К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

урок, литература, анализ рассказа, авторская позиция 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект урока литературы в 8 классе

Учитель Петрова Любовь Владимировна

Г.Москва, школа №1929 

Тема :      К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания    рассказа «Телеграмма».  Авторская позиция в рассказе. 

            Цель:  1. Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и             писателе.

                      2.  Познакомить с творчеством замечательного художника слова.

                      3.  Познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма», его      композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.

4.  Воспитание бережного, заботливого, благодарного отношения к родителям.

5.  Развивать умение любить и понимать живопись, музыку.

 

Тип урока: изучение нового материала. 

 Вид урока: урок знакомства с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского и его рассказом «Телеграмма».

 

 Технология: технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета.

 

Словарная работа:

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

Ветла  вид ивы.

Интерьер – внутреннее убранство в помещении.

Деталь художественная  - изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а так же выражает свою позицию.

 

                                                   

Оборудование: компьютер,  возможность выхода в Интернет,музыка, портрет писателя, выставка книг писателя. 

                                                                              Нет! Человеку никак нельзя  жить без   родины, как нельзя жить без сердца.

                                                                 

                                                                                                         К.Г.Паустовский                                             

 

                                                 Ход урока 

 

1.     Оргмомент. 

2.     Объявление темы урока. (Запись темы в тетради) 

3.     Введение в тему и объявление целей урока.

 

Слово учителя.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

      Паустовский - человек , «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу. 

4.     Заочная экскурсия в  литературный музей писателя – центр Паустовского в Москве.

 

а)   Судьба писателя не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков, Вильно (показ по карте) – это только начало длиннейшего списка адресов К.Г.Паустовского. Во многих его произведениях  наряду с героями фигурирует образ дома. Обязательно деревянный, небольшой, уютный, сроднившийся с хозяином и окруженный садом. Серый дом с мезонином стал Литературным музеем – центром К.Г.Паустовского. Сегодня у нас есть уникальная возможность побывать там. Помогут разобраться в экспозициях музея экскурсоводы, в их роли выполнят  … 

б)   Теперь перенесемся в другой, не менее интересный, музей писателя в уже упомянутой Тарусе. Здесь мы не только познакомимся с экспозициями, но и увидим фото писателя разных лет и прочитаем его биографию. 

5.    Работа с текстом рассказа «Телеграмма». 

 а) Слово учителя.

 Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл ».  Создатель этого кристалла – сам автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 г.) дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я». Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», еле слышен. Наша задача – проникнуть в тайну личности писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью. 

б) Анализ рассказа в форме беседы.

        Ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г.Паустовского?

        История создания рассказа. (  «Зарубки на сердце» - глава из «Золотой розы»)

        Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе человека )

                Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

                 Какие « зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

 

        Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним; как построил свое произведение для того , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?

 

 

        Почему же текст назван «Телеграмма»?

                    - В этом есть какая-то загадка.

                    - Заглавие звучит интригующе.

                              - Возможно, название символично, оно как предостережение.

                              - Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.

    А сколько было телеграмм послано в рассказе?

                            Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

   Какую телеграмму имел в виду автор? Почему?  (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

 

                      О чем же этот рассказ? ( Взаимоотношения детей и родителей )

 

                      Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”. 

 

в) Постижение авторской позиции 

1.  Слово учителя

Повествователь в  «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако его незримое присутствие ощущается в каждом слове. 

2.     Анализ пейзажа, интерьера.

   Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало (От слов «Октябрь был на редкость… »  до  « Из них назойливо сыпался дождь ») .Демонстрация слайдов с изображением осеннего пейзажа.

   Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения)

 

    Какие мысли автор передает через этот пейзаж? ( Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение –  тучи  « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

 

    Каков, по-вашему, ритм прозы писателя? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

 

            Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

( Слово продиктовано чувством ритма. У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба ) Демонстрация слайдов с изображением подсолнечника.

 

    А теперь прочитаем это описание природы еще раз, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки.

 

    Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание.)

 

    Выражает ли автор прямое сочувствие героине? ( Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

 

    Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

 

 

ВЫВОД: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. (На слайде)

 

                 г) Роль художественных деталей в тексте. 

   К. Г. Паустовского считают мастером детали.

   Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?

 

1. « Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота ».

(С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери.  ) (слайд)

 

2. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

(Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.)   (слайд)

 

 

3. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

(Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: « некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи», Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми Связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночество старой женщины - глубины ее тоски по дочери.)   (слайд)

 

 

 

 

6.  ВЫВОД:  Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С ее помощью автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев, выражает свое отношение  к изображаемому. (На слайде)

    – Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем? (Тему взаимоотношения родителей и детей поднимали многие писатели и поэты: А.С.Пушкин «Станционный смотритель», А.А.Фадеев « Материнские руки », Н.А.Некрасов, Расул Гамзатов, В.Боков «Оренбургский пуховый платок»)

 

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

 

 

     

 

                                                

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."

Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."...

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"

Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы....

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...