Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Лизункова  Ирина  Владимировна

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза» ). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-analiz.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-анализ

по пьесе А.Н.Островского

«Бесприданница»

              Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Оформление урока: иллюстрации постановки пьесы в Малом театре; экранизации Э.Рязанова (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения); афиша: «Бесприданница на сцене различных театров» (афишу учащиеся готовят самостоятельно).

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза» ). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

        Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»

Ход урока

I. Слово учителя.

1.Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.

Для творчества этого периода характерны:

- устойчивые темы;

- штрихи к психологической физиономии русского характера;

- усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;

- повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;

- фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);

- народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»).

II. История создания пьесы «Бесприданница».

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

III. Работа с учащимися по пьесе островского «Бесприданница» (1879).

Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу.

План беседы

  1. Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»).
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд. задание).
  3. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой.
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.

  1. «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.

Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?

(Учащиеся зачитывают цитаты из таблицы, которую они заполняли дома.)

Работа с таблицей.

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительные лица  города»

«Блистательный барин»

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.

- Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

- За удовольствие надо платить, они даром не даются…

- Я знаю, что такое купеческое слово.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.

- Всякому товару цена есть.

- Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе -  вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.

Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове,  по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого?

- Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.

И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

- В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».

Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.

В чем заключается сложность характера  Паратова?

- В чем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы.

- Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

- при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает… Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути.

- Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.

  1. Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех.

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).

Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:  

«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями…

  1. Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса – значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).  

Ответы учащихся:

- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

- Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

- Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

- В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

- Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

«Паратов. Сейчас или никогда.

Лариса. Едем.

Паратов. Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса. Куда вам угодно».

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

- Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».)

- Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы.

- Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

- Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой».

- Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»

Критики о Ларисе. (Высказывания о Ларисе записаны на доске.)

П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы  привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы…ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью».

 В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Беседа по вопросам:

  1. Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошенность души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что Лариса в определенный момент переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы лишена «цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод. Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

  1. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы.

Различное.

Катерина

Лариса

Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Общее.

По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота - то куда ведет… в самый омут».

IV. Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев…».

Аккуратность произведения островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница», о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

V. Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...

Типология уроков. Современный урок. Анализ и самоанализ урока.

                 Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объ...

Видео-урок "Анализ на слух как одна их форм работы на уроках сольфеджио"

Видеоурок посвящен одной из важнейших форм работы на уроках сольфеджио – анализу на слух. В этой форме работы  объединяются все знания и умения учащихся, получаемые на уроках. Работа над анализом...

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока : Урок анализа произведения

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»Тип урока : Урок анализа произведения...

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...

"Что такое урок, этапы подготовки урока, анализ урока"

Что такое урок? Как его  построить,  какие этапы необходимо соблюдать при этом. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подгото...