М.Ю.Лермонтов. Бородино
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Мингазова Галия Мухаметсалиховна

Разработка урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" для учащихся 5 класса национальной школы. Цели урока: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России; показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины; познакомить учащихся с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», его художественным своеобразием; связать исторические события с их отражением в художественном произведении; воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Отечественная война 1812 года50.5 КБ
Binary Data презентация2.71 МБ

Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России.

Показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины.

Познакомить учащихся с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», его художественным своеобразием.

Связать исторические события с их отражением в художественном произведении.

Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

Оборудование:

  1. Портрет поэта.
  2. Учебник.

            3. Компьютер, интерактивная доска, программы Smart Notebook File, Microsoft Office Word 2003.

Основные даты:             (написаны на доске)

        12 июня 1812 года – начало Отечественной войны;

        26 август 1812 года – Бородинское сражение;

        25 декабря 1812 года – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя.

В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и в 1804 году стал императором. К 1812 году все европейские страны, кроме Англии, были завоеваны Францией. Цель Наполеона – завоевать Россию. (портрет Наполеона) В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия. (обращается  внимание на первую дату) Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

Словарная работа       (слайд ___)  Отечество – Родина

                                                              Отечественная война – война за освобождение своей Родины от       захватчиков.

        Французская армия превышала и по количеству солдат, и по качеству вооружения. Хотя русские солдаты отличались стойкостью, доблестью, сперва им пришлось отступать. Вначале августа царь Александр 1 назначает Главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет Кутузова) Он отдает приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа (обращается  внимание на вторую дату) на Бородинском поле сошлись две армии.

        Это сражение и легло в основу произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

  1. Запись в тетрадях темы урока, двух дат: начало Отечественной войны, Бородинское сражение; фамилий двух генералов

  1. Словарная работа: (слайды______)

Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.

Мусью – ироническое обращение к французу (от месье).

Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массовогопоражения живых целей на близком расстоянии.

Лафет – станок (опора) артиллерийского орудия.

Бивак – привал, расположение войск вне населенного пункта.

Кивер – высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Хват – бойкий, полный молодечества человек.

Драгун – военнослужащий кавалерийский (конных) частей.

Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).

Басурманы – враги.

  1. Выразительное чтение произведения учителем.

Анализ произведения.

  1. Беседа по  вопросам:

- Почему произведение начинается со знаков препинания? О чем это говорит?

(Стихотворение построено в форме разговора молодого и старого солдата.  Первая строфа – вопрос молодого солдата. Дальше до конца стихотворения -  монолог старого бойца).

- (слайд ___ ) Кто такой дядя? В каком он был возрасте во время битвы? А теперь, во время своего рассказа?

(Во время войны был молодым. В царской армии служили 25 лет, поэтому ему теперь под 50)

- Был ли он храбрым? (подтверждается текстом)

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

- В повествовании старого солдата лишь 3 раза встречается местоимение Я      Прилег  вздремнуть я у лафета

 (слайд____) и 20 раз местоимение МЫ. Как вы думаете, почему?

(Он скромен. Победа в войне не только заслуга одного солдата.)

Учитель: Поэтому солдат и не называет ни чьих имен.

- Каким словом называет рассказчик своих товарищей? (Богатыри)

 Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

- Как показывает поэт французский и русский лагерь в ночь накануне Бородинского боя?

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Словарная работа: ликовать – радоваться.

Учитель: Французы ликуют. Они уверены, что, как и раньше, успех будет сопутствовать Наполеону. Ведь до войны с Россией Франция захватила все европейские страны, кроме Англии.

        

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

(Русские сосредоточены, по-деловому готовятся к предстоящему сражению, серьезны.)

- С теплотой вспоминает солдат одного из участников войны. (слайд ____)

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

- Как вы понимаете слова «рождён был хватом»?

(Это человек ловкий, умный, удалой.)

Учитель: Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

- Прочитайте строфы, где описывается сам бой.

(Строфы ____________) (слайд _____)

- Какие средства художественной выразительности   дают нам ясное представление картины боя?

Эпитеты:  схватки боевые, большое поле, леса синие верхушки, поле грозной сечи, русский бой удалый, рукопашный бой, протяжный вой.

Сравнения: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!», французы двинулись, как тучи; земля тряслась – как наши груди; носились знамена, как тени.

- Какие строки говорят нам о храбрости русских воинов?

 

 Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

- Какими мы видим русских и французских солдат после сражения?

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили басурманы.

(слайд____) Зачитывается 1 строфа.

- Какой вопрос волнует молодого солдата?

(Его волнуют события Бородинского  сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва.)

Учитель: Наполеон в Бородине впервые не выиграл битву. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. Кутузов подчеркнул, что оставление Москвы сохранит армию, с потерей же армии погибнут и Москва, и Россия.

        (слайд ____) Но недолго пришлось побывать Наполеону в Москве. В разоренном городе французы были недолго. Французская армия отступила, но и во время отступления были бои. 14 декабря 1812 года считается днем окончания Отечественной войны.

(запись на доске) 25 декабря 1812 года – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Закрепление.

  1. О чем это стихотворение. Определим тему. (Запись в тетрадях)
  2. Идея. (Запись в тетрадях)

Обобщение.

 Учитель:  В произведении описываются события 1812 года, но стихотворение читается с большим интересом. Посмотрите, что значит произведение искусства. Оно не только рассказывает нам о событии, но и делает нас участникам, заставляет переживать изображаемое.

 

Объяснение домашнего задания.

Учитель: Условно стихотворение можно поделить на три части: отступление (___ строф), подготовка к бою ( ___ строфы), Бородинское сражение (____ строф).

1.Выберите один из отрывков наизусть.

2. Составьте цитатный план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.

Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.

Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство  с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....

разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"

Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....