Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Н.С. Лесков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_44_literatura.docx15.15 КБ
Файл urok_44_literatura.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве.

И.П. Видуэцкая

1. О.Н.У.

2.  Введение в тему

- Посмотрите на доску, определите из каких произведений эти иллюстрации? (слайд 1)

- Кто автор этих произведений? (слайд 2)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

1) Слово учителя

 Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургеневском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвященная Лескову (слайд 3).

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда (слайд 4). Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых (слайд 5).

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мель­ника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе <...> Я с народом был свой человек...».

2) Работа со статьёй учебника

Чтение стр. 224-226.

- Какое образование получил Н.С. Лесков?

- Куда поступил Лесков, уйдя из гимназии?

- Что стало причиной того, что на Лескова ополчились видные писатели и критики?

- Какое убеждение по поводу простого народа сложилось у Лескова?

- Кто является героями Лескова?

- Что подразумевается под понятием «лесковский сказ»?

3) Работа с эпиграфом (слайд 6)

- Как вы понимаете эти слова?

- Как это может характеризовать писателя?

4) Словарная работа

Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.

– Кто они, праведники, что это за люди? Ответы детей

По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.

Лесков искал праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи (слайд 7).

 5) Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги (слайд 8).

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?

– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?

– За каким делом изображен Левша?

– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

4. Подведение итогов. Рефлексия

5. Д/з читать «Левша» Н.С. Лескова, главы 1-10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Николай Семенович Лесков

Слайд 6

Лесков , страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве. И.П. Видуэцкая

Слайд 7

Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"

План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок

Работа с художественным текстомНаучить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.обуч...

"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.

Материал предназначается для детей  с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе....