Разработка урока по литературе в 8 классе на тему "Зарубки на серде" (по рассказу К. Паустовского "Телеграмма")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Эта разработка поможет проанализировать рассказ  К.Паустовского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubki.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Азалаковская СОШ» Сармановского                муниципального района Республики Татарстан

ТЕМА:

" Зарубки на сердце "

(По рассказу  К.Г.Паустовского "Телеграмма")

Учитель второй категории: Каримова Гюзель Масгутовна

             

Цель урока: развитие умений анализировать произведение, обобщать свои наблюдения над текстом, выражать собственные суждения, развитие разговорной речи учащихся. Воспитание уважительного и бережного отношения к матерям.

 Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, выставка книг, плакат с пословицами о матерях, аудиозапись, осенние пейзажи.

Материал: К.Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», приложение к журналу «Литература в школе» №2-2002, сборник стихов Е.Евтушенко и В.Берестова.

Эпиграф к уроку: «За добро плати добром, не будь пустельгой»

К.Паустовский

Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству К.Паустовского, к рассказу «Телеграмма». Книги Паустовского, написанные «как бы для самого дорого человека на свете», влияют на читателя.

Учащийся рассказывает биографию писателя.

Глава «Зарубки на сердце» из повести о писательском труде «Золотая роза» позволит познакомиться с историей создания рассказа «Телеграмма».

-Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.) Сравните воспоминания' писателя и художественный текст. Что нового внес автор, что оставил прежним; как построил произведение для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?

Далее рассматриваем, как построен рассказ. Выделяем три основные части и озаглавливаем каждую: 1ч. Мать; II ч. Дочь; III Телеграмма.

А последняя часть играет роль эпилога.

-О чем же этот рассказ?..

Итак, мы определили, что основная тема рассказа-взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Тихона о Насте - завязка.

-Почему же рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

-В этом есть какая-то загадка.

-Заглавие звучит интригующе: хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь.

-Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.

-Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки. (Она настраивает читателя на определенный лад.)

Читаем текст вслух, делимся впечатлениями.

Прочитав первые строки рассказа, мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом.

-Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух»?

После совместного размышления приходим к выводу, что это слово продиктовано и чувством ритма.

-Как этот подсолнечник, «последняя обитательница» мемориального дома.

-А теперь прочитаем описание природы про себя, слушаем одновременно музыку «Одинокий пастух».

Сравним тональность звучания прозы и музыки. (Музыка также грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти.)

-Мы выяснили, что «мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины. Каким еще образом писатель помогает нам сформировать представление о героине? Обратим внимание на описание деталей интерьера. Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (Желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость.) Как это соотносится с образом главной героини?

Делаем вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти.

-Попробуйте проследить за душевным состоянием героини. (Надежда, тяжесть, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.) Как передал Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? (С помощью глаголов: шла- побрела.)

Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «Она задохнулась...»

-Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их. О саде тоже мало заботятся.)

Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки? (Она убедилась в том, что очень слаба и дни ее сочтены. И она решила написать письмо Насте.)

Читаю письмо наизусть. «Ненаглядная моя!» -всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а ответ?..

-Дочери не до матери-старушки и ее забот.

-Что подчеркивает автор во внешнем облике героини? (Плохо видит, сгорбленная, маленькая, беззащитная.)

-Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? (Она знала, что «Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать...»)

-Каково отношение к Катерине окружающих? (Ее уважают, о ней заботятся, оказывают помощь.)

-Как передается отношение автора к героине? (Через пейзаж, интерьер, портрет, описание внутреннего состояния.)

Обратимся к образу Насти.

-Что во внешнем облике подчеркивает автор? («Художники звали ее

Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг- в переводе означает «Солнечный путь». А солнце не может быть холодным.)

-Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

Когда Настя получила телеграмму, как она отреагировала?

-Спокойно, она не поняла даже, о какой Кате речь.

-«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».

-Почему? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушало ее планы.)

-Попытаемся создать словесный портрет Насти.

Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным по сути. Настя праздник устраивает, а «глаза холодные». Значит, и душа ее черствая и холодная. Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославится.

-Почему Настя оказалась для окружающих «незнакомкой»? (Ее сущности не разглядел никто, кроме скульптуры Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо.)

Именно искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит.

-Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев был очень талантлив. Поэтому и получился «говорящий» Гоголь. Потому так велико влияние его образа на зрителей...

«Эх ты, сорока !» - что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (Легкомысленная птица.) Это подсознательная оценка Насти.

-«Не будь пустельгой»,-говорит Тихон Манюшке. Узнали ли вы значение этого слова?

-«Хищная птица семейства соколиных» и «легкомысленный, пустой че- ловек».

-Это одна из деталей, помогающих нам создать образ Насти. Она казалась Сольвейг, а на самом деле - сорока, пустельга.

-Ребята, а знал ли автор о жизни Насти в Ленинграде? ( Нет. Это вымысел.) Для чего автор переносит действие из Заборья в Ленинград? (Он использует прием противопоставления, показывает разные поколения, разный темп жизни.)

Получение телеграммы - кульминация рассказа. Какой вам показалась Катерина Петровна? (Она очень деликатная, интеллигентная, добрая и сдержанная.)

-Поняв, что дочь осталась глуха, мать умирает.

-Смерть и похороны Катерины Петровны - развязка. Обратим внимание на пейзаж. Почему он изменился? (Со смертью героини исчезла напряженность, связанная с ожиданием Насти. Смерть-это избавление от стра-ний.)

-Эпиграфом мы выбрали слова Тихона Манюшке. Почему именно ей?

-Это напутствие пожилого человека девочке. Но этот совет предназначен Насте, напутствие автора всем читателям.

-Какой долг есть у детей перед родителями? Как сказано об этом в Коране? (Рай у ног матерей. Дети обязаны заботиться о родителях.)

-Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Как вы считаете, пробудилась совесть у Насти? Что такое совесть? - Признание вины за совершенный проступок. -Стеснение, стыд, неловкость.

Учащиеся уточняют значение слова совесть в словаре С.И.Ожегова.

-Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери)

-А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Она почувствовала вину дочери и попыталась ее заменить, проводив мать в последний путь.) Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие.)

Ведь и народная мудрость гласит: «Роднее матери -родни нет»

Ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Уходят матери»

-Так давайте, ребята, будем беречь и любить наших матерей при их жизни, чтобы потом не было так мучительно больно как Насте.

Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма Насте; подготовить рассказ о том, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ (задание выбирают сами учащиеся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")

Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»

        Тип урока: комбинированныйВид урока: традиционныйМетоды ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательскийФормы организации познаватель...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....