Урок литературы в 6 классе "Баллада М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Иволгина Надежда Валентиновна

М.Ю. Лермонтов.  Баллада "Три пальмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.yu_._lermontov.doc76.39 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Цель: формирование знаний, умений, навыков по анализу поэтического текста

Задачи: обучать анализу поэтического текста;

        познакомить с художественным приемом - антитезой;

        работать над выразительным чтением;

        развивать у учащихся умения выделять главное, отбирая материал из текста.

                                   Ход урока:

1.0рганизационный момент.

2.Слово учителя о поэте.

-Ребята, послушайте отрывок из автобиографической поэмы и скажите, кому он принадлежит и что можно сказать о настроении лирического героя?

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный.

И в нем терялся мыслию послушной.

- Действительно, таким мы знаем М. Ю. Лермонтова.

Он очень рано остался без мамы. Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Его воспитанием занималась бабушка, которая не поладила с отцом, и отец был вынужден расстаться с сыном. Ссора 2-х самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал: «Ужасная судьба отца и сына - жить розно и в разлуке умереть». Бабушка богатая помещица - Елизавета Алексеевна Арсеньева души - нечаяла во внуке, исполняла все его желания, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии, дала ему прекрасное образование. Лермонтов был очень чутким и ранимым человеком. Он жил в жестокое и мрачное время, и в этом мире чувствовал себя одиноким. Поэтому от его поэзии веет грустью.

3. Работа по теме урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой М. Ю. Лермонтова» Три пальмы», с новым художественным приемом - антитезой. Работа над содержанием и художественными особенностями этого произведения позволит нам ответить на вопросы:

1.К каким вечным темам обращается поэт?

2.В чем заключается философский смысл этой баллады?

4.Выразительное чтение  баллады актером (запись фонохрестоматии).

-Внимательно послушайте чтение баллады актером и ответьте на вопрос: где и когда происходит действие в балладе?

5.Словарная работа.

Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.

Оазис-место в пустыне, где есть растительность и вода.

Шатры - большие палатки, крытые тканью, коврами.

6.Работа над содержанием и художественными особенностями баллады.

-«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Что же такое баллада? Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? Реальные или фантастические события описываются в стихотворении? Какова композиция стих - я? Сколько эпизодов можно составить?

1 -2 строфы - описание оазиса в пустыне, многолетнего, бесполезного одиночества пальм.

3 строфа - упреки пальм небу. Богу. 4-6 строфы - описание каравана.

7 строфа - приветливая встреча усталых путников

8 строфа - гибель пальм.

9-10 строфы - описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

-Таким образом, в небольшую форму баллады поместилось целое повествование.

-Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Зачитайте по тексту. -О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Почему пальмы были погублены? Давайте посмотрим, как повели себя путники? Почему караванщики отнеслись так безжалостно к тем, кто дал им приют, возможность отдохнуть? Вот так прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного и утилитарного.

- Как изображены пальмы? Кого они напоминают?

-Обратите внимание на ударение в слове сОрвали. С какой целью поэт переносит ударение?  Где еще встречается такой перенос ударения? (по кОрням упругим)

7. Задания по группам.

-Посмотрим, как изобразил автор караван -1 ряд - какие краски использует автор, рисуя караван. Посмотрите на репродукции М. Пикова « Три пальмы» и Д. Поленова « Караван в Аравийской пустыне».

-2 ряд: какими звуками наполнена картина?

- По корням упругим топор застучал – обратите внимание на повтор согласных п., р. Такой прием называется аллитерацией. Повтор согласных звуков помогает изобразить картину. Озвучить ее, передать чувство.

-3 ряд: какие сравнения использует автор? Как поэт называет пальмы? Что означает это выражение?  Это выражение придает особый трагизм гибели пальм, под ударом топора диких людей гибнет то, что воспитывалось, выращивалось столетиями.

-Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм? Какой мы видим природу после их гибели. Какова главная мысль баллады?

8.Знакомство с художественным приемом.

- Для того, чтобы резче подчеркнуть или выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует прием контраста. Посмотрите на два листа (черный и белый). Они противоположны по цвету. В литературе такое противопоставление называется АНТИТЕЗА. Найдем антитезу в балладе. Прочитаем первую и последнюю строфы. Как они соотносятся?

- Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу. Образы природы говорят и о судьбе человека, его стремлениях и страданиях.

9. Итоги урока. Рефлексия

- Давайте подведем итог нашему разговору.

 -Понравилось вам это произведение? Чем?

-Ответьте на вопросы, сформулированные вначале урока.

- С какими новыми терминами познакомились на уроке?

-Оцените наш урок с помощью оценочных листов.

10. Домашнее задание.

-Приготовить к следующему уроку выразительное чтение баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"

Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)...

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...

Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Три пальмы"

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...

Конспект урока литературы в 6 классе "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова

Конспект открытого урока литературы в 6 классе на тему "М.Ю Лермонтов  "Три пальмы" - философская баллада". ...

презентация к уроку литературы "Три пальмы М.Ю. Лермонтова"

Презентация создана к уроку литературы по теме "Баллада М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"...

Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"...

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"

Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания  ребят лексических значений слов  и понятий в произвед...