Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Фищенко Мария Алексеевна

Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ» 1

Слайд 2

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В БАЛЛАДЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ» 2

Слайд 3

Тарханы 3

Слайд 4

4

Слайд 5

Московский университет 5

Слайд 6

6

Слайд 7

Ссылка 7

Слайд 8

8

Слайд 9

Пятигорск 9

Слайд 10

Баллада « Три пальмы»

Слайд 11

Режиссёры 11

Слайд 12

Словарная работа АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. УРО́ЧНЫЙ -установленный , определенный, условленный ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле. 12

Слайд 13

Благодарность Чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. С.И.Ожегов 13

Слайд 14

Художники 14

Слайд 15

Географы Арави́йская пусты́ня расположена на Аравийском полуострове, преимущественно на территории Саудовской Аравии 15

Слайд 16

Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания . 16

Слайд 17

Опорная таблица Часть плана Опорная лексика 1. Тема 2. Идея 3. Художе - ственные средства 17

Слайд 18

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Тема :отношения человека с миром природы 18

Слайд 19

Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 19

Слайд 20

Почему произведение обозначено как восточное сказание ? Сказание – это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях. ( Словарь литературоведческих терминов ) Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости Автор подчёркивает легендарность событий, предупреждает о последствиях. 20

Слайд 21

С тихотворение , написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным. 21

Слайд 22

Композиция баллады. 1-2 строфы- 3 строфа- 4-6 строфы- 7 строфа- 8 строфа- 9-10 строфы-

Слайд 23

Композиция баллады. 1-2 строфы- описание оазиса в пустыне , многолетнего бесполезного одиночества пальм . 3 строфа- упреки пальм небу, Богу. 4-6 строфы- описание каравана. 7 строфа- приветливая встреча усталых путников. 8 строфа- гибель пальм. 9-10 строфы- описание бесплодной пустыни.

Слайд 24

Размер стихотворения Амфибрахий 24

Слайд 25

С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах? Но только что сумрак на землю упал, По к О рням /упругим /топор за/стучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сОрвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медлен/но жгли их/ до Утра/ огнем. 1.Для сохранения поэтического колорита. 2.Для сохранения ритма. 3.Для соответствия размеру. 25

Слайд 26

Что означают слова «питомцы столетий»? Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание? Такой прием называется перифразом И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. 26

Слайд 27

Как называется этот художественный прием? Какую роль в стихотворении он играет? Гордые пальмы, почва бесплодная , от знойных лучей и сыпучих песков, роскошные листья, звучный ручей, влага студеная Этот прием называется эпитетом, он помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства . 27

Слайд 28

Благодаря каким словам пальмы предстают как люди? И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. И как ужасна их гибель! 28

Слайд 29

П о ко р ням у пр угим то п о р застучал. 29

Слайд 30

Аллитерация П о ко р ням у пр угим то п о р застучал. Аллитерация- повтор однородных согласных звуков, придающий тексту особую выразитель- ность .

Слайд 31

Какую картину рисует поэт ? Какие звуки повторяются? Почему? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? П о ко рн ям у пр угим то п о р за ст учал, И п али без жизни п итомцы ст олетий! Прием называется аллитерация – повторение однородных звуков. Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев 31

Слайд 32

Ассонанс В п [ е ] сч [ а ] ных ст [ е ] п [ я ] х ар[ а ]в[ и ] йской з [ е ]мл[ и ] 32

Слайд 33

Что противопоставляется? С какой целью? Как называется этот прием? В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и сыпучих песков И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчут листья с гремучим ключом; Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Этот прием называется антитезой 33

Слайд 34

БАЛЛАДА — ЛИРО эпическое произведение . Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему? 34

Слайд 35

Проследим за тем, как меняется настроение Вступление Спокойное, умиротворённое Завязка Недоумение от злого эгоистичного поступка людей, осуждение Кульминация Развязка Унылое опустошение в душе, грусть, сожаление Что-то настораживает Чувство тревоги, беспокойство 35

Слайд 36

Такая опорная таблица должна получиться Часть плана Опорная лексика тема Отношения человека с миром природы идея Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии. Художест-венные средства Эпитеты, олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза. 36

Слайд 37

Какой нравственный урок дает своему читателю поэт ? НРАВСТВЕННОСТЬ – 1. а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2. Моральные качества. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни. 37

Слайд 38

Символика Цифра «три» 38

Слайд 39

Почему это стихотворение современно сегодня? Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»? Это стихотворение переведено на арабский язык и дети Сирии учат его в школах наизусть. Свяжите тему сегодняшнего урока с тем, что происходит сейчас в Сирии. 39

Слайд 40

синквейн Пальмы Гордые, зелёные Роптать, важничать, умереть Олицетворение поверженной красоты Эгоизм 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение 1 существительное 40

Слайд 41

Домашнее задание Записать анализ стих-я письменно. 41

Слайд 42

Использованная литература Материал Сорокиной Ю.Б. 42