Работа с текстом на спецкурсе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Ахкобекова Халимат Зафировна

Работа с текстом становится удовольствием, когда отвечает возрастным особенностям обучающихся. Рассказ Л.Улицкой "Капустное чудо" позволяет не только размышлять о взаимоотношенях героев рассказа, но и помогает по-настоящему эмоционально сопереживать. проникаться состраданием и сочувствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom._prognozirovanie._chtenie_s_ostanovkami.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы работы с книгой (текстом)

- О каком чтении идет речь в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает»?______________________________________________________


- Как вы понимаете выражение «пройтись пешком по Пушкину»?__________



- Есть древняя мудрость «Читай медленнее и успехи не заставят тебя ждать». Ученые разработали приемы правильной читательской деятельности, в рамках которой мы будем работать. Вспомним основные этапы работы с книгой.

Думаем над книгой до чтения. Антиципация.

1 этап-этап, предваряющий чтение. Использование внетекстовой информации (иллюстрации, вид, тип издания); внешних показателей содержания (название, эпиграф, предисловие). Обдумывание заголовка.

Думаем над книгой в процессе чтения.

2 этап – процесс чтения. Общение и мысленный диалог с автором.

Думаем над книгой после чтения.

3 этап – осмысливание прочитанного, обращаясь за помощью к книге, ставя вопросы. Творческое перечитывание.

Результат: полноценное прочтение.

- Сегодня мы рассмотрим различные виды заголовков. Почему заголовок называют «входной дверью» в текст?

- С чего начинается диалог с текстом?__________________________________

__________________________________________________________________

- Действительно, именно в заголовок автор произведения вкладывает важную информацию. Поэтому беседа с текстом не может не затронуть его названия. 
В детских произведениях часто сами заголовки сформулированы в форме вопроса и, таким образом, приглашают читателя к разговору.

- Ответьте на вопросы этих заголовков:

«Какая бывает роса на траве?»_________________________________________

«Чем пахнут ремесла?»______________________________________________

 «Почему ноябрь пегий?»____________________________________________

 «Какой зверь называется на букву «ю»?»_______________________________

- Как же «разложить» теперь текст по полочкам?________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Используя ключевые слова текста, сделайте предположения и проследите за развитием событий. Рассмотрим диалог с текстом  на примере стихотворения Новеллы Матвеевой  

Какой-то странный тихий звук 
Раздался в тишине.

- Что это за звук? __________________________________________________________________

Одной струной запела вдруг
Гитара на стене
.

- Ответ получен, но тут же возникает следующий вопрос: почему вдруг она запела? ___________________________________________________________

Стоит глубокий час ночной,
И я включаю свет.

- Начинает действовать рассказчик, вместе с которым мы удивились странному звуку: он хочет узнать, почему зазвучала струна.

Струна дрожит сама собой,
А музыканта нет.

- Наверное, музыкант успел спрятаться.

И только муха на стене
Блуждает наугад.

- Вот, значит, кто «играл» на гитаре! Но неужели, если муха дотронется до струны, гитара откликнется? Этого не может быть.

У мухи есть на лапках клей.

- Вот в чем дело! Муха прилипла и пыталась оторваться. Возникает очередное ожидание: теперь мы почти уверены, что догадались, но хорошо бы в этом убедиться.

Ну как ей не сыграть,
Когда иначе лапку ей
От струн не отодрать.

- Да, мы были правы.

   Так выстроился диалог с текстом у читателя, который не знал названия текста – «Муха-музыкант». Очевидно, что ход диалога во многом изменился бы, если бы текст начинался с названия. Поэтому «идеальный читатель» никогда не минует «входную дверь текста» – его заголовок.

- Что обещает нам заглавие стихотворения И. Пивоваровой «Тайна»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

«Тайна».

Я тебе

Открою тайну,

Никому

Не говори!

Если рано

Ты проснешься,

Если встанешь

До зари,

Если тихо

Выпьешь чаю,

Если выйдешь

Из дверей,

Если ты

Пойдешь направо.

А потом

Чуть-чуть левей.

Обогнешь

Большой колодец.

Обойдешь

Засохший пруд...

Там, у старой

Водокачки,

Под забором

Две собачки

Громко косточку

Грызут!

- Такое заглавие многое обещает, но обещания не сбылись. Заглавие нас обмануло. Такой тип отношений заглавия с текстом называется эффект обманутого ожидания.

- Рассмотрим заголовки произведений из учебника литературы для 7 класса и определим его разновидность.

Напомним виды заголовков и способы их формулирования.

Виды заголовков:

  1. заголовок-тема,
  2. заголовок - основная мысль,
  3. заголовок-символ,
  4. заголовок-жанр.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сделайте выводы о том, какую роль заголовок играет в тексте?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прогнозирование содержания.

Эпиграф. Роль эпиграфа в художественном и научном тексте. Эпиграф и главная мысль. Прямое и иносказательное выражение главной мысли в эпиграфе. Осмысление эпиграфа до и после чтения. Эпиграфы оценочные, эмоциональные, проблемные.  Источники поиска эпиграфов, отбор эпиграфа.

- Эпиграф  - это____________________________________________________

    Часто в качестве эпиграфа используют пословицы. Пословица представляет собой минимальный по величине художественный текст, выражающий только одну мысль. Тем не менее добыть мысль, заключенную в пословице, не так-то просто. Пословицы, как правило, содержат две мысли: конкретную, прямо вытекающую из текста, и общую, переносный смысл, требующий широкого обобщения. Это и есть главная мысль пословицы.

- Выполните задания на понимание пословиц.

1. Части пословиц перепутались, нужно собрать пословицы правильно:

Не кивай на соседа, торопись слушать.

По морю плавал, да бережок крут.

На то и голова, чтоб карась не дремал.

Не торопись отвечать, а гляди на себя.

Где слова привета, там не без щепок.

Рыбка хороша, а воды не видел.

На то и щука в море, чтобы в ней ум был.

Где дрова рубят, там улыбка для ответа.

2. Соедините пословицы в пары так, чтобы в каждой паре была английская и русская пословицы с одинаковой мыслью.

Кто никогда не взбирался на гору, тот никогда не падал (англ.).

Худые вести не лежат на месте (рус.).

Счастье сопутствует смелым (англ.).

Что заслужил, то и получай (рус.).

Не ошибается тот, кто ничего не делает (рус.).

Не споешь, так и ужин не получишь (англ.).

Плохие новости распространяются быстро (англ.).

За смелым удача бежит (русская).

3. Разделите пословицы на группы так, чтобы в первой группе были пословицы, имеющие скрытую мысль, а во второй – не имеющие скрытой мысли.

Век живи, век учись. Свинья скажет борову, а боров – всему городу. Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое. Коса – девичья краса. Молчание – знак согласия. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься, люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнешь.

4. Прочитайте пословицы, в которых есть сравнения, и объясните эти сравнения:

Смотрит, как волк на теля.

Глядит, словно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Глядит, как змея из-за пазухи.

Косится, как среда на пятницу.

Попробуйте посмотреть одним из таких взглядов.

5. Выразите своими словами мысли, скрытые в пословицах разных народов.

И на солнце есть пятна (русская).______________________________________

 И в хорошем огороде гнилые тыквы находят (осетин.).___________________

 И на хорошем дереве бывают плохие сучья (мордов.).____________________

Сапожник всегда без сапог (русская).__________________________________

В доме плотника нет скамейки (китайск.).______________________________

Гадалка своей судьбы не знает (осетин.).____________________________

 Торгующий овощами ест ботву (китайск.).____________________________

6. Определите, все ли пословицы на заданную тему:

Про лентяя:

1Люди пашут, а он руками машет.
2. На чужой каравай рта не разевай.
3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.
4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
5. Как волка ни корми, все в лес глядит.

  1.  Про учение:

1. Корень учения горек, да плод сладок.
2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.
3. Человек неученый, что топор неточеный.
4. Не зная броду, не суйся в воду.
5. По платью встречают, по уму провожают.

7. Объясните переносный смысл пословиц:

Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопонимания

Шила в мешке не утаишь — __________________________________________

 Что посеешь, тои пожнешь — ________________________________________
Лес рубят — щепки летят —__________________________________________

Живут как кошка с собакой —________________________________________
Из пушки по воробьям не стреляют —_________________________________

8. О ком так говорят?

1. У него куры денег не клюют.

  1. Профессионал.
  2. Ленивый человек.
  3. Богатый человек.

2. Когда рак свистнет. Что-то произойдет...

  1. Очень скоро.
  2. Когда босс прикажет.
  3. Никогда.

3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

  1. Нелогичное рассуждение.
  2. Мир поразительно многообразен.
  3. У дяди в огороде много бузины.

- Подберите эпиграф – пословицу к следующим произведениям:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»_____________________________



«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина__________________________________

- Объясните, как заглавие произведения связано с эпиграфом в повести А.С.Пушкина «Станционный  смотритель». Что является источником эпиграфа в данном произведении? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сделайте выводы. Какую роль играет эпиграф в тексте? Каковы источники эпиграфов?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтение с остановками. Прогнозируем события. Задаем вопросы.

Людмила Улицкая (род в 1943 году)

«Капустное чудо» (из сборника рассказов «Детство – 49).

Л. Улицкая - известная современная писательница. На Западе её сравнивают с Чеховым не случайно. Ее произведения характеризуются  лаконизмом, ёмкостью, сжатостью, концентричностью мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей.

Л. Улицкая активно печатается в центральных журналах. Является лауреатом двух престижных премий: премии Медичи (за роман «Сонечка»), премии Букера (роман «Казус Кукоцкого»). Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.

Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом.

- Обратимся к заглавию рассказа. Что значит капустное чудо? О чем пойдет речь в рассказе?____________________________________________________



- Подберите синонимы к слову чудо - _________________________________

- Нам предстоит читать текст с остановками и по ходу чтения записывать вопросы к прочитанной части текста и прогнозирование следующих событий.

Прием «Чтение с остановками».

Остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

«Капустное чудо»

Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро, и в этой хмурости радовали глаз только тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника.

Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок – для капусты.

– Возьмите, сколько унесете, – велела она им, – и морквы с килограмм.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами – легко и без принуждения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе – ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала: привезли, мол, на мою голову...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.

Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезневку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:

– Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.

А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней. Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол: Ипатьева брала работу – если повезет, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.

– Большая, а носа вытереть не можешь, – проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Ее замерзшие пальцы не расчувствовали десятирублевки и скатали поудобней в трубочку желтого японца. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами – ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.

– Надо было валенки надеть, – сказала Дуся.

– На валенках кошка спит, – отозвалась Ольга. И они замолчали, наговорившись.

Минут через сорок пришел грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наконец сгрузили. Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли. Временами шел не то дождь, не то снег. Платки их промокли, но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную. Стоявшая у прилавка тетка начала шуметь:

– Чего закрываешь, когда только открыли? Но продавщица цыкнула на нее:

– Обед! – И ушла.

Прошел еще час. Свет стал убывать. Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег. Он покрывал сутулые спины людей, и спины домов, и кучу бело-голубой, твердой даже на вид капусты. От белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вернулась продавщица. Отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее – вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.

– Тетенька! Я деньги потеряла! – закричала она. – По дороге потеряла! Я не нарочно!

Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:

– Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

– Дырка у меня! Я не нарочно! – ревела она. Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.

– Иди, поищи, может, на дороге найдешь, – посоветовала темнолицая женщина из очереди.

– Как же, найдешь, – фыркнул одноглазый старик.

– Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! – сказал кто-то третий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому причитала:

– Горе ты мое! Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!

Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:

– Куда пойдем...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала... Украли? Или отняли? Или еще чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу: деревенская робость перед машинами все еще оставалась в Дусе. Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки. Девочки стояли. Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз – высоко вздыбившаяся над бортом капуста. Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Они крякнули, стукнувшись о дорогу. Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Они посмотрели друг на дружку – два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок – был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

– Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала... Пропали, пропали девчоночки мои... Цыгане свели или кто...

– Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! – утешала ее Кротова.

– Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые... Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? – убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Составьте синквейн по заглавию рассказа.

Прием «синквейн»

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными, причастиями)
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа спецкурса "Работа с текстом"

Программа факультативного курса «Работа с текстом» предназначена учителям русского языка и литературы , работающим в старших классах общеобразовательных школ , гимназий, лицеев и на подготовител...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...