Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.
статья по литературе на тему

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_emocionalnogo_pogruzheniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

                                                                     Емелюшина Валентина Николаевна,

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                          МБОУ «СОШ №2» г. Меленки

   Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся, формирование у них в процессе обучения универсальных учебных действий  (УУД).  Прежде всего – личностных УУД, направленных на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяющих сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. От степени их развития зависит успешность жизни человека в социуме.

    Важность литературы в решении этой задачи неоспорима. Она призвана «научить ребенка … сопереживать, сорадоваться, сострадать» (К.И.Чуковский), предупредить появление нравственной глухоты, помочь овладеть способностями эмоционального интеллекта и развивать его.

   Впервые этот термин был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем, которые  под эмоциональным интеллектом понимали «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций, способность управлять эмоциями, которые содействуют эмоциональному и интеллектуальному росту личности». Ученые-исследователи уверены: успех человека в социальной жизни зависит не столько от его умственных способностей, сколько от уровня развития эмоционального интеллекта.

   Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж. Правда, в последнее время наметилась тенденция преподавания литературы в школе как точной науки, что, по-моему,  проявляется, в первую очередь, в проведении на этих уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на знание литературоведческих терминов…  Не отрицая важности вышеперечисленного, все же разделяю точку зрения Л.Г.Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Так что  уроки литературы – важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия.

   Может быть, именно поэтому меня всегда привлекали технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленности содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е.Н.Ильина), методы эмоционального погружения, эмоционального вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия произведения.

   В условиях раздутых учебных программ (плюс пресловутые 100 книг!), угасающего интереса к чтению когда-то одной из самых читающих наций (никакие электронные книги – увы!- не могут реанимировать этот интерес!)     и дефицита учебного времени   от учителя-словесника сейчас требуется особое мастерство.  Он должен так организовать работу с художественным текстом, чтобы быть действительно посредником между художником и учеником-читателем, суметь так организовать процесс чтения-переживания, чтобы вызвать у ученика желание (и умение!) «вчитаться» в текст, «вчувствоваться», эмоционально пережить его и осмыслить. И все во имя того, чтобы диалог с текстом как способ отношений перешел от стадии ученик – художественное произведение к стадиям ученик – внутреннее «я», ученик – культурные и социально значимые ценности. Ведь психологическое значение художественного произведения и выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определенным образом структурировать внутренний мир субъекта чтения.

   Конечно, невозможно сразу «измерить» степень воздействия того или иного текста на личность учащихся, тем не менее в арсенале каждого учителя литературы есть действенные,  годами проверенные, но современные и сегодня способы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.

   Это  приемы «С широко закрытыми глазами», «Раскрась свое впечатление от произведения», чаще всего применяющиеся при изучении лирики.  Дети слушают с закрытыми глазами стихи, рисуют в своем воображении картины, а затем или рассказывают о возникших во время чтения образах, или выбирают подходящие, как они полагают, для их выражения  цвета. Затем находят в стихотворении строки, которые вызвали эти образы.  Таким происходит постижение произведения от эмоций к слову.

   Рефлексивное чтение, основанное на эмпатии и сопереживании,  – один из самых действенных способов эмоционального погружения в текст, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и  подтекстовую (невыраженную прямо) информацию. В этой связи очень эффективно обсуждение названия, данного автором  произведению; имен и фамилий героев. (В каком значении  употребил Н.М.Карамзин слово бедная в названии своего известного произведения? Случайно ли хозяйская прислуга в романе Достоевского – которая заботится о Раскольникове, верит в его воскрешение, верит в то, что он избавится от своей страшной теории - названа Настасьей?) Рефлексивное чтение помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного. Отсюда и магия цвета (За полтора месяца до «пробы» Раскольников решил отравиться к старухе, чтобы заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой на память». Не случайно камешки красные. Их цвет – предвестие неизбежного пролития крови). Отсюда и магия цифр (Производит впечатление на учащихся  история появления в этом же романе Достоевского неоднократно повторяемого  числа одиннадцать в сопоставлении с известной притчей).

      Внимание к слову в художественном произведении, сопоставление чернового материала с конечным вариантом дают определенный эмоциональный резонанс: вызывают  интерес не только к изучаемому произведению, но и к личности автора. Знакомя детей с историей создания А.С.Пушкиным стихотворения «Анчар» сообщаем, что поэт свое стихотворение  «Анчар» писал в тяжелое для него время (два года назад он получил страшную весть о казни декабристов), и анчар, как дерево, несущее смерть всему живому, соответствовало мыслям и настроениям поэта. Он долго и мучительно искал слова-образы, которые способны передать его мысли и чувства. Потому и  в строке  Растет – один во всей вселенной произвел замену глагола «растет» на глагол «стоит».  Дерево смерти не может символизировать жизнь! Столь же интересно для учащихся совместное размышление над заменой  Пушкиным эпитета «верный» на «бедный» в конечной строке этого же стихотворения. Научить детей быть внимательным, чутким к авторскому слову, находить все оттенки смысла, заключенного в нем,  очень важно, ибо путь постижения сокровенного смысла художественного произведения неизменен: Слово – Образ – Идея.

   Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников           позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства.  Включение смежных видов искусства в изучение литературы обостряет у учащихся эстетическую восприимчивость, развивает  ассоциативное и образное мышление. Неизменно эмоциональный взрыв на уроке происходит при использовании известного  всем приема обращения к живописи при изучении «Записок охотника» И.С.Тургенева. Ребятам предлагается рассмотреть портреты крестьян, созданные И.Репиным, В.Васнецовым, И.Крамским и другими  художниками  XIX века. Можно предложить дать им имена, придумать биографию и т.д.   А затем на экран вывести  объявление, взятое из  газеты «Санкт-Петербургские  ведомости» XVIII века: «На Четвертой Мещанской в доме № 111 продаются две молодые девки, собой видные, бельё шьют, и гладят, и крахмалят, и стряпать мастерицы. Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продается жеребец, да бык, да стая гончих собак, числом пятьдесят по сходной цене» - и…  предложить по данному образцу написать объявление о продаже  одного из крестьян, изображенных на картинах. Это неизменно вызывает  у ребят возмущение: как можно, ведь они люди!.. После такого эмоционального погружения изучение рассказа «Бирюк» вызывает в учениках огромный интерес и горячий отклик. В процессе анализа можно вновь обратиться к живописи: предложить  выбрать из рассмотренных на уроке портретов портрет крестьянина, похожего, на их взгляд, на Бирюка, и обосновать выбор. (Обычно выбирают картину В.М. Васнецова «Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии», мотивируя выбор тем, что и герой рассказа, и герой картины - гордые, сильные люди).

   Мною названы и прокомментированы далеко не все приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения -  они педагогам хорошо известны. Хотелось бы только, чтобы в наш рациональный век, век повального увлечения всевозможными тестами и логическими схемами, удалось нам сохранить за собой право преподавать литературу так, как мы привыкли:  заставляя ребят проживать ситуацию изнутри, помогать  им прочувствовать произведение, и через  со-переживание, со-страдание  и, что немаловажно, совместную радость творить в себе Человека.

Литература.

  1. Антонова А.Г. , Вольнова И.Л. , Обернихина Г.А.   Литература: Практикум, М., Academia, 2013.
  2. М.Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского», М., Академия наук, 1963.
  3. В.Кожинов «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского» М., «Просвещение», 1971.
  4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И.: Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо "Эмоциональный интеллект" (MSCEIT v. 2.0): Руководство, Изд. Институт психологии РАН, 2010.