папка-памятка
методическая разработка по литературе по теме

Боздунова Анна Михайловна

Папка-памятка у урокам развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

План характеристики героя:

1.Положение в обществе.

2.Отношение окружающих к герою.

3.Черты, характеризующие героя.

4.Как раскрываются его черты в поступках

   и поведении, в отношениях с людьми?

5.В каких случаях герой проявил себя

     с положительной стороны?

6. Отношение автора  к герою

Отзыв на сообщения учащихся:

1.Последовательность, логичность изложения.

2.Насыщенность сообщения фактами.

3.Качество речи (богатство речи, выразительность и свобода высказываний)

Анализ лирического произведения

 План анализа

-дата написания.

-творческая история

-тема и идея

-композиция и внутренний сюжет (если есть)

-лирический герой и система образов

-основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса

-жанр

-эмоциональная окраска

-Особенности ритма, размера, рифмы

-Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

-Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.

Рекомендации для пересказа:

  1. Внимательно прочесть. Понять , осмыслить.
  2. Мысленно разделить на небольшие, но законченные части
  3. Озаглавьте каждую часть (найдите ключевые слова,

фразу, выражающую главную мысль этой части)

Анализ монолога

  1. Чем вызван данный монолог?
  2. Какие темы затронуты в нем?
  3. Какие взгляды, убеждения героя выделяются в этом монологе?
  4. Какое психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?
  5. С какой целью введен драматургом этот монолог?

  1. Характеристика - описание живого лица и характера, т.е особенности человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.

План характеристики героя

  1. 1.Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы
  2. 2.Общие сведения о персонаже
  3.  3.приведение доказательств и иллюстраций
  4. 4.вывод и переход к следующей мысли
  5. 5.доказательство, обобщение и новая мысль
  6. 6.итоговое обобщение

                Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении? )
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

Составление характеристики героев        

 Для каждого героя составляется таблица следующего вида:

герой

характеристика

Информация в тексте романа

Внешность

Происхождение

Воспитание

Черты характера, образование

Общественно-политические взгляды

Отношения с окружающими

Речь, лексика

План рассказа о герое.

1.Расскажи о понравившемся герое  (Мне очень понравился…

Мне запомнилось…Мне показалось интересным….Я восхищаюсь)

2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3.Вспомни, в каких поступках, мыслях действиях лучше всего раскрывается его характер.

4.Перечисли основные черты характера, подтверждая их выдержками из текста.

5.Расскажи о взаимодействии с другими персонажами произведениями.

6.Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось бы (или не хотелось бы) походить на этого героя.

7.Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер героя.

Рекомендации для пересказа:

  1. Внимательно прочесть. Понять , осмыслить.
  2. Мысленно разделить на небольшие, но законченные части
  3. Озаглавьте каждую часть (найдите ключевые слова,

фразу, выражающую главную мысль этой части)

       

         Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении? )
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

         Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении? )
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

         Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении? )
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

Примерный план отзыва о прочитанной книге

1.Автор, название, жанр  книги.

2.Время и место действия книги. О чем она? Пересказать кратко содержание.

3.Основные персонажи книги.

4.Какая проблема поставлена автором в книге?

5.Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?

6.Какие персонажи книги показались особенно интересными?

7. Кто из героев понравился больше? Почему?

8.Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?

         Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении? )
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

    Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении? )
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

 Анализ стихотворения

  1. Когда и где было написано?
  2.  Что это было за время для поэта? (Кратко из биографии).
  3. Тема( Что описывает автор в стихотворении?
  4. Сюжет  (Какая картина стоит перед вами после прочтения?)
  5. Какие выразительные средства в стихотворении?
  6. Что поэт помогает нам увидеть? Что доносит до нас?

Примерный план отзыва о прочитанной книге

1.Автор, название, жанр  книги.

2.Время и место действия книги. О чем она? Пересказать кратко содержание.

3.Основные персонажи книги.

4.Какая проблема поставлена автором в книге?

5.Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?

6.Какие персонажи книги показались особенно интересными?

7. Кто из героев понравился больше? Почему?

8.Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?

Примерный план отзыва о прочитанной книге

1.Автор, название, жанр  книги.

2.Время и место действия книги. О чем она? Пересказать кратко содержание.

3.Основные персонажи книги.

4.Какая проблема поставлена автором в книге?

5.Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?

6.Какие персонажи книги показались особенно интересными?

7. Кто из героев понравился больше? Почему?

8.Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?

Примерный план отзыва о прочитанной книге

1.Автор, название, жанр  книги.

2.Время и место действия книги. О чем она? Пересказать кратко содержание.

3.Основные персонажи книги.

4.Какая проблема поставлена автором в книге?

5.Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?

6.Какие персонажи книги показались особенно интересными?

7. Кто из героев понравился больше? Почему?

8.Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?

Примерный план отзыва о прочитанной книге

1.Автор, название, жанр  книги.

2.Время и место действия книги. О чем она? Пересказать кратко содержание.

3.Основные персонажи книги.

4.Какая проблема поставлена автором в книге?

5.Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?

6.Какие персонажи книги показались особенно интересными?

7. Кто из героев понравился больше? Почему?

8.Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?

Примерный план отзыва о прочитанной книге

1.Автор, название, жанр  книги.

2.Время и место действия книги. О чем она? Пересказать кратко содержание.

3.Основные персонажи книги.

4.Какая проблема поставлена автором в книге?

5.Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?

6.Какие персонажи книги показались особенно интересными?

7. Кто из героев понравился больше? Почему?

8.Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?

Строение произведения

Композиция- построение художественного произведения.

Конфликт- противоречия между характером и обстоятельством.

Сюжет- ход событий в последовательности, в которой изображает их автор.

Фабула- цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности.

Основные элементы сюжета

Экспозиция- изображение обстановки действия и положение действующих лиц до начала самого действия-завязки и развития конфликта

Завязка- событие-, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения.

Развитие действия- ход событий, где разворачивается конфликт.

Кульминация- момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

Развязка-заключительная часть, разрешения конфликта

Лирические отступления- фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с основной линией произведения. Лирическое отступление- авторская позиция.

Пролог- вступление, вводная часть перед началом действия.

Эпиграф- короткий текст, который автор помещает перед текстом и выражает тему, идею, настроение произведение.

Эпилог- заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, о событиях, их жизни, происшедших после завершения сюжетного действия.

теория литературы.

  1.             Аллегория- вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенном в конкретном образе.
  2.              Басня – эпический жанр, в котором худ. образность основывается на приеме аллегории, иносказания.
  3.             Иносказание - худ.прием, скрытое изображение предметов, явлений, людей.
  4.             Эзопов язык  ( по имени древнегреческого баснописца Эзопа)- система намеков и иносказаний, дающая возможность обойти цензуру и высказать запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.
  5. Драма - предназначена для исполнения на сцене.
  6. Её содержание- диалог и монолог
  7. Речь сопровождается ремарками (авторские указания о обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике, жестов)
  8. Сатира (от лат. –смесь, мешанина)- вид комического, резкое осуждение человеческих пороков.
  9.                Сравнение- обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно».

Эпитеты-

Былины - это русский поэтический эпос. Величественные образы

 богатырей – защитников родины поднимали дух воинов,

поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа,

 служили примером, а иногда и укором. Вспомним Лермонтовское:                      

                           Да, были люди в наше время,

                          Не то, что нынешнее племя:

                          Богатыри – не вы!

Богатыри олицетворяли важнейшие черты, интересы, идеалы народа.

Само название говорит о том, что былины воспринимались народом

 как быль, как правдивое повествование о событиях, происходящих

когда-то в старину.

                                  Рассуждение с доказательством от  обратного.

                     Тезис - то, что утверждается (Н., Орфография - наука о правильном написании

                                                                                     слов.)                                                                          

        Прямые         а) Какую роль  играет правильное написание слов?

                                 Обратные        б) Так ли  важно уметь читать и   правильно писать?

                                                                В) Одинаково важно и то, и другое.

                                                        Доказательство можно начинать со слов: Допустим, что…;

                                                         Предположим обратное…; Если бы…;  Представим, что…;  и др.

 Например:    Орфография – наука о правописании слов. Мы знаем, что правописание –

                         общепринятые правила письма.  Я считаю, что надо знать орфографические правила.  

                   Допустим, что это не так, что важнее  просто уметь писать грамотно.

                  Но как этому научиться?   Говорят, что если много читать, то и писать будешь грамотно.

                Я читаю много, но пишу с ошибками.  Что толку в моей любви к чтению?

                 Знаний-то настоящих в написании слов нет.  Значит,  важно не просто много

                 читать, а уметь читать:  видеть новые слова, обращать внимание на сложное

                 написание слов и постановку знаков препинания.   Только тогда можно

                 научиться  писать без ошибок. А как же правила, которые мы изучаем? Они

             также важны.  Потому что правила помогают нам в опознании той или иной

               орфограммы и в выборе правильного написания.

            Мое мнение: важно  много читать и грамотно писать.

СОБИРАНИЕ  и  СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  МАТЕРИАЛА

                                                         К СОЧИНЕНИЮ.

Одна из наиболее трудных частей работы над сочинением – собирание и систематизация материала.

       Если ты готовишься писать сочинение о виданном, пережитом, то отбери те факты, которые позволят тебе высказать определенное суждение, выразить чувства, настроение. При этом большое значение имеют разнообразные детали внешнего и внутреннего мира.

       Наблюдательность, острота, свежесть восприятия – качества, которые надо в себе развивать.

       Пристальное внимание к окружающему, наблюдения, выявляющие наиболее  характерные приметы, признаки, качества разнообразных предметов и явлений – вот источник, откуда ты почерпнешь материал для своих сочинений.

      «КАЖДОМУ ПИСАТЕЛЮ, А ОСОБЕННО НАЧИНАЮЩЕМУ, Я ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ», - говорил А.С.Макаренко.

      Попробуй и ты завести такую книжку.

План описания памятника.

1.Точное название памятника.

2.Где и когда сооружен.

3Автор , некоторые сведения о нем. История создания памятника.

4.Общий вид.

5.Детали, их роль в замысле.

6.Мысли и чувства, которые автор хотел вызвать у зрителя.

7. Впечатление, которое вызывает памятник  у вас. Чем он нам близок и дорог?

Лексическая работа.

Памятник- это скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события).

Памятники – это дань уважения историческим событиям и деятелям, стремление увековечить их в бронзе или камне.

Постамент- основание памятника, статуи.

Пьедестал-подножие статуи.

Барельеф- изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Горельеф- изображение на плоскости, в котором фигуры значительно выступают, приближаясь к скульптурным.

Достопримечательность -заслуживающее особого внимания место или предмет.

Монумент- архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком –то историческом лице, событии.

Стела- вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением.

Мемориал- архитектурное сооружение, комплекс.

Памятники на Южном Урале: «Сказ об Урале» (скульптор В.Зайцев),  «Добровольцам-танкистам» (скульптор Головницкий), «Орлёнок» (скульптор Головницкий, 1957г),скульптурная композиция «Память» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка-памятка аттестующемуся в 2012 - 2013 учебном году

материал для аттестации учителя...