Нравственность - здоровье души человеческой.
статья по русскому языку по теме

Чурашова Людмила Петровна

С чего начинается человек? Наверное, каждый ответит, что личность начинается с нравственности (внутренний мир человека, его взгляды на жизнь). Рассуждая о внутреннем мире человека, сегодня стали говорить об «экологии человеческой  души»...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственность - здоровье души человеческой.

С чего начинается человек? Наверное, каждый ответит, что личность начинается с нравственности (внутренний мир человека, его взгляды на жизнь). Рассуждая о внутреннем мире человека, сегодня стали говорить об «экологии человеческой  души».

Анализируя  экологию нашей  планеты, мы подразумеваем ее состояние, то есть степень  чистоты и загрязнённости. Такая же «экология» существует и в нашей душе. Принято считать, что в «экологию души» входят такие понятия, как добро  и   зло, любовь и ненависть, щедрость и скупость,  и другие качества личности.  Душу также определяют наши мысли, слова, поступки.

Современная жизнь отличается невероятной жестокостью, цинизмом, голым практицизмом. Мир полон человеческих трагедий и катаклизмов. Люди потеряли веру в себя, в свои способности изменить и возвысить себя духовно в повседневной жизни. Высокая мораль утратила жизненную ценность, ложь и зло восторжествовали и стали почти основными ценностями в мире.

Пришло время задуматься, что же со всеми нами произошло и стали ли мы сегодня счастливее.

Человек и его душа – это понятия, на которых основана русская классическая литература. И  если мы хотим в результате обучения и воспитания школьника получить нравственный результат, надо вдумчиво изучать русскую классику.

Помните у Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина – внутренняя красота и лелеющая душу гуманность… Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Конечно, литературу ни в коем случае нельзя превращать в нравственные прописи. Литература воспитывает не прямо, не «в лоб», а через эстетику, через красоту.

На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы дети заинтересовались изучаемым произведением, чтобы в сознании  каждого ученика началась  серьезная душевная работа.

Готовясь к уроку, задаю себе вопросы:

- как донести до ученика те самые «чувства добрые» русской литературы?

- какие дать задания, чтобы проверить самое главное – способность понять и услышать слово писателя?

- как найти те вопросы, что рассчитаны на ум и сердце ученика?

-Что увидел? Что почувствовал? – спрашиваю школьников после прочтения произведения, чтобы вместе с ними приоткрыть глубины текста.    

Так, изучая творчество А.П.Чехова, привлекаю внимание учащихся к проблеме психологизма в изображении человека и природы.

«Человек должен посадить  и вырастить хотя бы одно деревце, иначе порвется связь времен и наступит опустошение», - утверждает писатель.- «Вы безрассудно рубите леса, и скоро на земле ничего не останется. Точно так вы безрассудно губите человека, и скоро, благодаря вам, на земле не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собою…» («Дядя Ваня»)

О природе писали многие художники слова. Но сейчас нам, пожалуй, важнее опыт Чехова, который рассказывал не об уникальной жизни человека наедине с природой в краю непуганых птиц, а о повседневном общении с ней человека современной цивилизации в условиях города, квартиры, пригородной дачи.

Показываю детям, что природа в понимании Чехова одухотворена. Деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди. Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

Среди ранних рассказов Чехова есть очерк «На волчьей садке», где описывается жестокое зрелище – травля волков, устроенная на Ходынском поле в Москве: «Волк… осматривается… Нет спасения! А ему так жить хочется! Хочется жить так же сильно, как и тем, что сидят на галерее, слушают его скрежет зубовный и глядят на кровь».  В чеховское время так не писал никто.

Анализируя рассказ «Белолобый», вдруг осознаём, что волчиха - существо домашнее, понятное, чадолюбивое: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы  без нее кто не обидел волчат… Её мучил голод, голова разболелась от собачьего лая…».

Мысль о неразрывной связи природы и человека присутствует и в рассказе «Ванька». Наблюдаем, как главный герой вспоминает о своей жизни в деревне. Воспоминания уводят его в счастливое время, когда они с дедом ходили в лес за елкой для господ. «Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал…Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать…». Герой рассказа видит в природе истинное человеческое содержание. Совершенно не удивительно то, что Ванька, тоскуя о дедушке, вспоминает и о деревенских собаках – Вьюне и Каштанке. Мальчик считает, что «Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, но под его смирением скрывается самое иезуитское ехидство».

Школьники видят, что мальчик любит своих питомцев родственной любовью. Ему чужды люди, у которых он сейчас живет, потому что здесь

«все колотят его», «а скука такая, что и сказать нельзя… Пропащая жизнь, хуже собаки всякой…»

Есть чувства и мысли, которые детям трудно выразить, но даже то, что не высказано, а только пережито, имеет огромное значение для духовного становления. Ведь суть общения человека с литературой в сопричастности, сопереживании, соразмышлении, сочувствии и сострадании. Каждый ученик открывает в произведении свое, соприкасаясь с ним всем своим Я.

После нескольких уроков внеклассного чтения, посвященных А.П.Чехову, один из шестиклассников пишет сочинение на свободную тему.

Мой замечательный дед.

Прошло много времени с той памятной осени, когда я впервые побывал в лесу, но стоит закрыть глаза, и я снова оказываюсь там и снова испытываю удивительное волнение…

Накануне вечером неожиданно для всей семьи дедушка объявил, что берет меня завтра с собой в лес.

Утром я проснулся очень рано и сразу поспешил к окну, чтобы взглянуть за Волгу, ведь именно там находится лес, куда мы с дедушкой сегодня отправимся. Небо такое ясное! Солнце едва выглядывает из-за верхушек деревьев, а у подножия еще лежат синие тени. На душе так радостно, хочется быстрее отправиться в дорогу…

И вот мы сидим на пристани, ждем переправу через Волгу. Потом плывем на маленьком пароходике по реке. Я смотрю на воду и вижу, как рыба играет. «Это налим, - смеётся дедушка и интересно рассказывает, как тот изголодался за лето и ловится не только на червяка, а и на пескаря. – Налим и в садок за рыбой заберется, и в невод не побоится заглянуть. Подкрадывается к добыче, как кошка, зубки мелкие, но если за хвост ухватит – не выпустит. Сейчас рыбаку самое время за дело приниматься!»

Когда пристали к другому берегу, дедушка обратил моё внимание на воду: в чистой зеркальной глади реки отражались прибрежные деревья.

- Видишь, как они столпились у воды, будто смотрятся в зеркало и не могут наглядеться на такую красоту, - заметил дедушка, глядя на живописную картину. – вот черемуха любуется своим нарядом, украшенным черными горошинами ягод. Рядом калина раскраснелась, как застенчивая девчонка; шиповник стоит весь пунцовый…

- А как ярко краснеют кисти рябины!  Настоящая красавица, - соглашаюсь я с дедушкой. – А это что за кустарник?

- Бузина, - ответил дедушка. – Её ягоды на наш вкус вовсе непривлекательны, а птицы очень любят ими лакомиться! Скоро прилетят наши зимние гости. Вот они набросятся на ягоды!

- Почему?

- Да они у себя на родине такой роскоши не видели. Так что люди не должны жадничать и собирать в лесу все до одной ягодки. Надо и птицам оставить.

- А когда ягоды закончатся, что они будут есть?

- Примутся за семена сорняков, а это для нас огромная польза, - сказал дедушка.

        Мы прошли небольшое расстояние и оказались в лесу. Высокие ели, посаженные рядами, образуют сумрачную аллею. Тихо. Продвигаемся медленно вперед и спугиваем птиц. которые живут в этой глуши. Слышатся удары их крыльев о ветки. Солнце поднимается всё выше, сильно пахнет хвоей. Маленькая тропинка манит нас за собой. Мы идем по ней и выходим на полянку. За ней начинается лиственный лес. Дедушка предложил отдохнуть и пообедать. Пристроившись на пеньке, я стал доставать из корзины пакеты с едой и вдруг увидел, что дедушка подает мне рукой какие-то знаки. Я посмотрел в сторону. О, что это такое?! Рядом, в двух шагах от нас сидит заяц! Вот так встреча! Косой смотрит на нас, его уши напряжены, он готов в любую минуту дать стрекача, но что-то выжидает, наверное,  думает, что мы его не заметили. Дедушка молча дает мне понять, что нужно уйти в другое место. Я соглашаюсь с ним, и мы уходим подальше от зайчишки, чтобы не нарушить покой этого хрупкого мира…

        На опушках лиственного леса находим грибы: зеленоватые и розоватые сыроежки, красноголовые подосиновики, яркие желтые лисички, которые будто рассыпались во мху. Дедушка, оказывается, очень много интересного знает о грибах! Например, когда можно по грибы собираться, как срезать гриб, чтобы не повредить капризную грибницу (ведь иначе напрасно потратит время другой грибник, с пустой корзинкой придет домой), какой гриб с каким деревом дружит…

- А человек может с деревом дружить? – спрашиваю я.

- Конечно, ведь жизнь дерева похожа на жизнь человека, и у каждого она своя. Прикоснись к березе, чувствуешь, какая гладкая береста, а потрогай кору старого дуба, - ощутил разницу? Вот и думай, учись понимать природу, чтобы не нарушать жизнь растений и животных.

        Следуя за дедушкой, я вдруг заметил, что лес стал еще гуще, и испугался. что мы заблудились, ведь у нас нет компаса Но дед успокоил меня:

- Вот смотри, муравейник возле сосны, он нам подскажет, где наш дом.

- А муравьи разве знают? – удивился я.

- Конечно. Они муравейник  всегда с южной стороны дерева строят.

        как здорово, что у меня дедушка такой умный! – подумал я и повеселел. По узкой тропе мы вышли из леса. На краю его стояло  огромное и когда-то могучее сухостойное дерево.

- Почему дерево  засохло? – спросил я.

- А ты посмотри, сколько вокруг него следов от костров. Люди останавливались на отдых и разводили костер. А чтобы скорее разжигалось, стесывали с дерева смолистую кору. Вот прекрасное дерево и погибло, - с горечью ответил дедушка. Я тоже расстроился. Дед сразу заметил это и попытался поднять мое настроение:

- До чего же ярко, разноцветно лес прощается с летом! Глаза не устают любоваться, а душа радоваться! Береза золотая, клен и осина красные, вяз и липа желтые, один дуб на свои бурые листья краски пожалел!

- А почему это дерево до сих пор зеленое?

- Это ольха стоит угрюмая, потому что листья с неё так и упадут зелеными, - пошутил дедушка. Пора нам, дружок, возвращаться домой, бабушка скучает без нас. Прощай, осенняя краса, до следующего года…

        Когда мы снова плыли по реке, я молчал и думал о дедушке. Он открылся мне сегодня с другой, незнакомой стороны. Я увидел, как душевно богат близкий мне человек, как он тонко чувствует красоту окружающего мира, бережно относится к природе, переживает за все живое, в том числе и за человека. «Нет, не случайно дедушка взял меня в лес, - решил я. – Он хотел показать мне, что жизнь дает нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить это в своей душе на долгие годы». И я благодарен деду за этот нравственный урок!

Мы, словесники,  понимаем, что путь к «идеальному»,  духовному человеку долог и труден, поэтому так высоко ценим первые шаги наших учеников на этом пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

"Понять и простить - вот удел души человеческой"

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе по теме: "Понять и простить - вот удел души человеческой" по рассказу В.Распутина "Василий и Василиса". На уроке идет повторение материала д...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Сказка как свет в душе человеческой"

В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовно-нравственного образования. Для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, для обеспечения благоприятного нравственного и э...

Конспект занятия по литературе "Свет души человеческой"

Внеаудиторное занятие в форме урока-праздника, посвященное рождественским рассказам....

Доклад на тему: "Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности. Живой свет."

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личностиСовершенствование и развитие души заключается в приобретении жизненного опыта, новых знаний, в развитии чувств и интеллекта...