Поэтический вечер для старшеклассников "Любовь – это сердце всего"
методическая разработка по литературе по теме

Соболькова Наталья Владимировна

 Цели проведения: содействие  духовно-нравственному  воспитанию школьников;   привлечь внимание учащихся к тем вечным ценностям, которые нашли свое воплощение в лучших произведениях мировой литературы.

Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
 

 Задачи:

  • познакомить с фактами из жизни А.С.Пушкина,
  • выявить своеобразие любовной лирики Пушкина,
  • познакомить с фактами из жизни В.В.Маяковского,
  • выявить своеобразие стихов В.В.Маяковского, в которых интимная тема сливается темой Родины и революции,
  • подчеркнуть нежность и мягкость, незащищённость и доброту “поэтинного” сердца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskiy_vecher_dlya_starsheklassnikov.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтический вечер для старшеклассников "Любовь – это сердце всего"

МКОУ «Могильно-Посельская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Соболькова Наталья Владимировна

 Цели проведения: содействие  духовно-нравственному  воспитанию школьников;   привлечь внимание учащихся к тем вечным ценностям, которые нашли свое воплощение в лучших произведениях мировой литературы.

Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.

 Задачи: 

  1. познакомить с фактами из жизни А.С.Пушкина,
  2. выявить своеобразие любовной лирики Пушкина,
  3. познакомить с фактами из жизни В.В.Маяковского,
  4. выявить своеобразие стихов В.В.Маяковского, в которых интимная тема сливается темой Родины и революции,
  5. подчеркнуть нежность и мягкость, незащищённость и доброту “поэтинного” сердца.

Оборудование: 

  1. портреты  А.Пушкина,Е.Воронцовой,Марии Раевской, Анны Керн, Н.Н.Гончаровой, В.Маяковского, М. Денисовой, Л.Брик, Т.Яковлевой,
  2. музыкальное сопровождение.

 
Форма: литературная гостиная.

 Возраст: учащиеся 9-11  классов

 

Место проведения
: актовый  

Этапы подготовки и проведения:

а) Подготовительный этап:

- отбор участников для подготовки и проведения;

- сбор участников и постановка перед ними задач;

- распределение ролей;

-назначение ответственного за аппаратуру и музыкальное сопровождение;

-назначение ответственного за оформление мероприятия;

- индивидуальная работа с участниками;

- репетиции (по плану);

- подготовка аудитории (объявления, работа с классными руководителями);

- генеральная репетиция;

б) Проведение мероприятия:

 - основная часть;
- заключительная часть – представление участников, благодарственное слово всем присутствующим;



  Сценарий литературно-музыкальной композиции

1 чтец:

Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
       было
           слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

2 чтец:
Все начинается с любви:
и озаренье,
       и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка --
все начинается с любви.
3 чтец:
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
       даже ненависть --
родная
и вечная
сестра любви.
4 чтец:
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
       тоска
            и подвиг --
все начинается с любви...
5 чтец:
Весна шепнет тебе:
                            "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

1 ведущий:  Этими замечательными строками поэта Р.Рождественского мы начинаем поэтический вечер «Любовь – это сердце всего…» Прав был великий Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретится поэта,

Дерзнувшего приняться за перо,

Не обмакнув его сперва в прекрасных

Слезах любви…

2 ведущий: Наш вечер состоит из двух актов. В первом мы расскажем о любви поэта, которого мы называем «солнцем русской поэзии», - А.С.Пушкина. Второй посвящён любви гениального поэта 20 века В.В.Маяковского.

1 ведущий:  В.Г.Белинский справедливо утверждал, что во всяком чувстве А.С.Пушкина «всегда есть что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоухающее и грациозное.» Вот почему, читая творения великого поэта, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

2 ведущий: Пушкин привлекает удивительным умением слышать любое движение человеческого сердца, передавать в стихах все оттенки чувств, поклоняться красоте, воплощением которой для него была Женщина.

1 ведущий:  В жизни Пушкина было немало увлечений: и мимолётных, и более глубоких, и таких, которые буквально «переворачивали» его жизнь. Встреча с графиней Елизаветой Воронцовой оставила глубокий след в душе поэта и подарила миру прекрасные строки.

Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. На фоне музыки идёт чтение фрагмента стихотворения, посвящённого Е.Воронцовой.

1 чтец:

 Но я любим... Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!

Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

2 ведущий: Поэт любит, он любим. Но приходит разлука. По приказу царя Пушкина высылают в Михайловское под надзор местных властей. С грустью вспоминает поэт прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание. Рождается удивительное стихотворение, в котором поэт обращается к свидетелю пережитого чувства, перстню-талисману.

2 чтец: 

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

1 ведущий:  По просьбе Воронцовой Пушкин уничтожил все её письма, от них остались только пепел и чудесные горькие стихи.

3 чтец:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.

2 ведущий:  Шло время, поэзия возвратила Пушкина к жизни. Гимном к высокому и светлому чувству  любви стало стихотворение «Я помню чудное мгновенье..», посвящённое А.П.Керн. В нём чувства  без остатка растворены в словах, а слова как бы сами «просятся», ложатся на музыку. Как пленительны строки стихотворения, в котором мы словно уже слышим романс Глинки.

Звучит романс на музыку Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

1 ведущий:  глубиной мысли и чувства волнует стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», посвящённое Марии Раевской. Все слова, все выражения просты, но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы ни зависит – виновато сердце. И поэт искренне и взволнованно говорит об этой способности сердца.

4 чтец:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
       Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
       Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
       Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
       Что не любить оно не может.

2 ведущий: Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется стихотворение «Я вас любил…» Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова, но только в пушкинских строках они стали величайшей и трепетной поэзией.

5 чтец:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

1 ведущий:  Осталось тайной, кому посвящены эти строки. Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн…Благодаря им мы сегодня с трепетом можем произносить стихи поэта. Но единственной настоящей любовью Пушкина была Наталья Николаевна Гончарова. Она стала опорой поэту в его трудной судьбе, в его великом подвиге, в его «служении России», как он однажды выразился. Вот почему мысли поэта о том, что совершенная красота есть выражение совершенной духовной сущности, нашли отражение в прелестной пушкинском сонете.

Звучит пьеса Ф.Листа «Грёзы любви». На фоне музыки звучит стихотворение.

1 чтец:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

2 часть

1 ведущий:  В.В.Маяковский –великий поэт 20 столетия. Поэт-агитатор, «горлан-главарь» - таким воспринимали его миллионы людей. Но за грозной внешностью поэта-трибуна скрывалось нежное, легко ранимое сердце, жаждущее отзывчивости, любви, готовое всё отдать «за одно только слово ласковое, человечье». Всю жизнь ему было суждено искать любовь, страдать из-за неё, найти, наконец, и потерять.

2 ведущий:  В 1914 году во время посещения Одессы Маяковский с первого взгляда влюбился в Марию Александровну Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город читал друзьям первые строки «Облако в штанах».

1 ведущий:  Переживая тяжёлое потрясение, поэт находит невероятные слова для описания душевного состояния. Так и хочется помочь ему, согреть его одинокую человеческую душу.

2 чтец:

 

Вы думаете, это бредит малярия?
   
Это было,
было в Одессе.

«Приду в четыре»,— сказала Мария.

Восемь.
Девять.
Десять.

Вот и вёчер
в полную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая  громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!

Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?

2 ведущий: Поэма «Облако в штанах» - крик боли, крик протеста против жестокого мира, разрушающего любовь своими правилами. Великое чувство, от которого «разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее», даёт В.Маяковскому лишь горечь и муку.

1 ведущий:  В 1916 году в жизни Маяковского появляется женщина, подарившая поэту любовь, но не в меньшей мере и страдания. Её имя Лиля Брик. О взаимоотношениях с ней написаны стихотворение «Лиличка!» и поэма «Люблю». Размышляя о сущности любви, поэт создаёт такие исповедальные строки:

3 чтец: 

Пришла -

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть -

как девочка мячиком.

И каждая -

чудо будто видится -

где дама вкопалась,

а где девица.

"Такого любить?

Да этакий ринется!

Должно, укротительница.

Должно, из зверинца!"

А я ликую.

Нет его -

ига!

От радости себя не помня,

скакал,

индейцем свадебным прыгал,

так было весело,

было легко мне.

Звучит один из «Экспромтов» Шопена.

2 ведущий: Поэт счастлив и хочет, чтобы весь мир радовался вместе с ним. Но вскоре  в отношения между Брик и Маяковским вкрадывается дисгармония, под воздействием которой появляется поэма «Про это». Поражением закончился «смертельный любви поединок», поражением любви. Победителем оказался грозный и безжалостный враг любви…быт.

4 чтец:

Сердце мне вложи!
      Кровищу -  
      до последних жил.

В череп мысль вдолби!
      Я свое, земное, не дожил,

На земле  свое не долюбил.

Я любил...
      Не стоит в старом рыться.

Больно?
      Пусть...
      Живешь и болью дорожась.

Нынче недолюбленное
      наверстаем

звездностью бесчисленных ночей.

 Воскреси
      хотя б за то,
      что я
      поэтом

ждал тебя,
      откинул будничную чушь!

Воскреси меня
      хотя б за это!

 Воскреси -
      свое дожить хочу!

 Чтоб не было любви  - служанки  

 замужеств,
      похоти,
      хлебов.

Постели прокляв,
      встав с лежанки,

чтоб всей вселенной шла любовь.

1 ведущий:  Поэма «Про это» - последний страстный всплеск любовной лирики поэта 20-х гг. после неё любовная тема надолго исчезла из его поэзии. Но в 1928 г. В жизнь Маяковского вошла новая, большая любовь без надрыва и тоски. Любовь к Татьяне Яковлевой, русской девушке, выехавшей из России в Париж к своему дяде – художнику Александру Яковлеву. О нежном чувстве к ней написаны стихи « Письмо товарищу Кострову из Парижа» о сущности любви и «Письмо к Татьяне Яковлевой».

5 чтец:

Не поймать меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен -
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила -
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать,-
тридцать...
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить -
это с простынь,
бессоннницей
рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
a не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.

Звучит «Прелюдия» Скрябина.

2 ведущий: Нельзя не почувствовать, что в Маяковском пробуждается молодой романтик. Вот как поэт обращается к любимой:

1 чтец:

Ты одна мне
           ростом вровень,
стань же рядом
              с бровью брови,
дай
   про этот
           важный вечер
рассказать
          по-человечьи.

1 ведущий:  Поэт готов вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви:

2 чтец:

Я все равно
          тебя
               когда-нибудь возьму -
     одну
          или вдвоем с Парижем.

2 ведущий: Любви, однако, помешали. Маяковский не получил визу для поездки в Париж. До сих пор неизвестно, кто стоит за этим  актом недоверия к поэту. Самолюбие Маяковского было уязвлено, в сердце образовалась пустота. Вскоре пришла весть, что Татьяна Яковлева вышла замуж.

1 ведущий: Тщётной оказалась надежда поэта встретить взаимность, невостребованной осталась безудержная нежность, безответной  - просьба о любви. Лирический герой Маяковского – не победитель. Его любовь отвергнута и поругана. Но чаще всего поэт говорит о любви то, что задолго до него сказал Пушкин, желая возлюбленной быть любимой другим «так искренно, так нежно». Необычным благородством наполнены строки Маяковского: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

 2 ведущий: в черновиках Маяковского есть такая запись: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём…»

1 ведущий:  В стихах о любви двух гениальных  поэтов 19 и 20 века слова «Любовь» и «Сердце» неразделимы. Лирические произведения Пушкина и Маяковского несут читателям отсвет душевного благородства и нравственной чистоты, привлекают искренностью и глубиной чувств, убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно – не любить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический вечер ко Дню Матери

Подробный сценарий поэтического вечера ко Дню Матери....

Поэтический вечер "В краю белых берез"

Поэтический вечер "В краю белых берёз" Цель:   Целостное представление темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области. Задачи: Показать удивительный поэтический мир севе...

Презентация для поэтического вечера "Шекспир"

Презентация содержит сонеты Шекспира и их перевод....

Поэтический вечер "Строки, опаленные войной"

Разработка поэтического вечера "Строки, опаленные войной..." Трогающие душу стихи, исторические факты, песни - все это сделало данный сценарий интересным для ребят разных возрастов - от пятиклассников...

Урок - концерт "Любовь - это сердце всего".

Внеклассное занятие с элементами интеграции .Цель занятия:пробудить у ребят интерес к творчеству поэтов;показать редчайший дар любви;формировать эстетическое восприятие, используя различные виды...

«Любовь – это сердце всего»

Литературно-музыкальная композиция по лирике Владимира Маяковского...

Поэтический вечер по творчеству Э.Асадова «Видеть сердцем»

Поэтический вечер по творчеству поэта Эдуарда АсадоваВ ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством автора, а также читают его стихи....