Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_interer_kak_sredstvo.doc66 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_interer.ppt92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская по литературе.

Подготовил: Новлева Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя

Цель урока:

  1. Образовательная: Совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение.
  2. Развивающая: Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, видеть  новую проблему в знакомой ситуации; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
  3. Воспитательная:  Развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

                                                                                       

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

        М. Монтель

I. Оргмомент.

II. Момент формирования чувства уверенности.

Ребята, мы сегодня вместе поработаем в творческой мастерской. Будем готовиться  к сочинению-рассуждению. Сегодня мы будем рассуждать, доказывать, собирать материал в свою «копилку» (листочки лежат перед вами). Чем полнее будет ваша «копилка», тем легче вам будет справиться с заданием.

Но на мастерской у нас есть свои правила:

- С самого начала просмотреть все Приложения.

-Сначала ответ на задание проговорить в группе, потом выбрать, по общему мнению, лучший вариант, и кто-то один должен озвучить его.

- Не отказываться отвечать (даже если твою мысль уже высказали).

- Когда отвечает твой товарищ, слушать его внимательно и всё интересное записывать в «копилку»!

- Наш девиз: «Кто-то сделает это лучше меня, кто-то сделает это хуже меня, но так, как я, не сделает никто».

Ход мастерской:

- Вспомните, как вы сегодня проснулись... Потянулись, огляделись по сторонам. С утра уже нас окружают наши привычные, дорогие нам вещи. Все они стоят на своих привычных местах. Иногда мы их даже и не замечаем. Но когда мы приходим в чужой, незнакомый нам дом, мы с интересом оглядываемся по сторонам…

- Кстати, как называется  внутреннее убранство какого-либо помещения? (1СЛАЙД).

- Продолжите предложение: «Мы внимательно рассматриваем интерьер    незнакомого дома, потому что…». (2СЛАЙД).

- А вот как даётся определение этого понятия в словаре с литературной точки зрения:(3 СЛАЙД)

(Интерьер - часть изображённого мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, храма и т. п.).)

        Используется, как средство психологической  характеристики героя с целью дать представление:

  1. об определенном жизненном укладе (социальном положении, прошлой жизни, традициях, отношении к близким людям,  занятиях,  пристрастиях, отношении к религии);
  2. о  роде занятий (интеллектуальном  труде, физической работе);
  3. для отражения настроения, переживаний героев).

*Выразительно прочтите определение. (Чтение вслух).

А теперь, глядя на определение, попробуйте сформулировать тему нашей творческой мастерской, помня о том, что работать будем над романом Толстого «Война и мир».

Итак, тема сегодняшнего занятия: «Интерьер в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как средство психологической характеристики героев». (4СЛАЙД)

        

- Сейчас вам предстоит совершить мысленное путешествие в такие разные дома Балконских, Ростовых и Бергов. (За неимением времени мы побываем только у них) Незримо поприсутствуйте в уже знакомом произведении «Воина и мир», осмотритесь, чуточку отстранённо посмотрите на героев, присядьте на свободное место в доме…, понаблюдайте за героями и вещами, их окружающими. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

- Исследуйте ПРИЛОЖЕНИЕ в соответствии с таблицей (внесите результаты своего исследования в п.1-7, которые важны, на ваш взгляд, для характеристики героев)

- Сделайте вывод, как детали интерьера помогают нам понять характеры отдельных героев и целой семьи.

- А теперь выберите «свой» рисунок. Дорисуйте такие детали интерьера, о которых нет речи в тексте, но которые вы  «увидели», соответствующие  характерам героев.  Подберите цвет, формы, расположение вещей.

                 - Социализация (копилка).

-Выпишите характерные для Толстого слова, словосочетания, фразы, которые он использует при описании вещей, окружающих героя.

        - Социализация (копилка).

-Представьте себя на месте Л.Н.Толстого. Напишите несколько строк, описывая любую из представленных вещей так, чтобы она характеризовала вашего героя в стиле Толстого.

        -Социализация (копилка)

.

- Было трудно? Конечно, нелегко, ведь нужно было проявить определенное … мастерство! Можем ли мы добавить еще одно важное слово в определение темы нашей мастерской?

- Вы все сделали сами. Действительно, теперь тема полностью звучит так: «Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики  героя ».

         

Приложение 1

Семья Бергов


Приложение 1

Наташа Ростова

Приложение 1

Болконский

Интерьер как средство психологической характеристики семьи______________

Интерьер

 указывает на

Примеры  (укажите № цитаты или выпишите выдержки из цитаты)

Какую черту характера помогает раскрыть описание данного интерьера

социальное положение

(аристократизм, дворянство)

прошлую жизнь

традиции

род занятий (интеллектуальный труд, физическая работа)

отношение к

религии

отношение к

близким

настроение и

переживание

героев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Деталь как средство психологической характеристики героев в романе И.Гончарова "Обломов"

Раскрытие значения деталей описания для психологической характеристики герове литературного произведения...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...

Урок-мастерская по рассказу Л. Андреева «Кусака» 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления")

Применение «Шести шляп мышления» в 7-8 классах на уроках литературы помогает формировать навыки и умения находить связь литературы с другими видами искусств на уровне идеи, нравственной пр...


 

Комментарии

Спасибо за интересный замысел. Почему-то больше обращаем внимания на пейзажи у Толстого. Природа-творец "помогает" героям думать, становиться лучше. Интерьер люди творят сами. Можно лучше понять их. Всегда подробно разбирала обстановку в "Кавказском пленнике" для объяснения толерантности, пока его не убрали из программы. Надеялась у вас найти "обрывки отрывков" текста. До сих пор только часы у Ростовых помню и новую обстановку Бергов. Не зря Набоков говорил, что лучший читатель - перечитыватель. Перечитаю еще раз. Спасибо.