного восприятия произведений литературы и искусства, связанной с формированием ценностно-смысловой сферы личности. Исследование развития важной и сложной способности смыслового понимания произведений литературы является остро актуальной задачей обучения. В силу этого ученики приучаются воспринимать только то, что в произведении лежит на поверхности, и полагают это единственно возможным актом чтения.

Неумение читать художественную литературу и потеря интереса к ней обусловлены прежде всего тем, что чтение трактуется как репродуктивный процесс воспроизведения читателем смыслов, «заложенных» в произведение автором. Этому служит и традиционный арсенал обучающих методик, таких как комментированное чтение, пересказ, изложение близко к тексту, ответы на вопросы. Если понимать чтение как взаимодействие с художественным текстом, как актуально разворачивающийся диалог смыслового мира автора со смысловой сферой читателя, то можно разработать новые методики, формирующие у школьников способность к полноценному восприятию литературного произведения. О работе в этом направлении будет рассказано в ходе проведения педагогической мастерской.

Роль и место чтения в современном мире

Книги читают по-разному. Кто-то видит в ней глубокий смысл, кто-то считает пустой, кто-то заумной, кто-то видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы. Нас интересует чтение в узком смысле как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход прописан в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Виды чтения

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации) – при них постижение ценностно-смыслового аспекта художественной литературы остается за границами чтения; в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – требует полного и точного понимания содержащейся в тексте информации, исключает позицию читателя, потребляющего готовый текст.

Сильные стороны смыслового чтения

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при нем происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. (Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской).

Выбор темы мастерской

 Для подобного вида работы подходит далеко не каждое произведение: там, где автор детализирует описание, отсутствует возможность выразить свое видение образа. Механизмы воображения приходят в действие в ситуациях, отличающихся значительной неопределенностью. Рассказы А.П. Чехова, заявившего однажды, что «краткость – сестра таланта», - лучший выбор для показа того, как рисование словесных картин становится способом смыслового чтения.

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, моделируем урок литературы в 6 классе.

Цели и задачи работы

В своей педагогической мастерской я бы хотела показать возможность развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий через организацию уроков литературы с использованием методики творческого преобразования текста и такой формы организации деятельности учащихся как рисование словесных картин.

Моделирование урока литературы

Актуализация знаний - формирование познавательных, общеучебных, коммуникативных и регулятивных действий

1. Актуализация ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового. Обращение к словам А.М. Горького и выяснение смысла высказывания. («Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно.» А.М.Горький).

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ «Толстый и тонкий» постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

2. Подведение учащихся к осознанию темы, целей и задач работы.

Тема: «Рисование словесных картин по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»».

3. Регулятивное целеполагание. Художественный мир искусства может открыться только активному, понимающему читателю, пытающемуся не только разгадать авторский замысел, но и стать соавтором писателя, сделать текст личностно значимым.

Ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель и задачи урока были выполнены? (Нужно знать содержание рассказа и уметь рисовать). Значит, ученики должны себя попробовать в роли художников, но необычных, а волшебных. Почему? Художники рисуют красками, у школьников их нет.

Проблемная ситуация - формирование  личностных, познавательных и коммуникативных действий

1. Постановка проблемного вопроса: чем еще можно рисовать?

2. Моделирование жизненной ситуации: проведение игры путешествия в картинную галерею (знакомство с творчеством современного вьетнамского художника Хюи Лама, который создает картины с помощью слов).

3.  Разрешение проблемной ситуации – можно рисовать словами. (Ученики могут превратиться в волшебных художников и будут рисовать, но не на листе бумаги, а с помощью слов и своего воображения).

Этапы работы над интерпретацией текста - формирование регулятивных действий

1. Планирование. Составление обобщенного плана действий.

2. Прогнозирование. «Достаточно ли тех пунктов плана, которые вы подобрали для выполнения предлагаемого вида работы?»

3. Сравнение с образцом и коррекция. Внесение необходимых дополнений и изменений в план работы на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Обращаясь к рисованию словесных картин, выполняются следующие операции:

1) выделяются в тексте сцены, эпизоды;

2) представляется содержание сцены или эпизода в виде картины;

3) описывается содержание эпизода как содержание картины: показываются детали, передается их связь с ключевым образом, выражается эмоциональное отношение к изображаемому;

4) определяется смысл картины;

5) соотносится смысл картины со смыслом текста в целом.

Порядок работы.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет таким:

выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

рисуется место, где происходит событие;

изображаются действующие лица;

добавляются необходимые детали;

«раскрашивается» словесный рисунок.

Моделирование отдельной учебной ситуации

Первичное обращение к тексту - практическая деятельность учащихся, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных действий

1. Чтение текста рассказа.

2. Деление текста на эпизоды.

3. Определение темы рассказа. О чем этот рассказ?  (Встреча двух гимназистских друзей. Неожиданная встреча.)

Почему называется «Толстый и тонкий»?

(Речь пойдет о встрече разных и по внешнему виду, и по общественному положению людей.)

4. Создается впечатление, что автора не интересуют герои, сюжет ослаблен. Тогда что же его интересует?

Работа с первым эпизодом - формирование личностных, регулятивных и коммуникативных действий

1. Выделим в тексте и перечитаем первый эпизод.

Комментарий:

Читатель, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует своё видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Для учеников представляет серьёзную сложность попытка в статичной картине, одномоментном изображении реализовать событие, сложные отношения героев. Здесь необходимы и знания законов живописи, и пластичность воображения.

Нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии, а не действуют, как на экране. Обучая работе с текстом художественного произведения, следует всегда помнить об обогащении словарного запаса школьников. В самостоятельной дальнейшей работе по анализу эпизодов можно пользоваться вспомогательным материалом.

2. Выделим ключевые слова в эпизоде и сравним с эталоном.  

«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын».  

Подробный разбор эпизода - практическая деятельность учащихся,  формирование личностных и коммуникативных действий

1. В центре первого эпизода картина железнодорожного вокзала. Что мы видим в ней? На перроне вокзала случайно встречаются два бывших приятеля. Один тонкий, другой толстый. Один с семьей, другой путешествует в одиночестве. Вот и все. Попробуем выявить смысл изображенного.

Автор не дает подробного описания места встречи. Однако даже скупые детали, как всегда у Чехова, говорят о многом и пробуждают воображение читателя. Разбуженное воображение, в свою очередь, позволяет установить ассоциативные связи с жизненным опытом и актуализировать личностные смыслы.

Почему местом встречи старых гимназических приятелей выбран именно железнодорожный вокзал? Что у вас связано с этим местом? (Спешка, ожидание, путешествие, суета, стук колес, шум, давка, паровозный гудок, встречи, проводы, множество незнакомых людей, то есть это место, где все друг другу безразличны). Если вы на перроне вокзала встретите приятеля, как поступите? (Улыбнусь, спрошу, как дела, что привело на вокзал, задам 2-3 вопроса, попрошу номер телефона, чтобы в другое время без спешки встретиться и поговорить в другом, более удобном месте). Значит, автор сознательно соединяет героев именно на вокзале, и в этом уже подсказка читателям – речь пойдет о перекрестке судеб, и вокзал – образ-символ жизненного пути.

2. Представим движение героев в виде отрезков. Как могут двигаться герои друг по отношению к другу?  (Перпендикулярно, это может быть встречное движение). Работа над углублением в содержание продолжается с новой психологической  опорой - заимствованными из математики элементами. В итоге возник межпредметный перенос способа моделирования с математики на литературу. Результатами взаимодействия является не математическая величина, а некоторые суждения. Дети  находят в произведении взаимодействующие объекты. Результат же их взаимодействия заложен  в подтексте либо является частью мировоззрения ребёнка.

3. Как это знание расширяет наше представление о героях, бывших одноклассниках?  Каковы были их жизненные пути после окончания гимназии? (Вероятнее всего, они ни разу не встречались после выпуска и не могли, так как жизнь сложилась по-разному).

Слово «по-разному» имеет общее, близкое по смыслу терминологическое значение в литературоведении и языкознании – антоним, антитеза, герои-антиподы.

4. Рассматриваем «картину» далее. На переднем плане -  герои. Что можно сказать о них?  (Толстый – жизнь удалась, Тонкий – не так хорошо устроился). Какие синонимы можно подобрать к этим словам? (Богатый и бедный). Почему не названы имена сразу? (Имена не могут настроить нас на описание, а писателю важно «показать» нам героев, а не рассказать о них).

Какими мы их видим? Детализируем изображение исходя из контекста. («Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Пообедал  - сытость и в прямом, и в переносном смысле. Губы подернуты маслом, лоснились – негативное изображение, отталкивающее. И тут же «как спелые вишни» - яркое сравнение, запоминающееся, но и оно работает на снижение образа: губы неестественно яркие, налитые соком – это ощущение максимального достижения всего желаемого – а такое всегда настораживает: каким путем? Что ожидать от человека, у которого все есть? («Пахло от него хересом и флердоранжем» - элементы-символы роскоши, праздной жизни, расслабленности, возможности следить за собой).  

(Тонкий только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын».

«Навьючен» – говорящий глагол. Нет денег на носильщика, задавлен проблемами,  нельзя сказать, что жизнь удалась. «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей» - в отличие от Толстого, здесь символы обыденности, каждодневной спешки, элементы не роскоши, а необходимые для того, чтобы набраться сил, трудиться.

Жена – автор не нашел ничего в изображении женщины более лучшего, чем показать ее длинный подбородок – образ снижен, авторская оценка передана через иронию. Сын также не удостаивается подробной характеристики: но его прищуренный глаз может «сказать» многое:  юноша оценивает приятеля отца и боится «прогадать»: если человек окажется ниже отца по званию или равный ему, то и кланяться не стоит. Что можно сказать о воспитании? Скорее всего, родители, сами мало добившиеся в жизни, привили сыну чувство подобострастия, раболепия перед высокопоставленными особами, чинопочитание, угодливость только потому, что они лучше устроились в жизни, и не привили таких качеств, как чувство собственного достоинства и уважение и трудолюбие.

5. Мы имеем возможность реконструировать портреты, то есть добавить образы, которые выделят связи, главные моменты в художественной информации, необходимые для ее смыслового понимания.

Обогащение словарного запаса - форма коррекции знаний

Обучая работе с текстом художественного произведения, следует всегда помнить об обобщении словарного запаса школьников. В самостоятельной дальнейшей работе по анализу эпизодов можно пользоваться вспомогательным материалом.

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений.

Смысл читательского образа текста - обучение подведению промежуточных итогов

Каким смыслом можно наделить эту картину?

Наша жизнь устроена так, что в какое бы время и при каком бы социальном строе мы ни жили, встречаются люди с разным социальным положением. Герои в какой-то момент забывают себя, превращаясь в богатого и счастливого и бедного и несчастного.

Уже из первой сцены рассказа понятно отношение автора к героям и к объекту эмоционального отношения в целом – взаимоотношениям людей.

Позиция писателя ясна. С детских лет Чехов не терпел никакого уничижения человеческого достоинства, он считал, что необходимо постоянно работать над собой, выдавливая из себя по каплям раба, чтобы в жилах текла «не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Понятен и смысл заглавия, его иронический и даже саркастический оттенок. В рассказах особое неприятие писателя вызывает не просто замена отношений между людьми отношениями между чинами, но добровольное раболепие, самоуничижение человека.

Жизнь нелепа, когда в ней царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.

Прояснение и уточнение отношения автора к персонажам и описываемым событиям - формирование познавательных, личностных и коммуникативных действий

Исследуя таким образом весь текст, учащиеся имеют возможность прояснить и уточнить отношение автора к персонажам и описываемым событиям. Размышления над смыслом чеховских деталей, ключевыми словами и повторами потребует от читателей дальнейшей актуализации и построения личностных смыслов, что соотносится с воспитанием осмысленного отношения к миру в целом. Но провести всю работу на одном уроке не представляется возможным, поэтому работа продолжается дома или на следующем уроке.

Прояснить же и уточнить отношение автора к персонажам и описываемым событиям помогут детали, рисующие героев, картину, ситуацию, и повествовательные детали, описывающие изменения в картине, героях, ситуации.

Когда и почему произошли изменения в героях и ситуации?

Сделайте вывод о смысле использования А.П. Чеховым художественных деталей.

Завершение осмысления произведения

Завершает осмысление чеховского произведения подведение итогов работы и личностное осмысление идеи рассказа: не стоит спешить хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговариваешь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

Рассказ «Толстый и тонкий» занимает всего две страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению. Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей своей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчиненных.

Итоги урока - формирование коммуникативных действий и саморегуляции

1. Итог. Здесь важно, как и на всех уроках по произведениям А. П. Чехова, отметить, что за внешним комизмом у писателей очень часто скрываются грустные раздумья о несовершенстве человеческих отношений. Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений)

2. Рефлексия. Прием «Ладошка»: чем выше была активность на уроке, чем больше положительных эмоций, тем выше карандаш на ладони.

3. Регулятивное оценивание учащихся. Самооценивание.

4. Домашнее задание. «Проба пера»: попробовать самостоятельно создать смысловую картину по остальным эпизодам.

Выводы

Выводы

Словесное изображение отдельных моментов сцен произведения, рисование действующих лиц в динамике их внутренних движений, проникновение в их «скрытую психологию» - сложная и интересная задача.      

     Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная, а также творческие задатки личности.

  Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".

Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...

Уроки литературного чтения по рассказу А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"

Уроки литературного чтения в 9 классе школы с узбекским и другими языками обучения по рассказу А.П.чехова "Толстый и Тонкий"....

Урок - мастерская по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий".

На данном уроке  используются элементы технологии критического мышления. Учащиеся исследуют стиль великого писателя, наблюдая за метким словом в рассказе.  В конце урока ребята создают синкв...