Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Заяц Марина Станиславовна

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс.

 

Материалы содержат : конспект-сценарий урока, мультимедийную презентацию, фотографии эпизодов открытого урока по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravda_v_pese_m.docx26.72 КБ
Office presentation icon pril.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

«Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения

 

Цели: 

  1. Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
  2. Воспитательная –  содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
  3. Развивающая –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, изображения героев пьесы в презентации, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 4.

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

ХОД УРОКА

Эпиграф:"Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои".

Леви Х. Доулинг

I. Вступительное слово учителя

–         Сегодняшний  урок посвящён вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Произведение, которое было создано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
        Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек

                                                                                                     (Презентация, слайды № 1, 2).

(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

–         Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней.

        На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

План:

  1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
  2. Как оказался в ночлежке?
  3. Как относится к окружающим?
  4. Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

II. Актуализация опорных знаний

        1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор.

                                                                               (Приложение 1, Презентация, слайд №  3).


        Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы придерживаетесь точки зрения  этих героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть
карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию.
        А сейчас прошу подойти по одному представителю из группы,
кто умеет рисовать хотя бы немного. (Учащиеся получают задание создать схематический рисунок под названием «Возможный выход  для  героя»)

        2) Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания  литературного произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Выберите руководителя вашей творческой группы. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из персонажей пьесы она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 3).

  1. «На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)
  2. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)
  3. «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
  4. «Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)
  5. «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
  6. «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)
  7. «Любить живых надо, живых».  (Лука)
  8. «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
  9. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

(Учитель комментирует уровень знания текста: Вы продемонстрировали хорошее знание текста, значит, читали дома и на уроках внимательно.)

– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта». Выступления должны быть лаконичными. Отмечайте самое существенное.

III. Выступление учащихся

        Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученикаПервый представляет героя, опираясь на план, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста пьесы.

        Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.

Выступление первой группы.  «Правда Сатина»

  1.  «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»
  2. «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  3. «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»                               (Презентация, слайд № 4).

Выступление второй группы.  «Правда Бубнова» 

  1. «На что мне совесть? Я – не богатый!» 
  2. «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» 
  3. «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
  4. «Все люди на земле лишние…»
  5. «Все сказки» (Презентация, слайд № 5).

Выступление третьей группы.  «Правда Луки» 

  1. «Христос всех жалел и нам велел».
  2. «Во что веришь, то и есть…».
  3. «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
  4. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
  5. «Любить – живых надо…живых…»
  6. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6).

(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.) Руководители творческих групп производят подсчёт голосов, оглашают результаты голосования.

IV. Ролевая игра 

–         Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Представьте, что перед вами девушка, ученица 11 класса, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по некоему предмету  на «2». Помогите ей, исходя из образа персонажа вашей творческой группы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ученики  должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию своих героев ).

V. Представление рисунков

–         А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.

(Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока)

VI. Подведение итогов урока

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7).   Возможно, вы еще не решили, каких жизненных принципов  будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

VII. Домашнее задание

– Подготовить выразительное чтение монолога Сатина о Человеке наизусть.

Приложение 1.

Эпиграф:"Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои".

Леви Х. Доулинг

Приложение 2.

План:

1.Значение имени, фамилии, клички героя для понимания его образа.

2.Как оказался в ночлежке?

3.Как относится к окружающим?

4.Отношение к «правде».

Приложение 3.

  1. «На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)
  2. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)
  3. «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
  4. «Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)
  5. «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
  6. «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)
  7. «Любить живых надо, живых».  (Лука)
  8. «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
  9. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

Приложение 4.

  1. «На что совесть? Я не богатый». 
  2. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» 
  3.  
  4. «Образование – чепуха, главное – талант!»
  5. «Мало знать, ты понимай…»
  6.  
  7. «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!»
  8.  
  9. «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». 
  10. «Любить живых надо, живых».
  11.  
  12. «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!»
  13. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»  

Сегодня на уроке я узнал(а), что _____________________________________

_______________________________________________________________   .

Мне особенно понравилось _________________________________________

_______________________________________________________________ .

Сегодня на уроке я работал(а)  (отметить  значком «+»):

старательно, с большим интересом_________

мог(ла) бы работать лучше________________

Сегодня на уроке я узнал(а), что _____________________________________

_______________________________________________________________   .

Мне особенно понравилось _________________________________________

_______________________________________________________________ .

Сегодня на уроке я работал(а)  (отметить  значком «+»):

старательно, с большим интересом________

мог(ла) бы работать лучше_______________

Сегодня на уроке я узнал(а), что _____________________________________

_______________________________________________________________   .

Мне особенно понравилось _________________________________________

_______________________________________________________________ .

Сегодня на уроке я работал(а)  (отметить  значком «+»):

старательно, с большим интересом________

мог(ла) бы работать лучше______________

Сатин

Бубнов

Лука


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Урок -суд по пьесе Н.Гоголя "Ревизор"

Урок -суд по пьесе Н.Гоголя "Ревизор"...

А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")

Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...

Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.

Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...

Интерактивный урок -концерт "Детские пьесы для фортепиано Д.Шостаковича"

Урок -концерт посвящен музыке для детей, написанной  выдающимся композитором современности  Д.Шостаковичем. ...

"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...