Конспект урока литературы в 6 классе "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Ананьева Галина Алексеевна

Конспект открытого урока литературы в 6 классе на тему "М.Ю Лермонтов  "Три пальмы" - философская баллада".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tri_palmy.doc57 КБ
Microsoft Office document icon tekst_stikhotvoreniya.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: создать условия для развития мышления, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы

Задачи:

Образовательная:

  • расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;

Развивающая:

  • развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

Воспитательная:

  • побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока:

Вид урока: комбинированный

Оборудование: 

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • портрет М. Ю. Лермонтова;
  • презентация по тексту стихотворения;
  • аудиозапись стихотворения;  
  • печатный текст стихотворения

Методические приемы: рассказ учителя; аудирование; беседа; объяснение теоретических понятий; выразительное чтение; описание картин; элементы анализа стихотворения.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.  Садитесь. На прошлом уроке вы начали знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Сегодня мы продолжим начатую работу.

                                                                                       (слайд 1)                                                                                          II. Установление связи с изученным.

  1. Ребята, вспомните, что такое баллада?                                                          

Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

- «Все баллады, - читаем мы в книге «Цветы мечты уединенной», - строятся на каком-нибудь легендарном предании, непременно чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие или происшествие, которое неожиданно поворачивает судьбы героев».                                                                                        

2. Вы в 5 классе изучили балладу В. А. Жуковского «Кубок». Вспомните,  как изображены события в произведении?                                                                              

Автор построил сою балладу на чувствах смелости юного пажа, произвола, каприза короля и жалости. Он изображает мистические ужасы на дне морском

 - Вспомните, почему паж смог первый раз вернуться из морской пучины и чем закончилась его вторая попытка?

Молодой паж  первый раз смог  вернуться благодаря помощи Бога; во второй раз Он ему не помог т.к. нельзя испытывать волю Всевышнего.

3. В балладе В.А.Жуковского «Светлана» много разговорных и даже просторечных слов. В сочетании с ними таинственные события теряют свой мистический смысл,  кошмарные видения оказываются сном.  

III. Постановка проблемы.

У М.Ю.Лермонтова тоже есть баллада – «Три пальмы»      

                                                                                    (слайд 2)

- Послушаем, как звучит баллада Лермонтова «Три пальмы»

(звучит аудиозапись, на фоне звучания стихотворения показ презентации по тексту слайды  3-9).

Мы услышали, что баллада Лермонтова написана традиционным торжественным слогом.

- Что же тогда нового внес поэт в развитие жанра баллады, чем обогатил его? В этом нам и предстоит разобраться.

IV. Работа со стихотворением «Три пальмы».

Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. 

Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет.

- Что такое сюжет?

Сюжет – это последовательность и связь событий в художественном произведении.

- Найдем ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи.           (Ученики читают строфы и составляют план)

Возможный план                (слайд 10)

1) Жизнь гордых пальм в пустыне   (
1-2 строфы)

2) Обращение пальм к Богу              (3 строфа)

3) Появление каравана                     (4-6 строфы)

4) Пальмы встречают гостей           (7 строфа)

5) Гибель «питомцев столетий»     (8 строфа)

6) «Все дико и пусто кругом»        (9-10 строфы)

- Ребята, как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения? (прием олицетворения)

- Что такое олицетворение? Найдите примеры олицетворения в тексте 3-4 строфы

 Ученики находят  в тексте 3-4 строфы примеры олицетворения и зачитывают их.

- Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень –  уровень  человеческих отношений.

- Баллада – это лироэпическое произведение. Чьи же чувства она выражает? (героев)

1) О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки

(«Стали три пальмы на Бога роптать…» 3 строфа).

Роптать. Посмотрим в словаре значение этого слова.

Роптать – «негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду».

2) Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку. Но чтобы быть услышанным богом, не надо громко кричать.

3) Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитаем восьмую строфу.

(«И пали без жизни питомцы столетий!»). 

Обратим внимание на восклицательный знак. Какое слово в этой строке является ключевым?  (пали)

«Пали»… Когда уместно употребление этого слова?

«Пали» - так говорят о погибших на поле боя воинах

Какие же чувства скрывает это слово?

Это слово скрывает – скорбь, печаль, боль…

4) Обратимся к  9-й строфе, найдем и подчеркнем эпитеты, они тоже о многом скажут:

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный

- О чем это говорит?

Это говорит о том, что эта почва навсегда останется бесплодной

5) Попытаемся определить авторскую позицию. О чем же размышляет М.Ю. Лермонтов?                                                                                                          

 (Ученики высказывают своё суждение о том, о чем же размышлял автор)

Обобщение учителя.

- Итак, ребята, мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.

- Перечитаем начало стихотворения  

Три гордые пальмы высоко росли…    (слайд 11)

Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь».  Жизнь для себя достойной не назовешь.

- Так как же надо жить?

Учащиеся делают вывод о том, что каждый человек должен прожить свою жизнь достойно, помогать близким и окружающим тебя людям и братьям  меньшим.  Жить так, чтобы не было стыдно.

- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. В чём же тогда смысл жизни?

Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии (посмотрим еще раз на тему урока)        (слайд 12)

- Какой ответ дает нам автор М.Ю. Лермонтов?

Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. О чем это говорит?

Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!  А жизнь надо ценить.

Физминутка

А сейчас все дружно встали.                                                                                     Руки подняли и покачали –                                                                                          Это деревья в лесу.                                                                                                     Руки нагнули, кисти встряхнули,                                                                                         Ветер сбивает росу.                                                                                                           В стороны руки, плавно помашем –                                                                                   Это к нам птицы летят.                                                                                                             Как они сядут, тоже покажем,                                                                                                Крылья сложили назад.

- Ребята, приведите свои примеры из жизни, перекликающиеся с балладой М.Ю. Лермонтова.

Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.

Любая жизнь - бесценна

Ценность жизни – это тоже философская тема…

V. Подведем  итог нашей беседы.

- Так что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?

Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.

VI. Перечитаем балладу в соответствии с новым ее пониманием.

VII. Домашнее  задание:  Напишите сочинение-миниатюру, отвечая на вопрос: «Над чем  меня заставило  задуматься стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»



Предварительный просмотр:

Три пальмы - Лермонтов М.Ю.

1839  (Восточное сказание)

 В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли –  в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки.
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклони,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой:
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караваи:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....