Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с рассказом Чехова «Толстый и тонкий»; уметь определять тему, идею произведения; 2) воспитать умение выражать такие чувства, как честность, справедливость, искренность; 3) развивать умение выразительно читать текст, творческие способности учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (урок внеклассного чтения в 5 классе)

(Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. Р. Фахретдина» г. Альметьевск Гиззатуллина Л. Н.)

Цели: 1) знакомство с рассказом Чехова «Толстый и тонкий»; уметь определять тему, идею произведения;

2) воспитать умение выражать такие чувства, как честность, справедливость, искренность;

3) развивать умение выразительно читать текст, творческие способности учеников.

Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий»,

                             портрет А.П. Чехова,

                             иллюстрации детей к рассказу.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие.
  • Проверка готовности класса к уроку.
  • Сообщение цели урока.

II. Чтение учениками рассказа «Толстый и тонкий» по ролям (автор, «толстый», «тонкий»).

Комментарий учителя (словарная работа).

На доске:

Лоснились, херес, флерд'оранж, навьючен, облобызались, щёголь, лютеранка, портсигары, столоначальник, коллежский асессор, статский советник, превосходительство, вытянулся во фрунт, вельможа, чинопочитание, благоговение.

Некоторые слова (особенно слова устаревшие) объясняет учитель. Если же ученикам знакомы слова, то они сами дают их толкование.

  1. Беседа по рассказу

- Что произошло однажды на железнодорожном вокзале?

Ученики: Встретились два друга.

- Что происходит с героями этого рассказа во время их разговора? Как они меняются?

Ученики: Тонкий, вспоминая школьные годы, был очень весел, шутил, толстый тоже был рад видеть товарища прошлых лет. С большим достоинством рассказывал тонкий о своей нынешней жизни, но слова толстого о своём  положении очень влияют на тонкого: радости как не бывало.

- Почему происходят изменения, что влияет на эти изменения?

Ученики: После того, как герои рассказывают о своих достижениях по службе, начинает прежде всего меняться тонкий. Вначале он хвастался и своим чином, и семейным положением, а когда узнаёт о должности и звании толстого, сразу как-то уменьшается, сужается. То же самое происходит и с женой, и с сыном тонкого, и даже с его вещами.

- Охарактеризуйте героев.

Ученики, используя текст, дают характеристику героям.

- Кто из героев понравился: толстый или тонкий? Почему?

Ученики приводят аргументы, доказывая свою позицию. Примеры для доказательства могут быть и из их личной жизни, и из жизни их знакомых, и даже просто услышанные истории.

- Как Чехов относится к своим героям? Как относится к переменам, которые произошли с тонким?

Ученики: Писатель прежде всего показывает своё негативное отношение к тонкому. Автору не нравится перемена в герое, которая отражается и на семье героя, и даже на его вещах: узлах, коробках. Чехов считает неестественными изменения, произошедшие с тонким, ведь служебное положение не должно отражаться на взаимоотношениях товарищей. Кроме того, толстый никоим образом не хотел унизить своего бывшего «одноклассника».  

- Что высмеивает Чехов в этом рассказе?

Ученики: Чехову не нравятся такие черты характера, как преклонение перед человеком высшего чина, хвастовство, угодничество.

- Попробуйте перевоплотиться в образ тонкого. Представьте, что вы тонкий (герой рассказа) и рассказываете, например, своей жене о встрече с толстым. Как вы опишите свои чувства? Что вы на самом деле испытывали? В помощь вам на доске записаны слова и выражения, которые вы можете использовать при ответе.

На доске:

В роли тонкого

Очень приятная встреча, сильно обрадовался, умилился, даже пожал ему руку.

1 – 2 ученика составляют рассказ от лица тонкого. Остальные ученики вместе с учителем оценивают, насколько точно были «сыграны роли», удалось ли передать чувства героя.

 

- «Толстый» и «тонкий» - многозначные слова. Что они могут обозначать? Сейчас я прочитаю с доски некоторые значения этих слов. Попытаемся вместе выяснить, какое значение (или какие значения) имел в виду автор.

На доске:

Тонкий – 1. о теле: худощавый, стройный;

               2. проницательный, умный;

               3. чуткий, быстро воспринимающий что-нибудь;

              4. хитрый, ловкий.

Толстый – 1. о теле: полный, тучный;

                        2. о голосе: густой, низкий.

Ученики выясняют, какие значения слов подходят героям Чехова.

- Сейчас употребляется выражение «толстый и тонкий» - о подобострастии перед прежним товарищем, высоко поднявшемся по служебной лестнице.

  1. Подведение итогов урока

- Чему этот рассказ может научить?

Ученики: Этот рассказ учит быть честным, искренним в проявлении своих чувств. Нужно гордиться своими достижениями (например, у тонкого есть семья; а ведь семья – это самое главное в жизни любого человека). Нельзя завидовать: зависть может испортить даже дружеские отношения.

- Может ли смешной рассказ перевоспитать человека, т. е. заставить работать над самим собой?

Ученики: Конечно. Люди могут учиться на ошибках других.

  1. Выставление оценок

VI.    Домашнее задание: Ответить на вопрос: Почему нам хочется смеяться, читая рассказы Чехова, но в то же время отчего появляется грустное чувство?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...