Главные вкладки

    Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")
    методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

    Свечкова Анна Николаевна

    Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_staryy_geniy.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Предмет: Литература

    Класс:         8 класс

    Тип урока:   урок изучения нового материала (УМК В.Я. Коровиной)

            

                                                                            Разработала:

                                                                   учитель русского

                                                                         языка и литературы:

                                                                                                    Свечкова Анна Николаевна

                                                                                                      Дата проведения: 31.01.2014г.

    Тема

    «Для кого закон писан?»  

    (Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

    Защита обездоленных.)

    Цель, учебные задачи:

    Проектная задача

    (для детей):

    создание собственного монологического высказывания по теме урока с аргументацией своей точки зрения доказательствами, почерпнутыми из различных источников

    Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в анализ текста рассказа Н.С. Лескова «Старый гений», сопоставление текста произведения с пословицами и поговорками и сравнительный анализ текстов официально-делового стиля (законодательных статей о мошенничестве).

    Задачи:         I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

    1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

    2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.

    3. Нравственное воспитание и воспитание гражданской ответственности перед обществом и законом.

    4. Развитие навыков сотрудничества.

    II. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения.

    Познавательные:   1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.

    Регулятивные:   2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Коммуникативные:  3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.

    III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

    1. Освоение доступных способов анализа текста произведения (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

    2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.

    Основные понятия:

    Закон, законность, мошенничество, ответственность, общество

    Современные образовательные технологии;

    Методы и приёмы.

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Обучение посредством деятельности.

    Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

    Приёмы: таблица «Пяти вопросов», дискуссия, мозговой штурм.

    Организация пространства

    Групповая работа.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Время

    1. Организационный момент

    Цель:

    эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.

    (слайд 1)  Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.

    - Здравствуйте! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы. Сегодня мы вместе проведем урок.

    Распределение по группам.

    Личностные: самоопределение;

    Коммуникативные:

    планирование учебного

    сотрудничества с учителем и

    сверстниками.

    1 мин

    2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

    Цель:

    формирование познавательной активности.

    Выявляет уровень знаний.

    - Давайте представим, что мы находимся на ток-шоу «Свой выбор».

    (слайд 2) - Тема сегодняшней встречи – «Для кого закон писан?»

    - Как бы вы ответили на этот вопрос? (Для нас, для людей, граждан, для всех).

    - Спасибо. Все придерживаются такого мнения? (Да)

    - С какой целью создаются законы? Есть еще точки зрения? (Ответы детей)

    - Спасибо. Сегодня я предлагаю вам ответить на вопрос «для кого закон писан?», проанализировав рассказ Н.С. Лескова «Старый гений». О том, какие проблемы общества затрагиваются в данном произведении, мы и поговорим сегодня.

    (слайд 3)

    - Давайте вспомним сюжет данного произведения. Для этого вместе заполним таблицу «Пяти вопросов» (слайд 4):

    - Кто главная героиня рассказа?

    - Что послужило причиной тяжелой ситуации, в которую она попала? Ответьте, пожалуйста, кратко.

    - Когда происходят действия рассказа? Перед каким праздником?

    - Где происходят действия? В каком городе?

    - Зачем героиня отправляется в Петербург?

    Выполняют задание,

    тренирующее отдельные

    способности к учебной

    деятельности, мыслительные

    операции и учебные навыки

    Совместно заполняют таблицу «Пяти вопросов»

    Кто?-        Маленькая старушка-помещица

    Что?-        «Вопиющее дело»: выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик «в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок», но не уплатил

    Когда?- Перед Рождеством        

    Где?-        В Петербурге

    Зачем?- Чтобы получить долг, ибо «приближается срок закладной», и «разверзается страшная перспектива холода и голода с увечною дочерью и маленькою внучкою»

                                    

    Личностные:

    формирование социальной мотивации.

    3 мин

    3. Стадия осмысления 3.1. Планирующий – подготовительный

    Цели:

    активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

    Постановка учебной задачи.

    - Напоминаю, что мы находимся в студии. В обсуждении сегодня примут участие представители различных сообществ.

    - Знакомьтесь:

    1 сектор «Мелкие помещики», прибывшие к нам во главе с героиней рассказа. Они поведают нам, каким путём старушка-помещица пыталась взыскать долг с франта?

    2 сектор «Общественники». Проанализируют мнение чиновников и постараются ответить на вопрос, что, с их точки зрения, мешало привести решение суда в исполнение.

    3 сектор «Юристы» сравнят законодательные статьи 19 и 21 веков; ответят на вопрос, изменилось ли законодательство с течением времени.

    4 и 5 группы «Филологи». Они исследуют, что говорит народная мудрость о законе и исполнении закона. И сравнят взгляды русского народа на проблему со взглядами персонажей рассказа Лескова.

    (Слайд 5)На ваших столах лежит всё необходимое для этого: инструкция, текстовый материал. Напоминаю, когда время обсуждения в группах закончится, все прекращают работу в группах и включаются в общее обсуждение. Правила понятны?

    Время работы 7 минут.

    Ставят цели, формулируют

    (уточняют) тему урока.

    Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности.

    Элементы физкультминутки – учащиеся во время представления группы встают

    Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.

    Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения.

    Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.

    2 мин

    3.2. Информационно – операционный

    Организует учащихся по

    исследованию проблемной ситуации.

    Исполняет роль консультанта.

    групп.

    - Время работы истекло.

    Физминутка – проверка готовности

    - Встаньте, пожалуйста, поблагодарите друг друга за совместную работу поклоном головы. А теперь, команды, повернитесь, пожалуйста, лицом друг к другу и поблагодарите другие команды. Спасибо. Садитесь. Приглашаю всех принять активное участие в диалоге.

    - Итак, давайте послушаем старушку-помещицу, которая нам расскажет о своих мытарствах. (Ответ «Мелкие помещики»)

    - Что удивляет нас в рассказанной истории? В чем парадоксальность описанной помещицей ситуации? (Решение суда есть, а исполнить его не могут)

    - Куда обращалась помещица с просьбой об исполнении решения суда? (в различные инстанции, к чиновникам)

    - Мнение о том, почему чиновники не смогли помочь помещице, выскажет представитель сектора «Общественные деятели».

    - Спасибо. Исполнить решение суда оказалось невозможным, потому что чиновники не только боялись могущества и связей франта, но и сами были людьми равнодушными.

    - Какие пословицы и поговорки вы знаете о равнодушии? Давайте посмотрим на доску и выберем те из них, которые характеризуют отношение чиновников в рассказе Лескова к бедственному положению старушки-помещицы.

    - Скажите, сегодня можно встретить такое же равнодушное отношение  среди чиновников и услышать мнение, что «нельзя против всех меры употреблять»? (Да, мы часто слышим, что «деньги решают все»)

    - Как общество, как мы с вами можем противостоять равнодушию и несправедливости? Что следует делать, по вашему мнению, в подобных ситуациях? (поддерживать людей, помогать добиться справедливости, не отворачиваться от таких, как старушка-помещица)

    - В рассказе Лескова франт понес наказание или его поступок так и остался безнаказанным? (франт возвращает долг с процентами)

    - Скажите, а помещице было важно, кем будет приведено решение суда в исполнение? Или для нее главным было, чтобы справедливость восторжествовала?

    - Кто совершил это правосудие?

    - То есть зло наказано. Однако, если бы этого не произошло, какое бы наказание понес франт по закону? Ответ на этот вопрос подготовили специалисты в области юриспруденции. (выступают юрист 19 века и юрист 21 века).

    - Спасибо. Это точка зрения официального закона. Однако есть закон человеческих отношений, который дает свою оценку ситуациям, подобным той, что случилась с помещицей. Русский народ выразил ее в пословицах и поговорках.  Наши компетентные специалисты-филологи (4 и 5 группы) проанализировали некоторые из них и готовы поделиться результатами своего исследования. (филологи озвучивают результаты)

    (слайды 6-7)

    Составляют план достижения

    цели и определяют средства:

    алгоритм, модель и т.д.,

    анализируют текст рассказа, выбирают необходимую информацию, сравнивают, обобщают, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.

    Представляют монологические высказывания по заданным вопросам, отвечают на вопросы учителя.

    Представление командой «Мелкие помещики» монолога помещицы.

    Ответы детей

    Представление командой «Общественники» монолога.

    Анализируют пословицы, сопоставляют их с текстом рассказа, делают выводы, готовят монологическое высказывание

    Ответы детей

    Отвечают на вопросы

    Отвечают на вопросы

    Представление командой «Юристы» сравнительного анализа статей о мошенничестве 19 и 21 веков.

    Представление командами «Филологов» сравнительного анализа фольклорных единиц и цитат из текста рассказа

    Регулятивные: умение планировать,  моделировать, выстраивать рассуждения,

    доказательства, выдвигать

    гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать;

    Коммуникативные:

    сотрудничать в

    поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать,

    оценивать действия партнёра.

    Познавательные:

    Общеучебные -

     формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим,

    умение структурировать знания, выбирать эффективные способы

    решения задания, умение

    осознанно и произвольно

    строить речевое высказывание; моделировать.

    Логические –

    Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение.

    19 мин

    7-9 мин работа в груп.

    1 мин

    2мин

    2 мин

    1,5 мин

    3 мин

    3.3. Рефлексивно – оценочный.

    Организует рефлексию.

    - Что ж, как видно, проблема не нова: и в фольклоре, и в русской литературе, и в современной жизни мы встречаемся с разными точками зрения на исполнение юридического закона и закона нравственного. Какие нормы человеческих взаимоотношений нарушил франт? (доверие, благодарность, уважение к старости, совестливость)

    - Как закон карает нарушителей нравственных норм? (Никак)

    - Тогда как может быть наказан человек в обществе, нарушивший нравственные нормы? (Презрением, лишением общения, отстранением)

    - Почему, по вашему мнению, соблюдать и юридический, и нравственный законы необходимо? (Потому что так мы становимся полноценными членами общества)

    - От чего, по вашему мнению, зависит исполнение человеком и юридического, и нравственного законов? (От выбора самого человека)

    - Я недаром просила вас представить, что мы находимся на ток-шоу «Свой выбор». Вы свой выбор сделали?

    Я вам сегодня предлагаю сделать свой выбор (ProKlass).

    Я попрошу двух добровольцев стать редакторами на время обсуждения. Проголосуйте за одну из двух точек зрения.

    Итак, проводится голосование:

    •        Какая точка зрения вам ближе, если «закон один для всех», поднимите красную карточку, если «нельзя против всех меры употреблять» - синюю?

    •        Как вы относитесь к случаям неисполнения закона? Вас это возмущает – красная карточка, вам все равно – синяя.

    •        Вы сами готовы соблюдать законы независимо от своего материального и социального положения? Если да – красная карточка, если нет – синяя.

    - Итак, мы видим, что многие из вас неравнодушны к проблеме поддержания законности в современном мире. Это хорошо.

    А теперь я предлагаю суммировать все, о чем мы сегодня с вами говорили и написать синквейн. Слайд 6 и 7. (Использование документкамеры)

    Написание синквейна.

    Осуществляют самооценку

    собственной учебной

    деятельности, соотносят цель и

    результаты, степень их

    соответствия.

    Личностные:

    самоопределение.

    Регулятивные: контроль,

    коррекция, выделение и

    осознание того, что уже усвоено

    и что ещё подлежит усвоению,

    осознание качества и уровня

    усвоения;

    Коммуникативные: умение с

    достаточной полнотой и

    точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    4 мин

    6. Домашнее задание.

    Организует деятельность по

    применению продукта.

    Написать эссе на тему «Для кого закон писан?»

    1 мин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)

    Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...

    Презентация к электронному уроку по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых" по рассказу И. Бунина "Цифры".

    В презентации представлены приёмы и виды деятельности на уроке, а также даны краткие рекомендации к проведению урока....

    Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

    План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"

    План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....

    Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

    Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...