Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)

Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?”. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок в 8 классе.

Тема урока. Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Кластер, синквейн, чтение с остановками.

Форма урока. урок-исследование.

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Ход урока:

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи: - пробудить познавательный интерес у учащихся;

- способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

- создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

I ФАЗА УРОКА – ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи фазы:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся

-мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.

Слайд 1

На экране слово: “Гений”

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

- Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?

Слайд 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staryy_geniy.odt28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»   (с  использованием  технологии развития  критического  мышления)

“Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?”. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок в 8 классе.

Тема урока. Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Кластер, синквейн, чтение с остановками.

Форма урока. урок-исследование.

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Ход урока:

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи:   - пробудить познавательный интерес у учащихся;

- способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

- создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

I ФАЗА УРОКА –  ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи фазы:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся

-мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.        

Слайд 1

На экране слово: “Гений”

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

- Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?

Слайд 2

- Итак, мы выяснили значение слова. А теперь скажите, каким вы представляете гения? Как он, по вашему, выглядит? (составление кластера).

- Придумайте словосочетания с этим словом.

- У Николая Семёновича Лескова есть произведение, которое называется “Старый гений”. Как думаете, о чём должна идти речь в произведении с таким названием?

- Автор Лесков. Что нам даёт это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создавал и почему? Его отношение к человеку? Что было ему ненавистно?

- А почему гений именно старый?

- А теперь попробуйте написать свой вариант сюжета. (3 мин.)

Прослушивание сюжетов.

Слайд 3

- На экране ключевые слова из этого рассказа, попробуйте спрогнозировать его. (работа в тетрадях. 5 минут).

Маленькая старушка-помещица, великосветский франт, денежные затруднения, игра в кошку и мышку, страшная перспектива, могущественное родство, неприятность, идти жаловаться, тёмная личность, гениальные мысли, честно и благородно, тревожно осматривается, поезд отходит, праздник стал светел и весел.

II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

— помочь учащимся активно воспринимать материал

— помочь соотнести старые знания с новыми.        Слайд 4

— Хотите узнать, какой образ гения создает Н.С.Лесков?

Попробуйте увидеть гения таким, каким его увидел автор.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

ФРАГМЕНТ 1

— Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

— Как вы понимаете значение слова “вопиющее”?

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

Слайд 6

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”?

— Какие черты характера выделяет в ней автор?

— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Попробуйте спрогнозировать, как будут развиваться события?

ФРАГМЕНТ 2.

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Почему нельзя приструнить должника?

— О чём это говорит?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

— Что же будет дальше? Неужели старушка так и не добьётся справедливости? Аргументируйте свою версию.

ФРАГМЕНТ 3.

— Как вы поняли выражение “надо смазать”?

— Что вышло из затеи старушки “смазать”?

Слайд 7

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие).

— Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события?

ФРАГМЕНТ 4.

— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? (На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге).

— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

— Как стилистически окрашены эти слова?

— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”?

Слайд 8

— Что будет дальше?

ФРАГМЕНТ 5.

— Кто такой “Сербский сражатель”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги).

— Как он добился вручения бумажки должнику?

— Считаете ли вы гением человека, “уладившего столь трудное дело”?

— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем?

— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

Возвращаемся к значению слова.

— Какое из трёх значений из словаря Ожегова подходит?

— Иронизирует ли автор, называя его гением?

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

— Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

— Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Задачи фазы:

— помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

— помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

— Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?

— Продолжение работы с кластером. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа?

— Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

— Какой он, гений Лескова?

— Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы, на ваш взгляд?

— Какие нравственные проблемы поднимает Лесков?

— Как сформулируете тему урока?(“Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”).

— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

— Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?

— Составьте синквейн, который определил бы понятие

“гений” с художественной, лесковской точки зрения.

Домашнее задание: на выбор: — подготовить рассуждение на тему: “Кто виноват в страданиях героини”? (воспользоваться составленной в тетрадях таблицей).

  • Выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений Н.С. Лескова.».

ldquo;Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”....

Нравственные проблемы рассказа "Старый гений" Н.С.Лескова.

quot;Гений лет не имеет -он преодолевает все,что останавливает обыкновенные умы"....

"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.

Материал предназначается для детей  с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе....