Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Васина Ирина Анатольевна

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейзажистов, иллюстрации учащихся. Присутствует введение в проблему, актуализация знаний, аналитическая работа над текстом стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила", творческая работа по стихотворению "Вечер", рефлексия учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-masterskaya.odt25.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:                 Художественный мир лирики А.А.Фета

                                       (урок-мастерская)

Цели урока:

  1. - обучить первичному анализу поэтического текста;

- дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове;

- пробудить интерес к лирике А.Фета, помочь понять настроение , чувства поэта;

Обородование урока: портрет А.А.Фета, репродукции картин русских  художников-пейзажистов, иллюстрации к стихам русских поэтов учащихся.

Словарная работа:

 Колизей -амфитеатр в РИМЕ , служил для гладиаторских боёв, вмещал ок. 50 тыс.зрителей.

Глашатай- в старину лицо , объявлявшее народу официальные известия. Выступление глашатая сопровождалось звуком рога.

                                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение целей урока, формы урока, запись темы.

  1. Введение в проблему. Актуализация знаний учащихся.

1) Чтение отрывка из воспоминаний А.Фета.

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в тёмном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстей на звёздное небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине ещё тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

  1. Какую картину вы представляете, слушая эти строки?
  1. Каким словом можно передать  самое главное ощущение от увиденного?

                                                                                                (красота)

  1. Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу?

                                                                        (поэт, художник)

2) Обращение к репродукциям картин русских художников-пейзажистов и к иллюстрациям учащихся.

  1. Как увидели вы прочитанные дома стихи?
  2. Что значит понимать поэта?

                                                                               (ответы учащихся)

Сл. уч.: Мы часто говорим:этого поэта я не понимаю, это стихотворение понимаю. Мы употребляем слово»понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение задачи. А между тем понимание задачи и стихотворения -совершенно разные вещи.

 Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта- это значит войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.

 И сегодня на уроке мы с вами и попробуем увидеть и понять то, что видит А.Фет.

  1. Аналитическая работа над стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила» (1891 г.)

1) Выразительное чтение стихотворения (индивидуальное дом. Задание)

- Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения?

                                                    (страх, непонимание, удивление)

- Как меняется настроение путника в лесу?

                              ( чувство страха сменяется чувством радости, надежды)

- Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?

                                                  (олицетворение, ряд наречий)

-Ещё какие средства выразительности использует автор?

2) Повторное чтение стихотворения.

- Запишите слово, которое выражает ваше ощущение  после прочтения текста.

                                                    (надежда или одиночество и т.д.)

- Запишите к этому слову столбик слов , сходных с ним по смыслу, настроению.

                                            (желающие зачитывают свои ответы)

- Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которой вы хотели бы передать своё ощущение о стихотворении.

                                                         

                                                      радость                    Звук охотничьего

                           (      надежда               охотничий рожок     рожка несёт надежду

                                                               спасение                    и спасение.)

Вывод по тексту стихотворения: Неуютность и безлюдность леса оживляется звуком «тонко взывающего рога». Этот звук несёт надежду и спасение. И «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом.Так , за природными образами фетовского стихотворения можно увидеть глубокий сиысл: из дикой природыпо тёмному мрачному лесу (подразумеваются трудности человеческой жизни) путник возвращается к жизни. Т.е. из любой трудной ситуации есть выход, нельзя терять надежду.

  1. Творческая мастерская.

1) Представим , как работал поэт над словом, попытаемся понять , как ему удалось так точно передать свои мысли и чувства.

Задание: Самостоятельно «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующие слова из предложенных, найти синонимы.

Стихотворение «Вечер»

                              (листочки с заданиями)  (Приложение 1)

  1. Чтение полученных текстов.
  2. Сравнение с авторским вариантом.

- Понравилось ли вам быть поэтом?

- Легко ли быть им?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что общего в стихотворениях  Фета и в картинах русских художников?

Итог: Основные темы поэзии Фета природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость бытия. Глаз художника и поэта замечает в природе тончайшие переходы из одного состояния в другое. (обращение к репродукциям картин)

      Д/ з.           1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

  1.               2. Написать о нем отзыв по плану.

 Спасибо за урок.

   -Если урок вам понравился, то уходя прикрепите на доске магнитик с улыбкой.

   - Если вы не очень довольны уроком, то магнитик без улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета".  Уч-ся познакомятся   с художественным  миром поэта. Ссылка  - ht...

Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)

Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе...

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Импрессионизм в лирике А.А.Фета

Урок по лирике А.А.Фета вводит учащихся в сложный мир фетовского стиха. На занятии рассматриваются особенности поэтического таланта великого поэта, ведется рабата над выразительными средствами языка, ...

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....