Главные вкладки

    Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_interer_kak_sredstvo.doc66 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_interer.ppt92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-мастерская по литературе.

    Подготовил: Новлева Наталья Геннадьевна,

    учитель русского языка и литературы

    Тема урока: Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя

    Цель урока:

    1. Образовательная: Совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение.
    2. Развивающая: Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, видеть  новую проблему в знакомой ситуации; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
    3. Воспитательная:  Развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

                                                                                           

    Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

            М. Монтель

    I. Оргмомент.

    II. Момент формирования чувства уверенности.

    Ребята, мы сегодня вместе поработаем в творческой мастерской. Будем готовиться  к сочинению-рассуждению. Сегодня мы будем рассуждать, доказывать, собирать материал в свою «копилку» (листочки лежат перед вами). Чем полнее будет ваша «копилка», тем легче вам будет справиться с заданием.

    Но на мастерской у нас есть свои правила:

    - С самого начала просмотреть все Приложения.

    -Сначала ответ на задание проговорить в группе, потом выбрать, по общему мнению, лучший вариант, и кто-то один должен озвучить его.

    - Не отказываться отвечать (даже если твою мысль уже высказали).

    - Когда отвечает твой товарищ, слушать его внимательно и всё интересное записывать в «копилку»!

    - Наш девиз: «Кто-то сделает это лучше меня, кто-то сделает это хуже меня, но так, как я, не сделает никто».

    Ход мастерской:

    - Вспомните, как вы сегодня проснулись... Потянулись, огляделись по сторонам. С утра уже нас окружают наши привычные, дорогие нам вещи. Все они стоят на своих привычных местах. Иногда мы их даже и не замечаем. Но когда мы приходим в чужой, незнакомый нам дом, мы с интересом оглядываемся по сторонам…

    - Кстати, как называется  внутреннее убранство какого-либо помещения? (1СЛАЙД).

    - Продолжите предложение: «Мы внимательно рассматриваем интерьер    незнакомого дома, потому что…». (2СЛАЙД).

    - А вот как даётся определение этого понятия в словаре с литературной точки зрения:(3 СЛАЙД)

    (Интерьер - часть изображённого мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, храма и т. п.).)

            Используется, как средство психологической  характеристики героя с целью дать представление:

    1. об определенном жизненном укладе (социальном положении, прошлой жизни, традициях, отношении к близким людям,  занятиях,  пристрастиях, отношении к религии);
    2. о  роде занятий (интеллектуальном  труде, физической работе);
    3. для отражения настроения, переживаний героев).

    *Выразительно прочтите определение. (Чтение вслух).

    А теперь, глядя на определение, попробуйте сформулировать тему нашей творческой мастерской, помня о том, что работать будем над романом Толстого «Война и мир».

    Итак, тема сегодняшнего занятия: «Интерьер в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как средство психологической характеристики героев». (4СЛАЙД)

            

    - Сейчас вам предстоит совершить мысленное путешествие в такие разные дома Балконских, Ростовых и Бергов. (За неимением времени мы побываем только у них) Незримо поприсутствуйте в уже знакомом произведении «Воина и мир», осмотритесь, чуточку отстранённо посмотрите на героев, присядьте на свободное место в доме…, понаблюдайте за героями и вещами, их окружающими. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

    - Исследуйте ПРИЛОЖЕНИЕ в соответствии с таблицей (внесите результаты своего исследования в п.1-7, которые важны, на ваш взгляд, для характеристики героев)

    - Сделайте вывод, как детали интерьера помогают нам понять характеры отдельных героев и целой семьи.

    - А теперь выберите «свой» рисунок. Дорисуйте такие детали интерьера, о которых нет речи в тексте, но которые вы  «увидели», соответствующие  характерам героев.  Подберите цвет, формы, расположение вещей.

                     - Социализация (копилка).

    -Выпишите характерные для Толстого слова, словосочетания, фразы, которые он использует при описании вещей, окружающих героя.

            - Социализация (копилка).

    -Представьте себя на месте Л.Н.Толстого. Напишите несколько строк, описывая любую из представленных вещей так, чтобы она характеризовала вашего героя в стиле Толстого.

            -Социализация (копилка)

    .

    - Было трудно? Конечно, нелегко, ведь нужно было проявить определенное … мастерство! Можем ли мы добавить еще одно важное слово в определение темы нашей мастерской?

    - Вы все сделали сами. Действительно, теперь тема полностью звучит так: «Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики  героя ».

             

    Приложение 1

    Семья Бергов


    Приложение 1

    Наташа Ростова

    Приложение 1

    Болконский

    Интерьер как средство психологической характеристики семьи______________

    Интерьер

     указывает на

    Примеры  (укажите № цитаты или выпишите выдержки из цитаты)

    Какую черту характера помогает раскрыть описание данного интерьера

    социальное положение

    (аристократизм, дворянство)

    прошлую жизнь

    традиции

    род занятий (интеллектуальный труд, физическая работа)

    отношение к

    религии

    отношение к

    близким

    настроение и

    переживание

    героев


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

    Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»....

    Статья "Деталь как средство психологической характеристики героев в романе И.Гончарова "Обломов"

    Раскрытие значения деталей описания для психологической характеристики герове литературного произведения...

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

    Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...

    Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

    Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...


     

    Комментарии

    Спасибо за интересный замысел. Почему-то больше обращаем внимания на пейзажи у Толстого. Природа-творец "помогает" героям думать, становиться лучше. Интерьер люди творят сами. Можно лучше понять их. Всегда подробно разбирала обстановку в "Кавказском пленнике" для объяснения толерантности, пока его не убрали из программы. Надеялась у вас найти "обрывки отрывков" текста. До сих пор только часы у Ростовых помню и новую обстановку Бергов. Не зря Набоков говорил, что лучший читатель - перечитыватель. Перечитаю еще раз. Спасибо.