"Понять и простить - вот удел души человеческой"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Макарова Маргарита Викторовна

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе по теме: "Понять и простить - вот удел души человеческой" по рассказу В.Распутина "Василий и Василиса". На уроке идет повторение материала для подготовки к ГИА и обсуждается тема прощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_rasputina_makarovoy_m.v.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу В. Распутина «Василий и Василиса».

Тема: ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ -  ВОТ УДЕЛ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.

Класс: 9

Цели урока:

Совершенствование умения аналитического комментирования текста.

Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.

Воспитание культуры общения, толерантности, терпения.

Оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.

актуализировать имеющиеся знания учащихся по разным разделам языка;

развивать речевые умения и навыки, умение высказывать свою точку зрения;

Ход урока

  1. Организационный момент. Целеполагание.

  1. Создание проблемной ситуации. Обсуждение эпиграфа.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”, – писал Л.Н. Толстой.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

2. Назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом дом?

семья, уют, тепло.

Дом в жизни человека – это семья, уют, взаимопонимание и взаимопомощь. Каждый человек мечтает и пытается создать свой дом, в котором всегда будут царить любовь к ближнему и не будет ссор и разногласий. Главная опора дома, построенного любящими друг друга родителями, – их дети. Строительство такого дома – многолетний, кропотливый труд. Разрушить же этот дом можно в одночасье одним неосторожным движением...

  1. Слово учителя о рассказе Распутина.

О таком разрушении, о незаживающей ране материнского сердца, кровоточащей непроходящей болью, ставшей непрощаемой обидой, повествует рассказ В.Г. Распутина “Василий и Василиса”.

  1. Беседа. Образы героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Кто главные герои рассказа?

Василий, Василиса

  1. Что можем сказать про их имена?

Василий- простое русское имя, которое может иметь любой русский парень.

Василиса – имя сказочное 

  1. С чего начинается рассказ?

С описания дня Василисы

  1. Как и чем живет Василиса?

Чтение эпизода стр.1

Перед нами аккуратная и трудолюбивая хозяйка (вывела тараканов);

самовар – добродушие, гостеприимство, тепло, душевный разговор

  1. Но почему Василиса молчит, когда входит Василий?

рассказывают историю семьи, причину ссоры

  1. Что символизирует топор?

инструмент созидания

орудие разрушения

Вот и Василий топором прорубил непроходимую границу, наполненную слезами Василисы.

  1. Как складываются отношения между героями после той страшной ночи?

молчат, живут каждый сам по себе

  1. Рассмотрим эпизод, где описывается сенокос. Он завершается описанием костра. Что символизирует собой костер, огонь?

чтение эпизода

огонь – тепло, свет, огонь сближает.

  1. Чем является костер для Василия и Василисы

это потухший костер, символ потухшей любви, сгоревшего семейного счастья. Черная зола осталась в сердце Василисы. «Я,Василий, спеклась,меня боле греть ни к чему»

  1. Василий долго не выдерживает одиночества и приводит в дом новую хозяйку – Александру.

Как складываются отношения между Василисой и Александрой?

Почему простила?

ненависть- смирение- прощение

«Я за тебя молиться буду»

  1. Дети – это самое ценное,что есть на свете, поэтому Василиса долгие годы не может простить Василия. Но в самом конце жизни, когда Василий заболел, она перешагивает через непроходимый порог. Из выжженных горем глаз катятся слезы, смывающие грех с души Василия.

чтение эпизода

«На меня твои слезы капают, - обрадованно шепчет Василий… Он подает ей руку, она пожимает ее»

  1. Легко ли было Василисе простить?

  1. Чтение и обсуждение притчи.

Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.

Л.Н.Толстой

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

М.К.Ганди

Люди страдают, и многие из человеческих существ несчастны, потому что не наделены умением забывать плохое и прощать.

Ванга 

 

  1. Работа с текстом притчи.

О чем текст? Чему учит?

Притча о терпении.

1)Жил-был мальчик с ужасным характером.  2)Его отец  дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в забор каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. 3) В первый день мальчик забил 37 гвоздей, в течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество гвоздей уменьшалось день ото дня. 4) Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

5)Наконец наступил день, когда мальчик не забил ни одного гвоздя, тогда он подошел к отцу и сказал ему об этом - отец велел вытаскивать гвозди из забора.6) Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что вытащил из ограды все гвозди.

7) Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется... Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная»

  1. Выписать 2-3 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:_______________________________________________________________________________
  2. Подберите синоним к слову ОГРАДА:________________________________________________________
  3. Выпишите слова, где правописание приставки не зависит от ее значения:_______________________________________________________________________________
  4. Выпишите слово,  приставки в котором имеет значение приближения:__________________________
  5. Определите вид связи слов в словосочетании ДУШЕВНАЯ РАНА_________________________________
  6. Выпишите номера предложений с ОЧП:____________________________________________________
  7. Укажите количество грамматических основ в предложении 3__________________________________

Укажите номер сложного предложения с разными видами связи________

  1. Итоги.

Воспоминания об обидах живут дольше, чем самые приятные. Неудивительно, ведь это память о наших потерях. Мы теряем друзей, любимых, отдаляемся от близких – иногда настолько, что нам не хватает десятков лет, чтобы их вернуть.

Конечно, ошибиться может каждый. И вы, наверняка,  вспоминаете людей, с которыми больше никогда не заговорите из-за одного резкого слова. Но если бы у вас была возможность повернуть время, что бы вы сделали сейчас – потеряли или простили?

Ответом на этот вопрос и станет ваше домашнее сочинение.

  1. Оценки за урок.
  2. Д\З. Сочинение-рассуждение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Нравственность - здоровье души человеческой.

С чего начинается человек? Наверное, каждый ответит, что личность начинается с нравственности (внутренний мир человека, его взгляды на жизнь). Рассуждая о внутреннем мире человека, сегодня стали говор...

Урок толерантности в 7 классе "Понять, принять, простить"

Этот урок можно провести в  виде классного часа, а можно как урок по обществознанию или цикл уроков о толерантности. Это не совсем обычный урок. Лн был проведен 17 февраля в День добра.Его цель: ...

"Отцы и дети:понять-значит простить"

Как понять, что принятие произошло? Особых примет не существует – просто в один прекрасный день мы замечаем: нам стало легче, мы больше не раздражаемся в присутствии родителей, мы стали более раскрепо...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Сказка как свет в душе человеческой"

В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовно-нравственного образования. Для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, для обеспечения благоприятного нравственного и э...

Уметь понять и простить.

Презентация по курсу ОРКСЭ...