Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтения

Тип урока:  открытие новых знаний.

Формы обучения: парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Рассказ А.П.Чехова «Хирургия». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_semyonova_n.v.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель урока: Семёнова Нина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ пос. Шумовский

м.р. Большечерниговский

Самарской области

Класс: 5

Тема: А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Цель урока:  познакомить учащихся с биографией А.П.Чехова и творчеством на примере рассказа «Хирургия»

Задачи:

- пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова;

- выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов;

- познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия», помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы оценки героев, значение фамилий, выразительность, яркость художественной детали, сценичность диалога, динамику повествования, а отсюда и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуальность речи; 

- развивать умение размышлять над прочитанным текстом, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;

- развивать культуру речи, читательские умения;  навыки сравнительного анализа;

- воспитывать интерес к предмету, нравственные качества личности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения:

знать содержание прочитанного произведения; 

- уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: обучающийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах,  воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтения

Тип урока:  открытие новых знаний.

Формы обучения: парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Рассказ А.П.Чехова «Хирургия».

Наглядно-демонстрационный материал: портрет А. П. Чехова.

Организационная структура (сценарий) урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

Эмоциональный  настрой детей на урок:

-  Добрый день! Ребята, а вы знаете, что известный педагог Я.А. Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя.

2. Актуализация знаний (15 мин.)

Стадия «Вызов»

А) Знакомство с портретом 

Вопросы для обсуждения:

- Давайте подумаем, что можно предположить об этом человеке?

      - В какое время жил?

      - Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)?

Называние имени человека

- Правильно, это портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга.  

-  А какие произведения Антона Павловича вы знаете? («Мальчики», «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Злой мальчик», «Налим»).

-  Скажите, а эти произведения короткие или большие по объёму? (Они небольшие).

-  А они, по-вашему, серьёзные или смешные? (Они весёлые, смешные, с юмором).

-  А  вы о Чехове и его коротких юмористических рассказах всё знаете? (Нет).

-  А хотите ещё больше узнать? ( Да).

    Давайте сформулируем тему урока: «А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа».

- Какую цель перед собой поставим?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: познакомиться с биографией А.П.Чехова и творчеством на примере рассказа «Хирургия»

3. Получение новой информации

Б) Работа в группах по составлению рассказа на основе ключевых слов, презентация работы.

многодетная семья

Таганрогская классическая гимназия

актёрский талант

банкротство отца и переезд в Москву

медицинский факультет Московского университета

журнал «Стрекоза»

Антоша Чехонте

остров Сахалин

общественная деятельность и помощь людям

В) Работа в группе с утверждениями. 

Вниманию учеников представлено 5 утверждений об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве, предлагается обсудить утверждения в группах и выразить своё мнение знаками:

+ правда

- неправда

? не уверен

Оценка строится на имеющихся предположениях учащихся.

1. Однажды Чехов сказал, что его детство прошло без детства.

2. Когда будущему писателю исполнилось 20 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву.

3. У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гёте, Архип Индейкин и др.

4. Чехову принадлежит фраза: «Краткость - сестра таланта».

5. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.

Стадия «Осмысление»

   В биографии Антона Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

Работа с текстом о писателе с использованием приёма инсерт.

Задание: по ходу чтения необходимо проставлять карандашом на полях следующие значки:

* это я знал;

+  новая информация

? информация непонятна или недостаточна

 Время выполнения  5 мин.


 Талантливый русский писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904) - блестящий драматург, академик и врач по профессии. Главным в творчестве Антона Павловича стало то, что многие его произведения стали великой классикой мировой литературы. А его пьесы играют в театрах всего мира.

    Родился будущий драматург в городе Таганроге в семье купца Павла Егоровича и Евгении Яковлевны 17  января 1860 года. Антон Павлович был третьим из шестерых детей. Однажды он сказал, что его детство прошло без детства. И это было правдой: каждый день Антон Павлович вместе с братьями вставал в пять утра, чтобы петь в церковном хоре, а вечером после школы помогал отцу в бакалейной лавке. Отец строго следил за учёбой детей, и отчасти поэтому все дети нашли достойное место в жизни: старшие братья Александр и Николай стали известным журналистом и талантливым художником, иллюстратором; младшие братья – Иван и Михаил - замечательным педагогом и юристом, сестра Мария была художницей и педагогом.

   Обучался маленький Чехов в Таганрогской классической гимназии, куда он поступил в 1868 году в подготовительный класс. Параллельно учёбе, он увлёкся театром и активно участвовал в домашних постановках спектаклей, проявляя незаурядный актёрский талант.

    Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге, чтобы присматривать за арестованным имуществом. Так прожил он последующие три года. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы. То, что Чехов остался один на один с собой в столь сложном возрасте, когда происходит формирование личности, и, по сути, взвалил на себя обязанности кормильца, действительно, принесло ему великую пользу.

   В юности Чехов даже не думал о том, чтобы посвятить жизнь литературной деятельности. Бедность и забота о родных заставили его избрать иное поприще – медицину, которая на то время приносила существенный доход и позволяла выбиться «в люди». Но Чехов смог поступить и с успехом окончить медицинский факультет Московского университета. Тем не менее он всегда мечтал о писательской карьере. Уже на первом курсе института Чехов дебютировал в печати. Тогда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

    У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин и др.

    Далее А.П. Чехов сотрудничал с журналом «Осколки». Казалось бы, что такое написать короткий рассказ – сотня строк и готово! Но Чехов считал, что это должны быть те самые сто строк: описание, диалоги, характеры, сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая «краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

     Неожиданно рассказы начинающего писателя начали приносить существенный доход. Но Чехов продолжал заниматься медициной.

    Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.

   Чехов долго путешествует по острову Сахалин (с апреля по декабрь 1890 г.). Там писатель занимался изучением жизни ссыльных. Такие произведения Чехова как «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

   С 1892 по 1899 годы Чехов осуществляет общественную деятельность и помогает людям.  Затем из-за туберкулеза Антон Павлович вынужден переехать в Ялту, где его посещают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький. В связи с обострившейся болезнью писатель едет в Германию для прохождения лечения, там он умирает 2  июля 1904 года.

Стадия «Размышление»

После чтения текста обмен мнением в группе

4. Работа с текстом рассказа «Хирургия»

   Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему области — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного таланта.

  Беседа:

- Можно ли по заголовку узнать, о чём пойдет речь в произведении? Как вы понимаете слово «хирургия»? (хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции).

    Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» в исполнении артиста эстрады Марата Рави. Во время прослушивания рассказа обращайте внимание на непонятные вам слова и выражения, выделяйте их, после прослушивания мы проведём словарную работу, а также вы должны подумать и определить, почему же  рассказ  «Хирургия» юмористический? Что делает рассказ смешным?

 

 ПРОСЛУШИВАНИЕ РАССКАЗА(13 минут)

Беседа:

-  Понравился ли вам рассказ?

-  Можно назвать его юмористическим? Почему?

Словарная работа:

    Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

   Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.).  

   Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

   Чечунчо́вый (устар.) – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

  Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

  Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви.

  Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

 Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

 Просфо́ра (греч.prosphora– «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

 Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

 «Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питьё моё с плачем растворял.

 «…ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…»– т. е. никак, нисколько.

  Наме́дни – на днях, совсем недавно.

 Иере́й – священник.

 Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

  Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

  Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора», место непрестанной молитвы к Богу, освященное подвигами тысячимонахов.

  Предрассудок – заблуждение, суеверие.

  Шкап – шкаф.

  Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

 Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

 Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

 Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

 Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

 Бу́рса – духовное училище, семинария.

 Восвоя́си – домой, к себе.

 Фронтальный опрос.

Викторина

- Каков сюжет рассказа? (У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в земскую больницу. Фельдшер Курятин не сумел правильно удалить больной зуб.)

- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? (Доктор уехал жениться).

- А кто такой фельдшер? (помощник лекаря, врача).

- Как фамилия фельдшера? (Курятин). Как зовут его? (Сергей Кузьмич).

- Сколько лет Курятину? (Человек лет сорока).

- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов Ефим Михеич).

- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (Водку с хреном).

- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (на руке носить ниточку с Афонской горы и полоскать зуб теплым молоком).

- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ).

- Какая жакетка была у фельдшера Курятина? (чечунчовая). А брюки? (истрепанные триковые).

-  Что было на глазу дьячка? (бельмо).

- Что принес Вонмигласов фельдшеру (вынул из красного платочка)? (Просфо́ру).

- На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (карболовым).

- Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Псалтыре).

Характеристика героев ( работа в парах)

1 пара: Курятин

- Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача? (Толстый человек 40 лет, в поношенной одежде, истрепанных брюках, на лице выражение чувства долга и приятности).

Вывод: Не соответствует внешнему виду врача.

- Как ведет себя фельдшер?  Соответствует ли такое поведение поведению врача?   (Зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).

Вывод: Не соответствует виду врача.

-  Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

(А-а-а. мое вам. Сейчас мы его тово. Раз плюнуть. Хирургия – пустяки).

-  Как речь Курятина характеризует его?

 (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

Вывод: Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена).

2 пара: Вонмигласов

- Каков  внешний вид служителя церкви?

(Высокий, коренастый старик, правый глаз с бельмом и полузакрытый, на носу бородавка, издали похожая на большую муху).

-  Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении? (Крестится на бутыль с карболовым раствором. Доверяет фельдшеру удалить зуб. Глупый).

Вывод: Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.

- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

(Старославянские слова. Просторечные слова).

 Вывод: Вонмигласов хочет казаться культурным, на самом же деле - бескультурный, малообразованный человек.

ВОПРОС: Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

(И фельдшер, и дьячок предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет, ведь он всего лишь помощник лекаря, не имевший необходимого образования. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера).

5. Подведение итогов урока

- Определите основную мысль рассказа с помощью русских пословиц.  Выберите из предложенных те, которые созвучны смыслу   произведения и обоснуйте выбор.

Учащимся предлагаются карточки со следующими пословицами: НА ДОСКЕ

 И куёт, и дует, и сам не знает, что будет.

 Трусливому каждый шорох — беда.

 Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.  

 Каков мастер, такова и работа.

 Согнулся дугой, да и стал как другой.

 Поклониться — вперёд пригодится.

 Не умеешь — не берись.

 - Какая из пословиц употреблена в  рассказе «Хирургия?  

 - Правильно, «коли не умеешь, так не берись».

-  Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан  в фамилии.

 «Вонмигласов» означает «услышь меня», то есть «услышь глас Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. У А.П.Чехова все фамилии «говорящие».

- Что означает фамилия Курятин?  Слышали ли вы когда-нибудь фразеологизм «мокрая курица»?  Что он означает? (жалкий человек).

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.  

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа?

(Можно. Юмор в нём основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков).

- Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову).

- О какой хирургии рассказывает Чехов? (Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача).

   Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объёмом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Рассказы писателя и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны.  

6. Рефлексия.

- Что вы сегодня узнали нового?

 (Смех Чехова помогает обратить внимание на собственные недостатки и постараться их исправить, а также поднять настроение, в результате чего любую работу можно сделать лучше).

 - Возникали ли у вас какие-либо трудности в процессе работы?

 - Понравилось ли вам сегодня на занятии?

 - Как вы себя оцениваете?

 - Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?

 

Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия» или написать синквейн  (на выбор).

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Урок литературы по теме: «Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"» (5 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в расска...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....