Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока : Урок анализа произведения
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Тип урока : Урок анализа произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Тип урока : Урок анализа произведения
Цели урока:
Обучающие: расширение и углубление представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре; расширение представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении.
Развивающие: развитие читательских навыков учеников, умения видеть и интерпретировать художественные детали; развитие навыков анализа лирического произведения.
Воспитательные: побуждение учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, словари.
Формирование УУД:
Познавательные:
1) формирование умения извлекать информацию из художественного текста;
2) формирование умения на основе анализа произведения делать выводы.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование умения работать в паре, в группе.
Регулятивные:
1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения;
2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
1) формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формирование мотиваций к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
Этапы урока | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | ||
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности | Подготовка к осмыслению материала | 1. Беседа – Посмотрите на слайд. Выразительно прочитайте отрывок из произведения. (Слайд №1) – Из какого произведения эти строки? Кто автор? Отрывок из баллады В. А. Жуковского «Кубок». – К какому жанру относится это произведение? – Вспомните, что такое баллада? (слайд №2) – Назовите признаки баллады. (слайд №3) – Что такое сюжет? (Значит, в балладе должны быть события). – Значит, о чем мы будем говорить на уроке? | Выразительное чтение отрывка. Отвечают на вопросы учителя. Сообщение ученика о жанре баллады. Учащиеся называют признаки баллады. Сюжет – это связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. |
Постановка цели урока | Целеполагание | – Чей это портрет? (слайд №4) – Что можете рассказать о нём? – Продолжим изучать его творчество. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? – Что мы будем делать на уроке? – Составим план урока. (Пишет план на доске). – Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». (Записывает тему на доске). | Сообщение ученика о М. Ю Лермонтове. – Будем говорить о балладе М.Ю.Лермонтова, читать её, анализировать, выделим особенности произведения. Докажем, что это баллада. Составляют план. 1. Лексическая работа. 2. Анализ выразительных средств баллады. 3. Признаки баллады. Особенности произведения. |
Работа над темой урока. Открытие нового знания | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Ставит аудиозапись баллады «Три пальмы». (слайд №5) Беседа – Понравилось вам чтение актёра? Чем? – Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? – Какую роль играет подзаголовок - “Восточное сказание”? – О чём эта баллада? – Есть ли незнакомые слова? Назовите их. Найдите их значение в словарях. Лексическая работа: Роптать – негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. Караван – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, степи). Вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. Челнок – выдолбленная из дерева лодка. Фарис – по-арабски: всадник, витязь. Шатёр – большая палатка, крытая тканью, ковром.(слайд №6) – Для того чтобы правильно понять произведение, составим план. Всего 6 частей, значит, 6 групп. 1 группа – 1-2 строфы, 2 –3 строфа, 3 – 4-6 строфы, 4–7 строфа, 5–8-9строфы, 6–10 строфа. Работа с текстом (в группе). | Слушают аудиозапись, следят по учебнику, подчёркивают незнакомые слова. Отвечают на вопросы учителя. Читают значения незнакомых слов. Работают с толковым словарём. Работают в группах, составляют план баллады. Читают свой отрывок и дают название. Выходят к доске и записывают пункт плана. План 1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 2) Обращение пальм к Богу. 3) Появление каравана. 4) Пальмы встречают гостей. 5) Гибель пальм. 6) Описание бесплодной пустыни. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий | Выбор способа действий (работа над языком баллады) | – Что мы будем делать сейчас? Посмотрите на план урока. (Будем анализировать балладу). Беседа с элементами анализа. – Как изображены пальмы? ( слайд №7 ) – Они напоминают людей. Какой приём лежит в основе изображения пальм? – Что такое олицетворение? – Почему автор так их изобразил? Что это даёт? – Значит, какое средство выразительности применил М.Ю.Лермонтов? (Записывает на доске «олицетворение»). – Чего хотят пальмы? – Как они встречают караван? (слайд № 8) – Что сделали люди с пальмами? О чём это говорит? | Отвечают на вопросы учителя. Читают эпизоды из баллады. (1-2 строфы) – Пальмы, как люди, обращаются к Богу и просят изменить их жизнь. – Приём олицетворения.Объясняют термин. – Автор изображает пальмы, а имеет в виду людей. Люди, которые не могут принести пользу другим, страдают от этого. Пальмы хотят приносить пользу. Укрыли листвой от зноя, ручей напоил студёной водой. Срубили и сожгли пальмы. Бесчеловечное отношение к природе, друг к другу. |
Применение способов действий. Закрепление изученного материала | Самостоятельное, творческое использование сформированных УУД | – Только ли олицетворение использовал поэт? – Поработаем по рядам. Первый ряд – обратите внимание на первую строфу. Второй ряд – на вторую строфу. А третий ряд – на четвёртую строфу. – Какие средства выразительности использовал автор? – Какую роль играют эпитеты? Метафоры? Сравнения? – Сравним первую и последнюю строфы. Выразительное чтение начала и концовки. – Что противопоставляется? – Составим схему: До После три гордые «всё пусто и дико пальмы кругом» Антитеза
Что хотел показать автор? Чувство печали от разорения прекрасного уголка Почему это произошло? Люди неблагодарны, заботятся только о себе. Пальмы стали роптать, жаловаться Богу. Надо довольствоваться тем, что есть. Люди порой недовольны своей жизнью, но нужно быть терпеливым, понимающим. Посмотрите на слайд№9 (оазис до людей и после них) – Удалось художнику показать грустное настроение? | Учащиеся работают по рядам, находят средства выразительности (Эпитеты, сравнения, метафоры). Эпитеты образно рисуют предмет, придают выразительность. Метафоры тоже придают выразительность, наглядно описывают предметы и действия. Сравнения позволяют наглядно объяснить какое-либо явление. Выразительное чтение начала и концовки. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. Жизнь очень хрупка, её легко можно погубить. Люди не подумали, что кто-то может прийти после них. Нужно бережно относиться ко всему, что тебя окружает. Главная мысль произведения состоит в том, что предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и нужно беречь природу. Комментируют иллюстрации. |
Формулировка основных выводов по изученной теме | Итоги урока | – Какой вывод мы можем сделать по содержанию? – Что хотел сказать своей балладой М.Ю. Лермонтов? – Почему произведение М.Ю.Лермонтова можно назвать балладой? – Прочитаем балладу вместе. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему, идею произведения. Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и нужно беречь природу. Это баллада, потому что в основе легенда, есть острый напряжённый сюжет. Выразительное чтение баллады учащимися |
Домашнее задание. Оценивание учащихся | Выучить на выбор отрывок баллады (1-2строфы, 3-4 строфы). | Записывают задание в дневник. | |
Рефлексия деятельности | – Что узнали нового на уроке? – Что делали на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – Какое задание вызвало затруднение? А какое задание понравилось? – Послушайте отрывок из стихотворения: «Я бедный листочек дубовый, до срока созрел я и вырос в отчизне суровой...». – Знаете, что это за произведение? О нём мы поговорим на следующем уроке. | Самооценка. Учащиеся отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "Баллада М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"
М.Ю. Лермонтов. Баллада "Три пальмы"...
Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"
Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"...
Урок по теме "«Поверженная красота в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»"
Урок завершает изучение лирики Лермонтова в 6 классе. На уроке используется элементы анализа лирического текста. Из понятий теории литературы изучаются "антитеза", "метафора"....
Тест к произведению М.Ю, Лермонтова "Три пальмы"
Тест к произведению М.Ю, Лермонтова "Три пальмы"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»
Анализ стихотворенияМихаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»...