ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" - 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литература

Класс

6 «А»

Тема урока

Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Приемы и стратегии используемой технологии

«Создание кластера», «Чтение с остановками», «Создание  граф-схем», «Работа в группах», «Синквейн»

Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения; совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст

Задачи уроков:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева;
  • выявить особенности сюжета и композиции, характеров героев рассказа «Бежин луг».

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
  • развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);
  • развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • развивать умение работать в группе;
  • формировать умение проверять результаты деятельности;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • воспитывать положительное отношение к учению.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

СТАДИЯ ВЫЗОВА

  1. Вводный

Организационный момент

Введение в тему.

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации

  1. Составление кластера

Актуализация знаний о «Записках охотника» И.С.Тургенева.

Развитие умения работать в группах

Развитие умения систематизировать материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

  1. Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания
  2. Постановка дидактической цели. Формирование групп. Проведение инструктажа, раздача дидактического материала. Постановка познавательной задачи.

Задание 1.  Прочитайте внимательно фрагмент. Отметьте особенности, о которых упоминается в этом фрагменте.

СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР.

П. В. Евстафьев: "Автор рассказывает о том, как после целого дня охоты он ночью сбился с дороги и набрел на крестьянских ребятишек, которые стерегли табун. В ожидании, пока сварятся "картошки", эти ребятишки коротали ночное время разными рассказами о том, кто что видел, слышал - дома, в поле, в лесу, на реке. В этих безыскусственных разговорах детей выражаются их мысли, чувства, суеверия и вообще наивный взгляд на природу и на людей. Под предлогом изображения этой занимательной сцены, автор дает читателю почувствовать и оценить те условия жизни, какими было обставлено крестьянское детство…»


Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску.

  1. Контроль за ходом групповой работы

Эмоционально настраиваются на работу

Знакомство с познавательной задачей

Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем

Составление и оформление кластера в группах (формат А3) в группах (см. Приложение 1)

  • самоопределение (Л)
  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
  • принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)
  • создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста (П)
  • выражают смысл текста графическими средствами (П)
  • умеют слушать и слышать друг друга (К)
  • умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)
  • интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)
  • проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)
  • учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)
  • устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К)


1

2

3

4

  1. Завершение стадии вызова

Формирование умения составлять связный текст, развитие речи.

Прогнозирование по названию

  1. Выслушивание мнения учеников. Принятие общего решения о составе кластера.
  2. Объявление образовательной цели урока: продолжить знакомство с «Записками охотника» И.С.Тургенева, выявить особенности сюжета, характеров героев и композиции рассказа «Бежин луг».

Подготовка к непосредственному восприятию текста

  1. Задание 2. Запишите слова-ассоциации, которые у вас возникают при слове «Бежин луг», (утро, пейзаж, мальчики, охотник, собака, июль….)
  2. Задание 3. Предположите по названию, о чем пойдет речь в рассказе «Бежин луг»?

Отчет о работе каждой группы. Прием  "Отсюда – туда"

Знакомство с целями урока

Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики Учащиеся читают свои ассоциативные ряды, объясняют их.

Учащиеся записываю свои предположения в тетради, затем зачитывают их, объясняют.

  • развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)
  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
  • умеют заменять термины определениями (П)
  • умеют структурировать знания (П)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Чтение и осмысление художественного текста с использованием следующих приемов

«Чтения с остановками»,

«Составление граф-схем»

 

  1. Организация активного восприятия текста.
  2. Индивидуальные консультации
  3. Организация беседы по вопросам, обсуждение сюжета повести с использованием простых, уточняющих, интерпретационных, оценочных, практических, творческих вопросов (приём «Чтение с остановками»):

Перечень вопросов для учащихся (1 остановка)

- В каком месяце происходят события?

- Как описывается природа?

- Где охотился рассказчик? 

Перечень вопросов для учащихся (2 остановка) 

 - Как отреагировала собака на вопрос хозяина?

- Что увидел охотник за равниной?

- Как охотник попал на Бежин луг?

- Кого увидел охотник на лугу?

- Как описывается пламя костра?

- Сколько было мальчиков? Как их звали?

Чтение с остановками  

  • Чтение 1-4 абзаца художественного текста

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

  • выделение ключевых слов и словосочетаний;
  • составление граф-схем;
  • обсуждение в группах содержания граф-схем.

Чтение 5-10 абзаца художественного текста,

выделение основных событий.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

  • Обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя.

  • вырабатывают уверенность в собственных силах (Л)
  • учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информации (П)
  • осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П)
  • выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П)
  • умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)
  • выполняют операции со знаками и символами (П)
  • определяют основную и второстепенную информацию (П)

1

2

3

4

Задания для учащихся (по группам)

  1. Характеристика Павлуши
  2. Характеристика Феди
  3. Характеристика Илюши
  4. Характеристика Кости
  5. Характеристика Вани

Выслушивание мнения учеников. Ответы на вопросы учеников

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

Работа в группах:

  • составить характеристики мальчиков, опираясь на текст.
  • обсуждение характеристик

  • составляют план и последовательность действий (Р)
  • вносят коррективы и дополнения в составленные планы (Р)
  • учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения (К)
  • понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)
  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Возвращение к кластеру

Организация беседы по вопросам:

-     Что объединяет сборник  И.С.Тургенева «Записки охотника», в состав которого входит рассказ «Бежин луг»?

-     Какова основная идея рассказа «Бежин луг»??

- Каковы особенности композиции рассказа?

- Что тебе особенно понравилось в рассказе?

  • Обсуждение ответов на поставленные вопросы

  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)
  • полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)
  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
  • умеют делать выводы и кратко их формулировать (К)

Домашнее задание

Составить синквейн, характеризующий главных героев рассказа «Бежин луг»

Запись домашнего задания

Приложение 1

Прием «Составление кластера»

Кластеры (разделы, отделы) или составление мыслительных карт (mind-mapping)

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.



 

Список литературы

  1. Мир русской литературы http://www.literaturus.ru Literaturus.ru
  2. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – http://www.standart.edu.ru/
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и  науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
  6. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг".Представлена работа в группах, творческий персказ, создание иллю...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...

Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....