План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Лобанова Анна Игоревна

План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_leskov_staryy_geniy.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

Тема: Н.С. Лесков. Слово о писателе. Знакомство с рассказом «Старый гений»

Цели урока:

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению, содействовать сплочению детского коллектива

Обучающие: Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении  сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения Н.С.Лескова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

Развивающие: способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, объяснительно-иллюстративный метод, анализ текста

Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Литература. 8 класс» под ред. В.Я. Коровиной

Ход урока

I Организационная часть                                                 1 - 2 минуты

(проверка  присутствующих, подготовка рабочих мест)

II Сообщение  темы и целей занятий                                5-7  минуты

Учитель показывает иллюстрации к сказу «Левша» и отрывок из мультфильма «Левша»

- Ребята, посмотрите внимательно на доску и на экран. (Ученики рассматривают иллюстрации к сказу «Левша» и смотрят отрывок из мультфильма «Левша».)

- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете? (Называют автора произведения.)

После ответов учеников на экран выводится портреты Лескова, памятники писателю.

III  Актуализация опорных знаний учащихся                5-7 минут

- Познакомимся с биографией Н.С.Лескова.

  1. Проверка домашнего задания. Ученики рассказывают биографию Лескова из учебника

IV Начальная мотивация учебной деятельности                2 - 3 минуты

  1. Слово учителя. Рассказ Лескова называется «Старый гений».

- А кто такой гений? (Ответы учеников. Один из учеников дает определение из словаря)

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

- А какой гений у Лескова?

- Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст?

- Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу.

- Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко?

- Какой же образ гения создает Лесков?

- Каким его видит автор?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? О чем может быть рассказ с таким названием? Попробуйте рассказать коротко свой вариант сюжета по названию рассказа «Старый гений».

V Изучение нового материала.                        20 минут

Чтение с остановками

1 глава

- Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё?

- Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах?

- Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?

2 глава

- Исполнились ли наши ожидания?

- Как относится старушка к франту?

- Что вы можете сказать о героях?

- Почему нельзя заставить должника заплатить?

- Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости?

3 глава

- Оправдались ли наши ожидания?

- Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?

- Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги?

- Что значит: «В России невозможности нет»?

- Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?

4 глава

- Оправдались ли наши ожидания?

- Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?

- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?

- Что значит «пассажный гений»?

- Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?  

5 глава

- Оправдались ли наши ожидания?

- Как заканчивается рассказ?

- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?

VII Итоговая  часть занятия                                                 3 - 5 минут

Вывод. Работа над нравственной идеей текста

- Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?

- Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту?

- Какие проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени?

VIII Рефлексия                          3-4 мин

- Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Представьте себе, что вы можете обратиться к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?

- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?

Слово учителя.

- Я думаю, что вы все поняли суть рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Надеюсь, что сюжет рассказа затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. Этого хотел добиться великий русский писатель 19 века – Н.С.Лесков. Ведь он чувствовал глубокое сострадание к простым людям и призывал нас что-то менять в обществе и меняться самим. Как говорил писатель: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру».

IX Сообщение домашнего задания                                1- 2 минуты

На следующем уроке у нас будет письменная творческая работа по рассказу «Старый гений» Ваше задание – подготовить список проблем рассказа «Старый гений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)

Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)“Что такое критическое мышление и п...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок

Работа с художественным текстомНаучить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.обуч...

"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.

Материал предназначается для детей  с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе....