УМК по литературе
книга по литературе по теме

Васильева Светлана Анатольевна

Характеристика и особенности некоторых УМК по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra.doc475 КБ

Предварительный просмотр:

Издательство «Дрофа»

Линия УМК по литературе Т.Ф.Курдюмовой и др.

На основе единой программы литературного образования для 5–11 классов общеобразовательных учреждений, составленной доктором педагогических наук, профессором Т. Ф. Курдюмовой, создана линия учебно-методических комплексов для 5–11 классов. Отличительными особенностями учебников-хрестоматий, созданных на основе этой программы, являются вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения, использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса. Реализованная в учебниках-хрестоматиях система помогает показать движение и развитие литературы как непрерывный процесс. Каждая учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня, а также последовательно обращает внимание ученика к вопросам теории литературы. Каждая тема предполагает обращение к литературоведческим понятиям. Благодаря реализации в учебниках принципа вариативности, учитель получает возможность использовать тот или иной учебный материал по своему усмотрению. Такие замены могут происходить даже при изучении одной темы в параллельных классах. При анализе произведений используются различные формы сопоставления художественных текстов. Вопросы и задания для учащихся направлены на совершенствование читательского мастерства, овладение навыками устной и письменной речи, формирование творческого подхода к чтению. Учебник-хрестоматия 5 класса открывает учащимся богатство и многообразие произведений искусства слова, акцентируя внимание при анализе текстов на сюжете. В учебнике-хрестоматии 6 класса представлен литературный материал, посвященный судьбам подростков. В центре изучения — герой литературного произведения. В учебнике-хрестоматии 7 класса отражено богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В учебнике-хрестоматии 8 класса внимание учащихся обращается на исторического героя и историческое событие в произведениях художественной литературы. В центре анализа текста — авторская позиция. Учебник-хрестоматия 9 класса подводит итог знакомству с различными видами, родами, жанрами литературы, темами и проблемами произведений. Полный курс школьного литературного образования, созданный Т. Ф. Курдюмовой, состоит из концентрического цикла для 5–9 классов и систематического курса на историко-литературной основе для 10–11 классов. Единый комплекс с учебником-хрестоматией составляют методические пособия для учителей и рабочие тетради для учащихся. Учебники для 10–11 классов дополняют хрестоматии и методические пособия. Отдельным изданием выпускается программа по литературе для 5–11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, а также «Книга для учителя» с поурочными разработками.

Линия УМК по литературе для 5-9 классов М.Б.Ладыгина и др.

Линия учебно-методических комплектов по программе углубленного изучения литературы для 5–9 классов, созданной авторским коллективом под руководством кандидата филологических наук, директора московской школы колледжа «Полярная звезда» М. Б. Ладыгина, имеет гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано». Главные направления литературного образования в 5–9 классах, как видят их авторы, — раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства, показать ее отличие от народного поэтического творчества, познакомить учеников с основными теоретическими понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарным инструментарием для анализа литературного текста, дать возможность почувствовать специфику художественной условности словесного творчества, отработать и закрепить у них свободное владение устной и письменной речью, сформировать литературный вкус. Учебники-хрестоматии для 5–9 классов — это основные пособия, в которых реализуется данная концепция литературного образования. Все книги построены по традиционному принципу учебника хрестоматии, а потому основную их часть составляют художественные тексты, изучение которых предусмотрено в соответствующем классе школьной программой (они по возможности представлены в полном объеме без адаптации и сокращений). Школьники учатся не просто читать произведения, но и понимать авторскую позицию, глубинный смысл написанного; узнают интересные сведения об авторах (тексты художественных произведений предваряются статьями об их создателях). Рубрика «Уроки волшебства (мастерства)» знакомит школьников с основами литературоведческих знаний; специальные разделы рассказывают о тайнах авторского творчества («В мастерской художника слова») и рекомендуют ученикам дополнительную литературу («Сокровища книжных полок»). В разделе «Читательская лаборатория» содержатся материалы, обучающие школьника работать с учебной статьей, грамотно отвечать на вопросы учителя, анализировать текст художественного произведения. Детальные методические указания к курсу и подробности авторской концепции преподавания литературы в школе учитель найдет в выпускаемых единым комплексом с учебниками методических пособиях. В комплексе с учебниками выпускаются также книги для чтения «Книжная полка», которые наряду с художественными произведениями содержат комментарии, снабжённые методическим аппаратом. Для самостоятельной работы учащихся издаются рабочие тетради.

Линия УМК «Литература. В мире литературы» для 5-11 классов А.Г.Кутузова и др.

Линия учебно-методических комплексов по литературе для 5—9 классов общеобразовательных учреждений создана на основе оригинальной авторской программы, построенной по концентрическому принципу, одобренной экспертными организациями РАО и РАН, учебники включены в Федеральный перечень. Содержание и структура предлагаемой программы построены на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся. Система творческих работ представлена широко и разнообразно: рецензии, презентации, рефераты, эссе, сочинения и т. п. Вся линия учебников предлагает широкий спектр форм учебных занятий: ролевые игры, исследования, дискуссии, сопоставительный анализ театральных и кинематографических интерпретаций текстов, читательские конференции. Тем самым реализуются межпредметные связи, в частности с МХК, музыкой, театром, кино. Все задания имеют аналитический исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика (например эссе). Творческие работы ориентируют на использование ранее изученного материала. Коммуникативно-творческие работы обозначены в учебных книгах рубриками «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера». Базовый курс школьного литературного образования, созданный авторским коллективом под руководством А. Г. Кутузова, состоит из УМК для 5—9 классов, включающих материал по теории литературы, который раскрывается на историко-функциональном изучении отечественных и зарубежных литературных произведений. Первая учебная хрестоматия курса (5 класс) могла бы носить название «Фольклор и литература», учебник 6 класса — «Миф — фольклор — литература». В центре внимания курса 7 класса — проблема героя литературного произведения. Базовым понятием для изучения в 8 классе является феномен литературной традиции, а в 9 классе — восприятие читателем созданных авторами литературных образов. Главное, что выделяет линию учебников под редакцией А. Г. Кутузова среди других, — это система коммуникативно-творческих работ, сквозной курс духовной литературы, разделы «Художественный мир западноевропейской литературы». Для учителей, преподающих в 5—9 классах, изданы методические рекомендации «Как войти в мир литературы», материалы к урокам в 5—6 классах (М. В. Моисеев. Путеводитель в мире литературы. 5—6 классы). Для учащихся 5 и 6 классов выпущены рабочие тетради. Отдельным изданием выпущены авторские программы по литературе под редакцией А. Г. Кутузова для общеобразовательных учреждений (5—11 классы).

Линия УМК по литературе для 10-11 классов

А.Н.Архангельского, В.В.Агеносова и др.

Линия учебно-методических комплексов по литературе для 10—11 классов общеобразовательных учреждений создана авторами по единой программе, одобренной экспертными организациями РАО и РАН. Учебники включены в Федеральный перечень. В ней представлен систематический курс русской литературы XIX—XX веков на историко-литературной основе. В учебниках содержатся обзорные статьи о развитии литературы в конкретное историческое время, монографические главы о жизни и творчестве писателей. В методические разделы учебников включены разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки рекомендуемой литературы, словарь литературоведческих понятий и терминов. В учебно-методические комплексы, помимо учебников, входят программа и хрестоматии. Десятиклассникам предлагается хрестоматия, в которой представлены статьи литературоведов и критиков о творчестве изучаемых писателей XIX века, одиннадцатиклассникам — произведения русских писателей XX века. Для учителей в комплексе с учебниками выпускаются методические пособия. В учебнике для 10 класса раскрывается литературный процесс XIX века в России. Прослеживаются преемственность с литературными явлениями предшествующих эпох, творчество писателей воссоздается в контексте жизни общества XIX столетия. Авторы предлагают современное прочтение классических произведений, опираясь на новые литературоведческие открытия. В методические разделы учебников включены разноуровневые вопросы и задания. На активного и заинтересованного ученика рассчитаны и вопросы повышенной трудности, и темы рефератов, и обширные списки рекомендуемой литературы. В комплекс, помимо учебника для 10 класса, входят учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов (в двух частях), методическое пособие для учителя. Представляемый школьный учебник для 11 класса содержит систематический курс истории русской литературы XX века. Структура учебника включает в себя обзорные статьи, содержащие информацию о литературном процессе, монографические, рассказывающие о творчестве конкретного писателя. Вместо традиционного для учебников прошлых лет очерка о творческом пути писателя в настоящем издании сначала приводится краткая биография автора, затем характеристика его художественного мира, и наконец, дается анализ текста. После этого ученикам предлагается самостоятельно убедиться в правомерности предложенных выводов. Для тех учеников, которые интересуются литературой, в конце каждой главы дается аннотированный список книг, в котором приведены основные работы отечественных и зарубежных литературоведов по той или иной проблеме. Каждая глава завершается заданиями и вопросами для самостоятельной работы. В конце учебника помещен краткий словарь основных литературоведческих терминов, которые используются авторами и значения которых необходимо знать каждому культурному человеку. При работе с учебником одиннадцатиклассникам рекомендуется использовать хрестоматию «Русская литература XX века» (в двух частях); учителям предлагается методическое пособие. Отдельным изданием выпущена авторская программа для 10—11 классов «Русская литература XIX—XX веков».

Более подробную информацию можно узнать на сайте www.drofa.ru 

Издательство «Мнемозина»

Курс литературы. 5-11 классы

Предлагаемый курс создан на основе программы для общеобразовательных учреждений (под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого). Все учебники прошли проверку практикой преподавания литературы в общеобразовательной школе, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях на 2011 / 2012 учебный год.

   Система учебников построена на принципе преемственности. Учебный материал ориентирован на основные задачи литературного образования: приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие способности школьников к восприятию и оценке литературных произведений и отраженных в них явлений жизни. Все это становится основой формирования художественного вкуса, эстетических потребностей и гражданской идейно-нравственной позиции.

   Курс литературы условно можно разделить на три части:

• начальный курс (5 – 8 классы):

• курс в историческом освещении (9 класс);

• курс на историко-литературной основе (10 -11 классы).

   Учебники для 5 – 8-го классов нацелены на решение главной задачи курса литературы – заложить основы читательской культуры школьников. Методический аппарат книг позволяет наиболее рационально организовать учебную деятельность как в школе, так и дома. Дифференциация вопросов и заданий по степени сложности даёт учителю возможность вовлечь в образовательный процесс всех учеников вне зависимости от степени их подготовленности.

   В 9 – 11 классах вводится новый тип учебной книги – учебник-практикум, основной целью которого является развитие читательской самостоятельности учащихся и интереса к художественной литературе. В книгах органично сочетаются традиционный учебник, с системой вопросов и заданий, необходимых при изучении текстов художественных произведений, и дидактические материалы, расширяющие рамки изучения предмета. Одно из основных направлений работы с учебниками – создание некоего диалога между учащимися и писателем, критиком, учителем.

   Для каждого класса создан учебно-методический комплект, куда входят книги для чтения, методические пособия учителя, а также электронные материалы, размещенные в свободном доступе на сайте http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

   В связи с переходом на профильное обучение в старших классах, углубленное изучение литературы в школах и классах гуманитарного профиля предусматривается некоторое расширение программы, которое нашло отражение в учебниках для 10 – 11-го классов базового и профильного уровня. Эту задачу реализуют комплект для 10 – 11-го классов Г. Н. Ионина и др. (под редакцией Г. И. Беленького и Г. Н. Ионина) и комплект для 10 – 11 классов М. М. Голубкова, Е. Б. Скороспеловой (под редакцией Г. И. Беленького).

   В этих учебниках большое внимание уделяется углублённому изучению русской классической литературы и ее тесной связи с историческими процессами, происходившими в нашей стране и в мире, а также взаимовлиянию и взаимопроникновению русской литературы и литературы зарубежных стран. Такой подход к изучению предмета позволяет старшеклассникам не только более глубоко постичь родную литературу, но и оценить вклад России в общемировую культуру. Кроме того, в учебниках 10 – 11 классов значительное место отведено современной русской литературе (литературе последних 10 – 15 лет), что позволяет старшеклассникам сориентироваться в многообразии современного литературного процесса и сформировать вкус к истинно литературным произведениям.

Более подробную информацию можно узнать на сайте http://www.mnemozina.ru

Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Серия «Литература.ру» под редакцией Б.А.Ланина

Содержание учебников серии «Литература. ру» под редакцией Б.А.Ланина направлено на реализацию целей и задач литературного образования школьников и полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования по литературе. В основу обучения положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность ( с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернет).

Серия «Литературные традиции»

Линия учебников «Литература» (авторский коллектив: В.Г.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина) направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников и полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования по литературе. В основу курса положена актуальная на сегодняшний день теоретико-литературная и методическая идея – осознание природы художественного образа.

Более подробную информацию можно узнать на сайте  http://www.vgf.ru

Издательство «Просвещение»

Линия УМК под В.Я.Коровиной. 5-10 классы

В линии УМК под редакцией В. Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII—XX вв., произведений зарубежной литературы.

Дополнительные компоненты учебно-методического комплекта способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта изучения литературы, намеченного образовательным стандартом второго поколения.

В каждом учебнике затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге, в 6 классе — художественное произведение и автор, в 7 классе — особенности труда писателя и т. д.).

Учебник для 10 класса учитывает новейшие достижения современного литературоведения и методики преподавания литературы.

В учебнике предлагается необходимый историко-литературный материал: обстоятельный обзор литературного процесса, подробные сведения биографии и творческого пути писателя, анализ отдельных литературных произведений. Материалы учебника соответствуют требованиям нового стандарта по литературе. Статьи учебника информативны, отличаются точностью, емкостью, глубиной анализа литературных явлений. Методический аппарат учебника ориентирует учителя и учащихся на изучение произведений художественной литературы с учетом их жанрово-родовой специфики, а также особенностей восприятия этих произведений учащимися.

В учебниках предложены вопросы и задания, нацеливающие на самостоятельную деятельность разной степени сложности. Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России.

К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретаций текста.

Необходимость издания хрестоматии художественных произведений для 9 класса вызвана тем обстоятельством, что учебник для 9 класса в значительной степени отличается от учебников-хрестоматий  5—8 классов. В 9 классе это учебник с элементами хрестоматии. Многие программные произведения девятиклассники должны будут прочитать самостоятельно, обратившись к фондам библиотек.

В связи с этим издательство сочло целесообразным издание хрестоматии по литературе в дополнение к учебнику 9 класса.

Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы. Проверочные работы 5—10 классов содержат материал для проведения диагностических, текущих и итоговых контрольных.

Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития учащихся. Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения литературных произведений, включенных в школьную программу.

Линия УМК под редакцией В.Ф.Чертова. 5-9 классы

Линия УМК реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста. Основные идеи линии соответствуют новой концепции разработанных стандартов второго поколения. Чтение, комментарий, анализ и интерпретация художественного текста становятся основой для создания школьниками собственного текста, представления собственных оценок и суждений по поводу прочитанного.

Основные характеристики линии:

  1. взгляд на литературу как метафору мира, особый способ познания ЖИЗНИ;
  2. реализация принципа связи искусства с жизнью,-
  3. сочетание хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса,-
  4. рассмотрение произведений русской литературы в контексте мировой литературы,-
  5. практическая направленность всех разделов курса литературы, поэтапное формирование навыков анализа текста и создания учащимися собственного речевого высказывания;
  6. внимание к художественной функции слова в литературном произведении;
  7. обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесной игры,-
  8. формирование общекультурных и коммуникативных компетенций.

По данной линии УМК можно работать в классах разного уровня (в обычной общеобразовательной школе и в школах и классах с углубленным изучением литературы), так как в ней содержится система индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности, а также рекомендации по работе с современными технологиями поиска и обработки информации.

Учебник является основой учебно-методического комплекта. Отличительной особенностью учебников этой линии являются включенные в них «Практикумы», индивидуальные задания и разделы «Мир в слове». Именно эти разделы, а также методический и справочный аппараты, разработанные в соответствии с общей логикой учебного курса, определяют оригинальность учебников. Органичным дополнением учебника, ориентированного на активное, деятельностное постижение лучших произведений русской и мировой литературы, станет фонохрестоматия. Аудиозаписи классических произведений русских и зарубежных писателей в исполнении известных мастеров сцены открывают новые возможности для восприятия, понимания и аналитического обсуждения произведений литературы на уроке.

Методические пособия представлены в форме развернутого поурочного планирования для каждого класса.

Линия УМК под редакцией Ю.В.Лебедева, В.П.Журавлева. 10-11 классы

Главная идея линии - духовно-нравственное становление ученика в процессе приобщения к шедеврам русской классики.

Основные идеи линии УМК:

  1. приобщение к духовнонравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе;
  2. постижение национальной самобытности классики,-
  3. соотнесение нравственных идеалов произведений русской и зарубежной литературы,-
  4. связь проблематики литературных произведений с реальной действительностью;
  5. оценка произведений с позиций современного миропонимания.

В учебнике Ю. В. Лебедева для 10 класса раскрывается динамика литературного процесса XIX в., его связь с историей, его противоречия. Учебник 11 класса под редакцией В. П. Журавлёва знакомит учащихся с новым современным взглядом на литературный процесс XX в.

Основные идеи учебников для 10 и 11 классов:

формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности; диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы,-

библиографический поиск,- обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии, Интернет) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, написанию эссе, рецензии);

  1. умение обрабатывать инфор^аи найденную в Интернете,-
  2. анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений
  3. воспитание идейнонравственного подхода к оценка действительности, запечатленна произведениях литературы.

Учебники подготовлены в соответствии с концепцией разработанного образовательнсгс стандарта второго поколения, они дают возможность изучения литературы в старшей школе на дз; уровнях - базовом и профильно*- Хрестоматии содержат тексты художественных произведений, биографические сведения о писа~« Практикумы составлены с учетов новых требований к проведению Б В практикумы включены вопросы, направленные на совершенствова основных навыков анализа текста, повторение и углубление знаний п истории и теории литературы, на подготовку к итоговой аттестации В поурочных разработках даны методические рекомендации по активизации учебного процесса, а также различные варианты занятий - урок-лекция, ypoк-беседа, урок-диспут и т. д.

Методические пособия содержат концепцию школьного литературного образования, а также новый, складывающийся в литературоведении взгляд на русскую литературу.

Линия УМК под редакцией В.Г.Маранцмана.  5-11 классы

Учебники серии «Академический школьный учебник» подготовлены в соответствии концепцией разработанных стандартов второго поколения и программой под редакцией В. Г. Маранцмана.

В учебники включен материал, принадлежащий к разным эпохам как русской, так и зарубежной литературы. Биографические статьи о писателях написаны в форме очерков и экскурсий по литературным местам и создают осязаемый фон эпохи.

В учебниках для 10-11 классов, рассчитанных на базовый и профильный уровни обучения, подводится итог литературного развития старшеклассников, они основаны на диалоге культур, диалоге исторических эпох, диалоге искусств. Рассмотрение литературного процесса XIX-XX вв. (движение времени, человек и история, время и вечность, человек в революции, человек на войне) соединяется с проблемным повторением курса русской классической литературы.

В рабочих книгах по литературе «Читатель и время» ученикам предлагаются различные виды деятельности, помогающие развитию и углублению читательских способностей:

  1. эмоционального восприятия,-
  2. воображения;
  3. умения осознавать эстетическую форму литературного произведения;
  4. умения анализировать содержание произведения.

Рабочие книги для 10 и 11 классов помогут более глубокому осознанию закономерностей развития литературного процесса XIX и XX вв. Увлекательный разговор с читателем о литературных шедеврах и дидактика в этих книгах позволяют решить задачу творческого освоения историко- литературного курса и организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.

В методических рекомендациях для каждого класса представлены разработки уроков по изучению всех разделов программы, даны материалы для изучения теоретико-литературных понятий, для проведения уроков внеклассного чтения и творческих работ учеников. В методических рекомендациях для 10-11 классов сформулированы основные принципы изучения литературы XIX-XX вв.

Основные идеи линии УМК:

  1. вариативное построение вопросов при анализе текстов,
  2. проблемное обучение как главный прием создания интереса к чтению,
  3. возрастные особенности учеников как мерило актуальности чтения текстов,
  4. диалоговое обучение: диалог времен, диалог стилей, диалог ученика и учителя, диалог ученика с текстом и с самим собой,
  5. литературные произведения и другие виды искусства,
  6. межпредметные и внутрипредметные связи,
  7. преемственность и поэтапное углубление нравственных задач,
  8. система творческих работ.

Более подробную информацию можно узнать на сайте www.prosv.ru 

Издательство «Русское слово»

Линия учебников по литературе для 5-9 классов.

Авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ по литературе для основной школы представляет собой завершенную линию учебников, преемственную по отношению к начальной школе («Литературное чтение») и получающую дальнейшее развитие в средней школе. Учебники знаком.— школьников с вершинами отечественной и мировой художественной литературы; метода ческий аппарат позволяет организовать обучение как на базовом, так и на углубленней» уровнях.

Линия учебников осуществляет преемственность с линией учебников по литературному чтению для 1—4 классов авторов Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой.

НОВОЕ ИЗДАНИЕ учебников для 5—9 классов переработано в соответствии с Федераственным государственным образовательным стандартом и Примерной программой. Концепция линии предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результат освоения основной образовательной программы при изучении литературы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ учебников составлен на основе системно-деятельностого подхода, подразумевающего развитие умений работы с учебным текстом, анализа и интерпретации художественного произведения, формулировки и аргументации собственного мнения, поиска и обработки информации (с учетом возможностей современной информационной среды), обобщения и самоконтроля, работы над индивидуальными и коллективными исследовательскими проектами.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ межпредметных связей в учебниках представлен богатый и разнообразный иллюстративный ряд: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии литературных мест, цветные вклейки с репродукциями картин известных художников.

УМК «Литература» для 10-11 классов.

Авторы С.А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев

Учебники для 10—11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и требованиям к уровню подготовки учащихся по литературе.

Линия учебников по литературе для полной (средней) школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

Учебники предполагают изучение литературы как на базовом, так и на профильном уровне, что позволяет использовать их в общеобразовательных и профильных классах.

При построении курса на историко-литературной основе особое внимание уделено развитию умений видеть связь художественных произведений с исторической эпохой, ее политическими, социальными и культурными тенденциями. Целостный взгляд на русскую литературу как величайшее национальное сокровище помогает воспитанию патриотизма, уважения и любви к отечественной истории и культуре.

Реализации межпредметных связей способствует богатый иллюстративный ряд учебников, содержащий портреты писателей, иллюстрации к их произведениям, фотографии литераратурных мест, изображения предметов быта определенной эпохи, цветную вклейку с репропродукциями живописных полотен известных художников.

Методический аппарат учебников ориентирован на самостоятельную работу учащихся, конечной целью которой является поиск и усвоение информации, создание самостоятельных исследовательских проектов, выработка необходимых умений и навыков для успешной сдачи экзамена по литературе.

Данная линия учебников может использоваться в общеобразовательных учреждениях, в гимназиях, лицеях и колледжах.

УМК «Литература» для 10-11 классов под редакцией Г.А.Обернихиной

(профильный уровень)

Учебники для 10—11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и требованиям к уровню подготовки учащихся по литературе.

Материал курса позволяет использовать учебники для углубленного изучения предмета в профильных классах. Основу курса составляет отечественная словесность, история которой рассматривается при систематическом сопоставлении с наиболее показательными явлениями мировой литературы и литературы народов России.

Методический аппарат учебников ориентирован на профильный уровень изучения литературы и предполагает целенаправленную самостоятельную работу с текстом и с дополнительными источниками. Поэтому, помимо традиционных вопросов и заданий к конкретному произведению или по материалу обзорной главы, в учебник включен раздел аналитическая работа с текстом», а также разделы для развития творческих способностей учащихся классов гуманитарного профиля. Рубрики «Лингвистический практикум» и «Сопоставительный анализ произведений» призваны способствовать развитию общефилологической компетенции учащихся.

Более подробную информацию можно узнать на сайте www.russkoe –slovo.ru

Издательство «Баласс»

«Литература» (5–11 классы).

Непрерывный авторский курс Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева

Это первый в истории российского образования непрерывный курс литературного чтения и литературы для 1-11 классов. Его главная цель — становление грамотного читателя.

Зачем нужны предметы «Литературное чтение» и «Литература»?

1. Чтобы сделать жизнь каждого ученика богаче и разнообразнее, то есть развить его чувства, эмоции, научить присваивать нравственные ценности.

2. Чтобы приобщить к читательской культуре, научить самостоятельно читать и понимать литературное произведение. Это 1-я и 2-я линии развития, обозначенные в нашей программе.

3. Чтобы приобщить к литературе как искусству слова, сформировать индивидуальный эстетический вкус. Это 3-я линия развития.

4. Чтобы узнавать новое о книгах, писателях и выбирать то, что лично интересно. Это 4-я линия развития.

5. Чтобы правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях, передавать другим свои мысли и чувства. Это 5-я группа линий развития, общая с курсом русского языка.

Для чего необходимо научиться самостоятельно читать и понимать литературное произведение и приобщиться к читательской культуре?

Только грамотный, компетентный читатель, имеющий стойкую привычку к чтению и потребность в нем, владеет средством познания мира и самого себя, средством самосоздания и самосовершенствования, средством успешной социальной адаптации. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Кроме того, у компетентного читателя развивается функциональная грамотность (способность свободно использовать навыки чтения и письма для получения и преобразования текстовой информации; пользоваться различными видами чтения). Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности

Какие задания помогают овладевать умениями самостоятельно читать и понимать литературного произведения?

Это так называемые «сквозные» задания, проходящие через учебники по литературному чтению (1–4 классы) и по литературе (5–9 классы):

- задания на овладение правильной читательской деятельностью (обучение ведению диалога с автором через текст), на использование различных приемов осмысления текста;

- задания на выявление авторской позиции в тексте;

- задания на определение своего отношения к прочитанному (к героям, событиям, позиции автора), на формулирование своей позиции. При выполнении этих заданий выслушивается и принимается любая позиция, если она аргументирована, здесь не может быть неправильных ответов. Важно не навязывать ученикам готовых ответов и штампов, а создать условия для самостоятельного выращивания и освоения нравственных ориентиров.

Почему необходимо приобщаться к литературе как искусству слова, узнавать новое о книгах, писателях?

Прежде всего потому, что воспринимать и осмысливать литературное произведение можно и нужно в соответствии с его формой (прозаической или стихотворной), его жанром. Понятно, что рассказ, роман или, например, басню мы читаем по-разному. Поэтому в программу литературного образования мы включили необходимые теоретико-литературные понятия, которые помогают воспринимать и грамотно анализировать художественный текст. Хочется обратить внимание педагогов и родителей на то, что эти понятия являются инструментом, средством, способствующим постижению художественного произведения, но не предметом системного изучения.

Не менее важно узнавать о книгах (например, истории их создания), о писателях как личностях и их творческом пути. Это значимо и для развития школьника, и для определения его читательских предпочтений.

Какие задания помогают приобщаться к литературе как искусству слова?

Можно перечислить некоторые типы заданий:

- наблюдение и самостоятельное (или с помощью учителя) выявление ведущих признаков литературных родов, видов, жанров, или изобразительно-выразительных средств создания образов, или других понятий;

- выявление индивидуальных особенностей стиля писателя;

- сопоставление литературных произведений по тем или иным признакам;

применение знаний по теории литературы в собственных письменных творческих работах;

- сопоставление произведений литературы и других видов искусств и т.п.

Как уроки литературы и литературного чтения помогают научиться умело пользоваться речью?

Если на уроках русского языка развиваются умения всех видов речевой деятельности,  то на уроках литературного чтения и литературы необходимо учить восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и созданию собственного в устной и письменной форме.

Какие же задания помогают продвигаться в этом направлении?

В каждом классе предусмотрены четыре типа заданий:

- переложение авторского текста;

- читательская интерпретация (выражение своего понимания) художественного произведения в устной и письменной форме;

- устные развернутые высказывания и сочинения на основе прочитанного;

- письменные творческие работы в разных жанрах.

Более подробную информацию можно узнать на сайте www.school2100.ru   

Издательство «Академия»

УМК «Литература 10-11 классы» (базовый уровень) 

под редакцией И.Н.Сухих

Особенности УМК

● Учебники написаны как литературные произведения. Их интересно читать и учителю и ученику.

● Разборы конкретных произведений отражают всё многообразие их проблематики и поэтики. Вопросы и задания в учебниках и практикумах могут быть использованы для подготовки к ЕГЭ.

● В программе предусмотрен резерв времени (10 ч) на уроки по развитию речи, внеклассное чтение, внедрение современных педагогических технологий.

В УМК «Литература 10-11 классы» включены следующие компоненты:

Авторская программа для 10-11 классов.

Учебник «Литература. 10 класс» в 2-х частях.

Практикум для 10 класса.

Русская литература в 10 классе (базовый уровень): Книга для учителя.

Литература: учебник для 11 класса (базовый уровень): В 2 ч.

Практикум для 11 класса.

Литература в 11 классе: (базовый уровень): Книга для учителя

Авторы — С.П.Белокурова, И.Л.Шолпо, М.Г.Дорофеева, Е.Н.Козлова, М.Ю.Старцева, И.В.Ежова, Т.Я.Ерёмина.

Более подробную информацию можно узнать на сайте www.academia.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...