Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Макарова Екатерина Ивановна

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 8 классе

Тема урока: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество.  Знакомство с содержанием и героями рассказа  «После бала».

Цель: расширить знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями.

 Задачи: 

- выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа;

- развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции,  сопоставлять и делать выводы; развивать монологическую речь;

-  прививать интерес и любовь к литературе; жизни и творчеству Л. Н. Толстого.            

  Урок построен по технологии  РКМЧП  (развитие  критического мышления через чтение и письмо).                                                                          

Этапы урока

(фазы РКМЧП)

                            Ход  урока

 Приемы

РКМЧП

 Фаза

 вызова

Фаза осмыс-ления

Фаза рефлексии

 I. Оргмомент.

II. 1. Рассказ о писателе по ключевым словам.

 По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе нам предстоит говорить на  двух уроках?

 На доске слова: Ясная Поляна, «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», школы и книги  для крестьянских детей, дневники, «После бала», самосовершенствование, мечта о «зелёной палочке».

( Учащиеся называют имя  Л. Н. Толстого, известные им сведения из биографии  и творчества писателя).

2. Учащиеся формулируют  цели  урока.

 

II. Новый материал.

  1. Чтение статьи учебника литературы

 стр. 105-106 (Литература. 8 класс,  авт.-сост. Г.С.Меркин.) методом «Инсерт»

 Прочитайте статью в учебнике с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

V  –    Я это уже знал.

+   -    Это новое.

 -   -    С этим я не согласен, думал иначе.
?  –   А здесь я не понял и у меня есть вопросы.

 После работы с текстом занесите краткие записи в маркировочную таблицу:

        V

      +

      -

      ?

Работа с вопросами(?).

Коллективное  обсуждение информации.

     2. Кластер

3. Время написания  и жанр рассказа «После бала».

- Что такое рассказ? Докажите, что «После бала» - рассказ.

- Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания  рассказа, его первоначальном названии.

4. Проверка знания текста произведения.

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

- Бал Ивану  Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку  Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

-  После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Татарин кричал: «Помогите!» (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Вопрос учащимся:

- Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?

(«Вся  жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

- Какие события описаны в рассказе?

(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).

4. 1. Беседа по  содержанию рассказа.

Вопросы:

- О чем идет разговор в начале повествования?

(О том, что хорошо, что дурно,  об обстоятельствах жизни).

2.  Чтение фрагментов рассказа  со стопами.

I. Фрагмент. «Красавец так красавец… не чувствовал своего тела».

Вопрос: Как рассказчик изображает Вареньку Б.?

II. Фрагмент. «Отец Вареньки  был очень красивый…Я сказал, что не я её кавалер».

Вопрос: Как вы оцениваете поведение отца Вареньки на балу?

III. Фрагмент. «С бала я уехал в пятом часу …Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил»

Вопрос: Выше отношение к полковнику Б. после бала.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Иван Васильевич

Варенька Б.

Полковник Б.

На балу

После

бала

- Пользуясь материалом таблицы, охарактеризуйте героев (Образы рассказчика, Вареньки Б., полковника Б.).

- Почему в таблице в графе «После бала» ничего нет о Вареньке Б.?

- По какому принципу рисует автор картины бала и после бала? Каковы средства изображения?

- Что дает писателю принцип антитезы?

III. Подведение итогов урока.

Составление синквейна.

- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

- Что взяли для себя с этого урока?

IV. Домашнее задание.

 1. Подготовить краткий пересказ  эпизода наказания солдата.

2. Рассказать о полковнике Б. глазами Вареньки, глазами наказываемого татарина (по группам).

3. Подумать об идейном содержании рассказа.

«Ключевые слова»

«Инсерт»

Кластер

«Проблемный вопрос»

«Верные и неверные вопросы»

Проблемный вопрос

«Тонкие вопросы»

Чтение со стопами

Самостоятельная работа с таблицей

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Синквейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....

Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"

Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

Урок литературы в 9 классе.А.С.ГРИБОЕДОВ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. УРОК-ПОРТРЕТ.

Урок содержит материалы из жизни А.С. Грибоедова. Может использователься как вступительное занятие при изучении жизни и творчества великого мастера....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Разработка урока литературы по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".

Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала: особенности композиции и поэтика"....

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала".

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала": особенности композиции и поэтика"....