Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Романенко Елена Николаевна

Презентация к уроку литературы Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910)  ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy._1828-1910_zhizn_i_tvorchestvo.pptx159.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).

Слайд 2

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. М. Горький Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы. Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865 г.) Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н. Толстой

Слайд 3

Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого: Родился 28 августа(9 сентября)1828г. в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. После смерти матери детей воспитывает дальняя родственница Т. А. Ергольская. К 1835—1838 гг. относятся первые литературные опыты Толстого. В 1837 г. семья переезжает в Москву. После смерти отца детей воспитывает его сестра Александра Ильинична. В 1841 г. после смерти Александры Ильиничны детей отправляют в Казань, к тетушке Пелагее Ильиничне Юшковой, которая становится опекуншей сирот. Толстой получает прекрасное домашнее образование.

Слайд 4

5. С 1844 г. учится в Казанском университете, сначала на восточном факультете, а затем на юридическом. Ведет жизнь человека сотте il faut . В 1847г., не закончив образования (так как неудовлетворен качеством обучения), покидает университет и уезжает в Ясную Поляну с целью серьезно заняться самообразованием.

Слайд 6

6.В 1847—1850 гг. находится в поиске «дела жизни»: занимается музыкой, философией и т. д. Начинает вести дневник и составляет для себя «моральный кодекс». В 1849 г. едет в Санкт-Петербург для сдачи экзаменов на степень кандидата прав, однако, выдержав два из них, возвращается в Ясную Поляну, где начинает заниматься хозяйством. 7. В 1850 г. поступает на службу в канцелярию Тульского губернского правления.

Слайд 7

8. В 1851 г. вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, в армию. 9. В 1852 г. в «Современнике» опубликована повесть «Детство», вызвавшая восторженные отзывы. 10. В 1854г. переводится в Дунайскую армию, получает чин прапорщика. Написана повесть «Отрочество». 11. В 1854—1855гг.принимаетучастие в обороне Севастополя. В журнале «Современник» опубликованы его «Севастопольские рассказы». 12. В 1855 г. приезжает в Санкт-Петербург, начинает сотрудничать в журнале «Современник». 13. В 1856 г. написана повесть «Утро помещика». 14.В 1857 г. выходит в отставку и пишет повесть «Юность». Предпринимает путешествие за границу(Франция, Швейцария, Италия, Германия). Вернувшись в Россию, отпускает своих крепостных на волю.

Слайд 8

15. 1857—1859 гг. — период увлечения «чистым искусством». Написаны повести «Люцерн», «Альберт», «Три смерти». 16. В 1859—1862 гг. увлекается педагогической деятельностью и открывает в Ясной Поляне школы для крестьянских детей. Во время второй заграничной поездки, в 1861 г., знакомится с европейскими формами образования. 17. В 1862 г. женится на С. А. Берс. 18. В 1863 г. заканчивает 10-летнюю работу над повестью «Казаки». 19. В 1863—1869 гг. работает над романом-эпопеей «Война и мир». 20. В 1873 г. избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

Слайд 9

21. В 1870—1877гг. пишет роман «Анна Каренина». 22. Период 1879—1882гг. ознаменовался переломом в мировоззрении Толстого, следствием которого явилась критика всего социального устройства и переход на позиции патриархального крестьянства. Написана «Исповедь». 23. В 1881—1882гг. работает над религиозно-философскими сочинениями «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий», в которых подвергаются критике основные принципы учения официальной церкви. 24.В 1884—1886 гг. работает над повестью «Смерть Ивана Ильича», драмой «Власть тьмы». 25. В 1887—1889гг. пишет повесть « Крейцерова соната».

Слайд 10

26. В 1889—1899 гг. работает над романом «Воскресение». 27. В 1891 г. отказывается от авторских нрав на все свои последние сочинения. 28. В 1901 г. за противоцерковные выступления и критику православия определением Синода Толстой был отлучен от церкви. 29. В начале 900-х гг. пишет ряд публицистических статей («Не могу молчать!», «Не убий», «Христианство и смертная казнь» и др.), рассказ «После бала». 30. В ночь с 27 на 28 октября 1910 г. уходит из Ясной Поляны. 7 ноября 1910 г.скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.

Слайд 11

1)Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2)Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? 3)Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

Слайд 12

1847 год (Толстому 19 лет). 17 марта. ... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. 17 апреля. ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной... 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

Слайд 13

1848 год. 1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро... Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.

Слайд 14

1848 год. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. Изучить практическую медицину и часть теоретической. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. Изучить историю, географию и статистику. Изучить математику, гимназический курс. Написать диссертацию. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. Написать правила. Получить некоторые познания в естественных науках. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

Слайд 15

1854 год. 2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября. Когда же, когда, наконец, перестану Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, И средства не знать, как ее заживить.

Слайд 16

1855 год. 18 марта. ...вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным. 2августа. ... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны. 21сентября. ...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...

Слайд 17

1878 год. 22мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился. 7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу... 9 мая. ... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 1,2 десятины на душу. Грамотных два. 28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ... 5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

Слайд 18

1881 год. Жить в ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с женою и малыми деть­ми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т.е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

Слайд 19

1883 год. 1 января. Москва. ... Собственность как она теперь – зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием – городовым с пистолетом – это зло. 30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4,5 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели. 3июня. ... Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки – вот суд. 13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы выработали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти. 21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

Слайд 20

1883 год. 27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям. 7 декабря. ... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно – это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

Слайд 21

1889 год. 23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение? 30 апреля. Москва. ... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства: Церковь, обман, суеверие, траты; Войско, разврат, жестокость, траты; Наказание, развращение, жестокость, зараза; Земледелие крупное, ненависть, беднота города; Фабрика - убийство жизни; Пьянство; Проституция.

Слайд 22

1900 год. 30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом... 23 ноября. Москва. ... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

Слайд 23

1902 год. 21 марта. ... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман. 1904 год. 18 июля. Ясная Поляна. ... Моя жизнь погублена, испорчена этой ужа­сающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

Слайд 24

1905 год. 31 июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!... ... Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением. 1906 год. 3-4 октября. Ясная Поляна. ...5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

Слайд 25

1907 год. 26 октября. Ясная Поляна. ... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества - даже для всего живого. 1908 год. 19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей. 3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.

Слайд 26

Из «тайного» дневника 1908 года. 2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно – уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти... 1910 год. 7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...

Слайд 27

1)Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2)Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? 3)Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

Слайд 28

Домашнее задание: 1. По тезисам в тетради и материалам учебника составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Толстого. 2. С. 274-275; обзор трилогии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....

Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»

Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...