М.Ю.Лермонтов. Бородино
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" для учащихся 5 класса национальной школы. Цели урока: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России; показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины; познакомить учащихся с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», его художественным своеобразием; связать исторические события с их отражением в художественном произведении; воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отечественная война 1812 года | 50.5 КБ |
презентация | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России.
Показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины.
Познакомить учащихся с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», его художественным своеобразием.
Связать исторические события с их отражением в художественном произведении.
Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
Оборудование:
- Портрет поэта.
- Учебник.
3. Компьютер, интерактивная доска, программы Smart Notebook File, Microsoft Office Word 2003.
Основные даты: (написаны на доске)
12 июня 1812 года – начало Отечественной войны;
26 август 1812 года – Бородинское сражение;
25 декабря 1812 года – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Изучение нового материала.
- Слово учителя.
В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и в 1804 году стал императором. К 1812 году все европейские страны, кроме Англии, были завоеваны Францией. Цель Наполеона – завоевать Россию. (портрет Наполеона) В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия. (обращается внимание на первую дату) Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.
Словарная работа (слайд ___) Отечество – Родина
Отечественная война – война за освобождение своей Родины от захватчиков.
Французская армия превышала и по количеству солдат, и по качеству вооружения. Хотя русские солдаты отличались стойкостью, доблестью, сперва им пришлось отступать. Вначале августа царь Александр 1 назначает Главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет Кутузова) Он отдает приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа (обращается внимание на вторую дату) на Бородинском поле сошлись две армии.
Это сражение и легло в основу произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
- Запись в тетрадях темы урока, двух дат: начало Отечественной войны, Бородинское сражение; фамилий двух генералов
- Словарная работа: (слайды______)
Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
Мусью – ироническое обращение к французу (от месье).
Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массовогопоражения живых целей на близком расстоянии.
Лафет – станок (опора) артиллерийского орудия.
Бивак – привал, расположение войск вне населенного пункта.
Кивер – высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком
Хват – бойкий, полный молодечества человек.
Драгун – военнослужащий кавалерийский (конных) частей.
Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).
Басурманы – враги.
- Выразительное чтение произведения учителем.
Анализ произведения.
- Беседа по вопросам:
- Почему произведение начинается со знаков препинания? О чем это говорит?
(Стихотворение построено в форме разговора молодого и старого солдата. Первая строфа – вопрос молодого солдата. Дальше до конца стихотворения - монолог старого бойца).
- (слайд ___ ) Кто такой дядя? В каком он был возрасте во время битвы? А теперь, во время своего рассказа?
(Во время войны был молодым. В царской армии служили 25 лет, поэтому ему теперь под 50)
- Был ли он храбрым? (подтверждается текстом)
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
- В повествовании старого солдата лишь 3 раза встречается местоимение Я Прилег вздремнуть я у лафета
(слайд____) и 20 раз местоимение МЫ. Как вы думаете, почему?
(Он скромен. Победа в войне не только заслуга одного солдата.)
Учитель: Поэтому солдат и не называет ни чьих имен.
- Каким словом называет рассказчик своих товарищей? (Богатыри)
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
- Как показывает поэт французский и русский лагерь в ночь накануне Бородинского боя?
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Словарная работа: ликовать – радоваться.
Учитель: Французы ликуют. Они уверены, что, как и раньше, успех будет сопутствовать Наполеону. Ведь до войны с Россией Франция захватила все европейские страны, кроме Англии.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
(Русские сосредоточены, по-деловому готовятся к предстоящему сражению, серьезны.)
- С теплотой вспоминает солдат одного из участников войны. (слайд ____)
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
- Как вы понимаете слова «рождён был хватом»?
(Это человек ловкий, умный, удалой.)
Учитель: Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
- Прочитайте строфы, где описывается сам бой.
(Строфы ____________) (слайд _____)
- Какие средства художественной выразительности дают нам ясное представление картины боя?
Эпитеты: схватки боевые, большое поле, леса синие верхушки, поле грозной сечи, русский бой удалый, рукопашный бой, протяжный вой.
Сравнения: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!», французы двинулись, как тучи; земля тряслась – как наши груди; носились знамена, как тени.
- Какие строки говорят нам о храбрости русских воинов?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
- Какими мы видим русских и французских солдат после сражения?
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
(слайд____) Зачитывается 1 строфа.
- Какой вопрос волнует молодого солдата?
(Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва.)
Учитель: Наполеон в Бородине впервые не выиграл битву. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. Кутузов подчеркнул, что оставление Москвы сохранит армию, с потерей же армии погибнут и Москва, и Россия.
(слайд ____) Но недолго пришлось побывать Наполеону в Москве. В разоренном городе французы были недолго. Французская армия отступила, но и во время отступления были бои. 14 декабря 1812 года считается днем окончания Отечественной войны.
(запись на доске) 25 декабря 1812 года – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Закрепление.
- О чем это стихотворение. Определим тему. (Запись в тетрадях)
- Идея. (Запись в тетрадях)
Обобщение.
Учитель: В произведении описываются события 1812 года, но стихотворение читается с большим интересом. Посмотрите, что значит произведение искусства. Оно не только рассказывает нам о событии, но и делает нас участникам, заставляет переживать изображаемое.
Объяснение домашнего задания.
Учитель: Условно стихотворение можно поделить на три части: отступление (___ строф), подготовка к бою ( ___ строфы), Бородинское сражение (____ строф).
1.Выберите один из отрывков наизусть.
2. Составьте цитатный план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Бородино".
Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....
М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения
Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Михаил Лермонтов "Бородино"
Презентация....
Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.
Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.
Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....
разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"
Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....