Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Фетисова Елена Владимировна

Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Тип урока: Комбинированный урок

 Цель урока:

 Познакомить одиннадцатиклассников с жизнью французского писателя Анри де Ги Мопассана; продолжить совершенствование навыков литературоведческого анализа текста, путем анализа текста выявить художественные особенности новеллы, найти черты реалистической литературной традиции в произведении Мопассана.

Развивать критическое мышление учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать обобщать, систематизировать.

Воспитывать интерес к изучению мировой художественной литературы, заставить учащихся задуматься о вопросе смысла жизни и роль мечты в становлении человека

Методы учебной деятельности: проблемно - поисковый, практический.

Виды учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, опережающие задания, индивидуальная работа.

Организация познавательной деятельности: урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей). Для достижения поставленных задач мною были выбраны: мультимедийная презентация, отрывки художественного фильма, работа с текстом романа, работа с раздаточным материалом. Всё это позволило активизировать внимание, разнообразить урок, сделать его насыщенным, интересным, исключить перегрузку учащихся, повысить качество излагаемого материала. Работа всех учащихся была оценена, отметки выставлялись объективно и аргументировано. Удалось реализовать все поставленные задачи. Урок цели достиг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВПИШИ  В  КЛЕТКИ ПО  ВЕРТИКАЛИ:

1.Финальный эпизод в развитии действия.

2.Главная мысль произведения.

3. Небольшое по форме эпическое произведение

4.Столкновение, положенное в основу действия.

5.Наивысшая точка в развитии действия.

6.Построение произведения.

7.То, о чём повествует автор произведения.

Прочти надпись в выделенных клетках по горизонтали.

                   

                   

3.

 

5. 

6. 

                        

 

 

                             

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 31              11 класс            Литература                    15.12.2017г.

Тема: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Цель: познакомить одиннадцатиклассников с жизнью французского писателя Анри де Ги Мопассана; продолжить совершенствование навыков литературоведческого анализа текста, путем анализа текста выявить художественные особенности новеллы, найти черты реалистической литературной традиции в произведении Мопассана. Развивать критическое мышление учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать обобщать, систематизировать. Воспитывать интерес к изучению мировой художественной литературы, заставить учащихся задуматься о вопросе смысла жизни и роль мечты в становлении человека

Оборудование: презентация, тексты новеллы «Ожерелье», портреты Ги де Мопассана, эпиграф к уроку:

Пора перестать ждать

 неожиданных подарков от жизни,

а самому делать жизнь

Л.Н. Толстой

Ход урока

  1. Организационный этап урока
  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы урока и целей урока.
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся
  1. Слово учителя.

Каждый человек стремиться в этой жизни быть, как минимум, счастливым. Но как им стать – вот в чем вопрос? Что для этого нужно? От человека? От жизни? А может быть, просто ждать от жизни подарков, которые станут началом долгого безоблачного счастья?

  1. Слайд-шоу «Что такое счастье?». Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

  1. Постановка целей и задач перед учащимися, знакомство с эпиграфом урока.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». Мудро, вроде бы просто, но как это осуществить в реальности. На уроке мы попытаемся понять и обсудить, насколько возможна ситуация самостоятельного «созидания» счастливой жизни. Поговорим и о том, что каждый может быть как созидателем так и разрушителем своей судьбы: стремясь к благополучию, не обращаем внимание на способы и средства достижения цели. Анализ новеллы «Ожерелье» и герои этого произведения нам помогут в этом разобраться.

  1. Объяснение нового материала
  1. Знакомство с биографией Ги де Мопассана

- Прослушайте выступление ученицы и попробуйте дать ответ на такой вопрос: можно ли назвать судьбу писателя счастливой или он был несчастен?

Слайд-шоу «Жизнь Ги де Мопассана».

Выступление подготовленного ученика.

Судьба распорядилась так, что будущий известный писатель Ги де Мопассан, родившийся во Франции в 1850 году, прожил всего 43 года. Он принадлежал к  богатому аристократическому роду. Но, к несчастью, его семья разорилась. Всего в жизни Анри добивался сам. С детских  лет Мопассан увлекался литературой, но волей судьбы ему сначала пришлось простым солдатом участвовать во франко-прусской войне, а затем 10 лет работать мелким  чиновником в морском министерстве. В течение всей жизни Мопассан боролся с тяжелой наследственной болезнью. Несмотря на все трудности, наперекор судьбе Мопассан становится писателем. Произведения Мопассана имели и имеют большой успех. Хотя его жизненный путь оказался коротким, он достиг своей цели: занимался любимым делом и стал знаменит.

  • Дополнения учителя (небольшие пояснения по иллюстрациям на доске).
  • Будущий писатель и его мать

Мать Мопассана на протяжении всей жизни страдала от неврозов, а его младший брат умер в лечебнице для душевнобольных. Терзаемый страхом перед наследственным недугом, Мопассан много времени уделял своему физическому здоровью.

  • Густав Флобер

Большую помощь начинающему писателю и журналисту оказал писатель Густав Флобер. Друг детства матери Мопассана, Флобер стал его литературным учителем.

  • Эйфелева башня в процессе строительства, 1888 г.

Мопассан, как и многие другие французские деятели искусства, активно выступал против возведения Эйфелевой башни. Тем не менее, когда башня (сильно портившая, по мнению тогдашних парижан, вид города) всё же была построена, Мопассана стали часто видеть обедающим в ресторане в её основании. Свое присутствие под ненавистной башней писатель объяснял так: «Это единственное место в Париже, откуда её не видно».

  • Надгробный камень на могиле Ги де Мопассана. Кладбище Монпарнас, Париж.

Ги де Мопассан сам сочинил себе эпитафию: «Я жаждал всего, но не находил удовольствия ни в чём».

  1. Работа с литературными терминами

Прежде чем приступить к анализу новеллы, давайте вместе попробуем решить кроссворд и вспомним некоторые литературные термины.

- Случайно ли появление термина реализм? («Ожерелье» относится к реалистичному направлению). Какова основная черта реалистичного направления в искусстве? (изображение жизни такой, какая она есть).

- Определение «новелла» запишите в тетрадь.

Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. Характеризуется динамичной интригой, вниманием к личности героя, его поступкам. Традиционная для новеллы сюжетная коллизия: герой предпринимает некие действия, которые должны привести его к успеху. При этом успех приходит к  сильному, умному, активному и энергичному человеку. Композиция новеллы состоит из следующих частей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка и конфликт.

  1. Слово учителя

Мопассан был великим французским новеллистом. Он продолжал традиции Мериме и, по мнению Чехова, предъявил такие огромные требования к созданию новеллы, что писать в этой области по старинке оказалось уже невозможным. Новелла «Ожерелье» яркий тому пример, впервые она была опубликована в 1884 году во французской газете Le Gaulois. Кроме того, новелла является хрестоматийным примером в своем роде, ставший эталоном для последующих рассказов и новелл подобного типа.

  1. Анализ произведения

Композиция «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу:

- в экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель. (зачитать отрывки из романа)

- завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа.

 (- просмотр фрагмента фильма о приглашении на бал – 06 мин., 

-зачитать эпизод из новеллы разговор с подругой и выбор ожерелья,

-просмотр фрагмента фильма на балу – 12 мин.)

- В каком словосочетании Мопассан употребляет слово счастье в сцене бала? (окутанная, словно, облаком счастья).

– Как по вашему, это настоящее счастье?

 – Какими словами описывает автор мнимость счастья героини ( убогое убранство, дряхлый экипаж)

- кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья. ( фрагмент из текста)

Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Именно в этой части произведения ярко выражены черты реалистической литературной традиции. В отрывке очень много глаголов. Почему?

 ( под видеофрагмент фильма о 10-ти годах нищенской жизни – 23 мин.

 учитель читает фрагмент из текста)

- развязка, неожиданный финал: случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни. (чтение по ролям). Талант Мопассана проявляется в ярком финале.

- Когда вы читали впервые финальную сцену, какие чувства вас охватывали?

- конфликт произведения (учащиеся сами пытаются сформулировать конфликт новеллы)

Автор поднял сразу несколько жизненных проблем:

- конфликт желаний и возможностей,

-  несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования,

- пагубное воздействие буржуазного общества на душу,

- человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.

  1. Закрепление материала
  1. «Мозговой штурм»

- Опираясь на текст «Ожерелья», определение художественных особенностей новеллы, докажите, что это новелла.

а). Какова интрига произведения? (динамичная). Почему? (на 5-ти страницах описана жизнь героев на протяжении 10-ти лет).

б). За счет чего развивается действие в новелле? (конфликт).

в). Каковы особенности композиции? (Мопассан был великим французским новеллистом «Ожерелье» является хрестоматийным примером новеллы, есть экспозиция, завязка, кульминация, развязка и неожиданный финал).

- Зачитайте предложения, в которых сосредоточена идея произведения.

        V.  Рефлексия

1. Беседа с учащимися.

- Из каких составляющих складывалось счастье Матильды?

- А что для вас счастье? Продолжите фразу «счастье это - …»

Наша жизнь – это чистая книга, и страницы этой книги мы пишем сами. Я желаю, чтобы  вы не вырывали страниц из этой книги и не переписывали ее. Будьте счастливы!

  1. Домашнее задание

Написать сочинение-эссе «Если хочешь быть счастливым – будь им!»

(зачитать уч-ся высказывания великих людей о том, что такое счастье).

Подготовить анализ образов героев новеллы: г-жа и г-дин Луазель, г-жа Фористье.

Судьба распорядилась так, что будущий известный писатель Ги де Мопассан, родившийся во Франции в 1850 году, прожил всего 43 года. Он принадлежал к  богатому аристократическому роду. Но, к несчастью, его семья разорилась. Всего в жизни Анри добивался сам. С детских  лет Мопассан увлекался литературой, но волей судьбы ему сначала пришлось простым солдатом участвовать во франко-прусской войне, а затем 10 лет работать мелким  чиновником в морском министерстве. В течение всей жизни Мопассан боролся с тяжелой наследственной болезнью. Несмотря на все трудности, наперекор судьбе Мопассан становится писателем. Произведения Мопассана имели и имеют большой успех. Хотя его жизненный путь оказался коротким, он достиг своей цели: занимался любимым делом и стал знаменит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).

Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...

Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери

На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).

Презентация к уроку литературы Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910)  ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 10 класс...

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...

Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»

Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...