А.П. Чехов "Хамелеон". Особенности сюжета. Художественная идея рассказа.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov._hameleon.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Предмет: литература

Тема: А.П. Чехов «Хамелеон». Особенности сюжета. Художественная идея рассказа.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: формирование представлений на примере рассказа «Хамелеон» об особенностях стиля А.П. Чехова; авторском отношении к лицемерию, угодничеству, «хамелеонству».

Основные виды деятельности учителя и учащихся: Самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа, восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный и письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге, работа в парах и в группе.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; развитие навыков смыслового чтения, умения работать в команде.

Предметные: понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и к поступкам других.

Технологии: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, РКМЧП, ИКТ.

Дидактические средства: проектор, интерактивная доска, учебник, тетрадь, карточки дз, карточки для рефлексии.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. (обучающиеся садятся в группы  по 4 человека.)
  2. Проверка дз. Мотивационный этап.

Перед вами на доске иллюстрация с хамелеоном. Используя приемы «Same but different», «Placemat Consensus» каждый запишите 3 разных определения, описывающие данную картинку одним словом. Не используйте слова животное, хамелеон, ящерица, природа, чешуйчатый, необычный, красивый, дерево, огромный. Примите командное решение и запишите в середину листа 5 лучших идей.

Также приготовьте ваши карточки с домашним заданием. Вы должны были  прочитать суждения и  отметить те, с которыми вы согласны (заполнить левую часть таблицы).

Использование стратегии предтекстовой деятельности « Ориентиры предвосхищения».

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Хамелеон-это животное. Человека так назвать нельзя.

Городовой-это человек, который строит что-то в городе.

Надзиратель- это человек, который смотрит на все подряд.

Мировой- это значит классный, самый лучший.

Базарная площадь- место в городе, где находится базар.

Бродячая собака- брошенная, дикая, никому не нужная.

Шинель- форменное теплое пальто лиц, проходящих государственную службу.

  1. Целеполагание.

 

Мы продолжаем изучать творчество А.П. Чехова. Как вы думаете, как может быть связана наша иллюстрация с темой урока?   Давайте определим тему урока. Какие варианты? Какие цели и задачи мы можем поставить?

  1. Организация познавательной деятельности.

Использование стратегии текстовой деятельности «Чтение с остановками».

Мы начинаем знакомиться с  рассказом А.П. Чехова «Хамелеон», используя

Стратегию «Чтение с остановками».  

Попробуйте определить по названию место и время действия; определите характер героя; как вы думаете, о чем будет этот рассказ? – самостоятельное чтение.

Первая остановка во время чтения.

Характеры и место время действия определились (подтверждено или опровергнуто предположение?)

Каковы будут ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Подтвердите текстом. Что, как вам кажется, произойдет дальше? – самостоятельное чтение.

Вторая остановка во время чтения.

Завязывается сюжет. Стартовый момент. Проблема

Подтверждаются ли ваши предположения? (ученики к тому времени должны «раскусить» сюжет и дать точные прогнозы. Вопросы, оставшиеся неразрешенными, относятся к проблематике рассказа).

 Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эти строки. Что, как вам кажется, произойдет дальше?

Предлагаю прочитать вслух третью часть.

Третья остановка во время чтения.

Подтверждаются ли ваши предположения? Поднимите вопросы о развязке и теме произведения.

Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть вслух. Что, как вам кажется, произойдет дальше? – самостоятельное чтение

Завершающий этап чтения.

Подтверждение предположений. Развязка. Размышление по теме рассказа. Что мы узнали из этого произведения? Что хотел нам сказать автор? Как бы вы определили жанр произведения? Какой эпизод более всего запомнился? Прочтите его и попробуйте поспорить или подтвердить правильность его суждений.

Возьмите карточки с домашним заданием и исправьте свои ошибки. Отдайте карточку для взаимоконтроля партнеру по глазам.

 

Рассмотрим иллюстрацию к рассказу художников Кукрыниксов.

«– Никак беспорядок, ваше благородие!..»

Как вы думаете, может ли эта фраза служить подписью к рисунку?

Отработайте иллюстрацию по приему «See-Think-Wonder» (Что я вижу, что я об этом думаю, о чем это заставляет меня задуматься?) Прочтите свои ответы в парах соседу по плечу.

Сюжет «Хамелеона» относится к знаменитым чеховским «сюжетам-маятникам»: меняются предположения о хозяине собаки —меняется решение полицейского надзирателя о расследовании дела. Проследим по тексту, как «раскачивается маятник».

(слайд на доске заполняется постепенно, после ответов обучающихся)

Предположение

о хозяине собаки

Решение Очумелова

Неизвестно, чья собака

«Я покажу вам, как собак распускать!»;

«Как оштрафую его, мерзавца…»; «А собаку истребить надо»; «Она, наверное, бешеная…»

Собака генерала Жигалова

«Нешто она достанет до пальца? Она маленькая…»

Собака не генеральская

«У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…»; «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить!»

А может, и генеральская

«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать,то долго ли испортить. Собака — нежная

тварь…»; «Сам виноват!..»

Это не генеральская

«Она бродячая!»; «Истребить, вот и всё»

Генералова брата

«Собачонка ничего себе… Шустрая такая…»; «– Я ещё доберусь до тебя!» (Хрюкину)

Важной чертой творческой манеры А. П. Чехова является использование художественной детали. Художественная деталь —говорящая подробность, помогающая косвенно характеризовать людей и события.

Можно ли назвать шинель говорящей подробностью?

Вот Очумелов просит снять с него шинель. На улице жарко? Его бросило в жар от ответственности за принятие решения?

Шинель — знак его должности, положения, обязанностей. Снимая шинель, он как будто желает снять с себя ответственность, необходимость действовать по закону.

А теперь давайте понаблюдаем по тексту, какие же интересные «превращения» происходят с Очумеловым, Хрюкиным, толпой народа.

Заполните правую часть таблицы и отметьте в тексте цитаты, подтверждающие каждое «Превращение».

Работа в  дифференцированных группах.

Примерные цепочки превращений в таблицах.

«Превращения» Очумелова

Примеры

Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очемелов- страж порядка.

Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина.

Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке.

Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника».

Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка.

Прохор утверждает, что слбака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой , и перед генералом, и перед его братом.

«Превращения» Хрюкина

Примеры

Хрюкин ощущает свою безнаказанность, дразнит собаку, бьет ее.

Хрюкин чувствует себя обиженным.

Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед их благородием, уверенно отстаивая свои права.

Перемена ситуации заставляет его изменить окраску: он заискивает перед Очумеловым.

«Превращения» толпы

Примеры

Безучастная, равнодушная к судьбе собаки и «пострадавшего», толпа выжидает, куда будет направлена сила.

Увидев, что «власти» не на стороне Хрюкина, смелеет

Став свидетелем поражения Хрюкина, окончательно определяет и выражает к ней свое отношение

Команды отвечают и сравнивают полученные результаты со слайдами на доске.

Слайд на доске:

Литературовед З.С. Паперный в статье о Чехове отмечал «Человечество оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебном весе»

Верно ли это высказывание для рассказа «Хамелеон»? Почему?

Какому произведению, изученному ранее, созвучна художественная идея рассказа «Хамелеон»?

А теперь возьмите лист, который мы заполняли в начале урока, и  посмотрите на свои 5 лучших идей для картинки.  Подходят ли ваши слова к художественной идее рассказа, характеристике персонажей и их действий, к особенностям сюжета? Аргументируйте свои ответы (отвечает представитель от группы).

5.Информация о домашнем задании. Инструктаж его проведения.

Домашнее задание будет у вас как всегда дифференцированное.

1 группа- найти приемы создания комичного в рассказе А.П. Чехова.

     2 группа- инсценировка

3 группа- составить устный рассказ об одном из героев (Очумелов, Елдырин, Хрюкин).

6.Подведение итогов, рефлексия.

Работа в парах:

Рассказ научил меня…

И я задумался о …

Мне интересно, почему…

Прием «Комплимент»: скажи своему партнеру по плечу, как он сегодня работал на уроке.

7.Давайте возьмем наши оценочные карточки и поставим отметку нашему сегодняшнему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."

Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс

Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)

Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование  рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...