Урок литературы в 5 классе по теме "Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский пленник". Художественная идея рассказа."
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Базылева Алла Николаевна

Урок литературы в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе

«Кавказский пленник». Художественная идея рассказа».

Цели

Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями и учебником.

Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления художественной идеи рассказа.

ХОД УРОКА

1.        Анализ 4—6 глав рассказа.

Проверка домашнего задания. Цитатный план 4 главы рассказа. Беседа

•        Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе?

Жилин, не жалея сил, готовится к побегу. Костылин не мог не заметить, что его товарищу трудно прокапывать под стеной дыру, однако он даже не попытался чем-либо помочь.

  • Как описание природы, данное в восприятии Жилина, помогает читателям понять состояние души героя, ощутить его стремление к воле?
  • Обращение к иллюстрации М.С. Родионова «Жилин смотрит в русскую сторону».

Прекрасная картина, открывшаяся взору Жилина, пробудила воспоминание о жизни в крепости. Герой замечает детали, которые помогут выбрать правильное направление.

•        Какое событие укрепило Жилина в решимости немедленно бежать из аула?

Жилин наблюдает похороны брата рыжего и понимает, что татары захотят отомстить за убитого.

•        Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать? Костылина охватывает страх: «Мы и дороги не знаем... Да и не дойдем

в ночь».

2.        Проверка домашнего задания. Цитатный план 5 главы рассказа.

•        Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая?

Жилин все делает для того, чтобы побег был удачным, все трудности берет на себя (дыру раскопал пошире, чтобы толстый Костылин сумел пролезть, собаку прикормил на случай, если она услышит шум и поднимет лай), а Костылин не верит в возможность освобождения собственными силами и уходит из аула лишь под нажимом чужой воли; он небрежен, неосторожен (зацепил ногой камень, загремел).

  • Как Жилин и Костылин ведут себя во время побега?
  • Прослушивание фрагмента в электронном приложении.
  • Обращение к иллюстрации Ю.Н. Петрова «Жилин и Костылин во время побега».

Жилин терпеливо выносит все тяготы пути, заботится о товарище, утешает его, подбадривает. Костылин постоянно жалуется, ноет, пугается всего окружающего. В горах Костылин оказался совершенно беспомощным, покряхтывает, отстает и охает, постоянно стонет: «...не дойду, не могу», «...сил моих нет», «Ой, больно!».

•        Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком?

Жилин не бросает Костылина, твердо следуя одному из своих жизненны принципов: «бросить товарища не годится». Он несет Костылина на себе, стремится уйти от погони, хотя ясно, что с такой ношей ему далеко не убежать: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови, и уморился». Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпеливо переносить трудности.

•        Почему Костылин так ведет себя?

Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена.

•        Какие качества характера проявляют герои в данных эпизодах? Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, Костылин — нерешительность, трусость, эгоизм.

3. Проверка домашнего задания. Цитатный план 6 главы рассказа.

•        Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготовку к новому побегу. Смог бы он осуществить свой замысел, если бы на помощь не пришла Дина?

Можно предположить, что упорство Жилина увенчалось бы успехом, однако намерения Абдула расправиться с пленными через две недели, если не придет выкуп, оставляют мало надежды. Кроме того, хозяину пленников трудно противостоять требованиям враждебно настроенных татар.

•        Почему Дина решилась помочь Жилину?

Дина — ребенок. Детская душа наиболее восприимчива к доброте и любви. Девочка почувствовала, что Жилин чуток и добр. Именно этими качествами он отличается от окружающих ее людей, исполненных злобы и ненависти к ни в чем не повинному человеку. Она чувствует, что законы человечности сильнее, чем законы ненависти и вражды.

•        В каких эпизодах наиболее полно проявляются чистосердечие Жилина, его чувство товарищеского долга, понимание своей ответственности за более слабого?

При первой же возможности бежать Жилин снова предлагает Косты-лину свою помощь: «Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу». Герой знает, что Костылин его может выдать, но чувство ответственности за судьбу товарища не позволяет оставить его в беде. В решительный момент, когда дорога каждая минута, Жилин не забывает о безопасности Дины. Протягивая ей шест, Жилин говорит: «Снеси на место, Дина, а то хватятся — прибьют тебя».

•        Найдите сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Какие чувства испытывает герой?

«Глазенки блестят, как звездочки», «Села на коленочки», «Прощай, Ди-нушка...», «Век тебя помнить буду...», «Спасибо... умница».

Жилин с отцовской любовью относится к Дине. Так можно обращаться только к родному человеку. Он благодарен ей за доброту и участие.

•        Обращение к иллюстрациям. Выбор названия для иллюстраций. (Ю.Н. Петров «Жилин и Дина. Перед побегом». М.С. Родионов «Жилин

и Дина пытаются снять колодку».)

  • Выразительное чтение описания ночи, когда Жилин вторично бежит из плена, от слов «...перекрестился Жилин...» до слов «Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать».
  • Как передана стремительность движений героя?

Вместе с героем все движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Природа откликается на чувства героя.

Исследовательская работа с текстом.

  • Прочитайте фрагмент «Освобождение» от слов «Вгляделся — видит: ружья блестят...» до конца рассказа. С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Глаголы передают динамику развития событий и чувств героя: вгляделся, видит, обрадовался, собрался, пошел, думает, замахал, закричал, услыхали, выскочили, пустились, подхватил, бежит, крестится, кричит, испугались, стали останавливаться, подбежал, окружили, спрашивают, сам себя не помнит, плачет и приговаривает, выбежали, обступили, прикрывает, разбивает, узнали, повезли, обрадовались, собрались, рассказал, остался служить.
  • Обращение к учебнику. Чтение статьи «Сюжет и фабула».

•        Определите завязку, кульминацию, развязку в рассказе «Кавказский пленник».

Жилин получает письмо из дома (завязка).

Жилин попадает в плен (кульминация).

Второй побег из плена и встреча с казаками (развязка).

4. Итоги урока.

•        Почему рассказ Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

Назвав рассказ «Кавказский пленник», Толстой тем самым подчеркнул значимость образа Жилина для понимания художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям как высшей нравственной основы в человеке.

•        Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном».

•        Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой поместил свой рассказ в «Четвертую книгу для чтения», то есть в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого, должны осознать юные читатели? Необходимо понять, что нельзя враждовать, разделяя людей по национальному признаку и вероисповеданию. Татарка Дина спасла русского Жилина, а русский Костылин не раз его предал. Нужно ценить в людях умение трудиться, быть верным в дружбе, мужественным, искренним, добрым, любящим и быть непримиримым к пассивности, ведущей к предательству, злобе, вражде, стремлению утвердиться за счет других, диктовать свою волю.

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».

1        вариант

Записать 5—6 пословиц о любви к людям.

2        вариант

Записать 5—6 высказываний о доброте.

3        вариант

Записать 5—6 пословиц о войне и мире.

Индивидуальное задание Лексическая работа Объясните значение слов: сила воли, чуткость, эгоизм и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."

Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...