Внеклассное мероприятие Коррупция со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Мозговая-Гирянская Наталия Николаевна

Цель :

  • образовательная - формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении в разное время; выяснение истоков взяточничества в российском государстве, определение возможных способов борьбы с взятками; формирование понятий «тип», «типичный» на примере образов чиновников и помещиков в комедии;
  • развивающая - развитие умения анализировать, обобщать, делать вывод на основе прослушанного, увиденного; выбирать и доказывать точку зрения; развитие умения рассматривать текст с философско-нравственных и этических позиций автора;
  • воспитательная - воспитание любви к слову, литературе;

          формирование уважения к закону, нетерпимости к коррупции.

Задача:

  • показать на примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества;
  • раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества;
  • выявить наиболее эффективные  пути  противодействия  различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_meropriyatie_antikorrupcionnoe_vospitanie.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Коррупция

со времен  Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?

Автор: 

Мозговая-Гирянская Наталия Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского

языка и  литературы

МОУ СОШ№9, Кошехабльского

Района, Республики Адыгея,

                                                       2012 г

Слайд №1,2

Тема : «Коррупция во времена  Гоголя и в наши дни…- явление неискоренимое?»

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Русская народная пословица

Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым… На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеется им! О, смех великое дело!

Н.В.Гоголь

Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде…

Первый научил нас знать

наши недостатки и гнушаться ими.

Н. Чернышевский

Цель :

  1. образовательная - формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении в разное время; выяснение истоков взяточничества в российском государстве, определение возможных способов борьбы с взятками; формирование понятий «тип», «типичный» на примере образов чиновников и помещиков в комедии;
  2. развивающая - развитие умения анализировать, обобщать, делать вывод на основе прослушанного, увиденного; выбирать и доказывать точку зрения; развитие умения рассматривать текст с философско-нравственных и этических позиций автора;
  3. воспитательная - воспитание любви к слову, литературе;

          формирование уважения к закону, нетерпимости к коррупции.

Задача: 

  1. показать на примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества;
  2. раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества;
  3. выявить наиболее эффективные  пути  противодействия  различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Оборудование :

  1. комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»,
  2. статья Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»;
  3.  Статья 290. Получение взятки. Уголовного кодекса РФ (в редакции от 13.02.2009 г.);
  4. справочный раздаточный материал (карточки № 13), таблица для заполнения (№ 5) и задания для итогового обсуждения (№ 4);
  5. отрывок художественного фильма «Ревизор»;
  6. презентация.

ПЛАН

I. Организационный момент. Установка на внимание. Создание особой творческой атмосферы урока.

II. Объявление темы занятия. Активный диалог с классом:

  1. преподнести учащимся, что  коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции  дело всего общества, каждого из нас;
  2. рассмотреть отдельные возможные случаи коррупции на примерах комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и ситуаций современной жизни и обсудить меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции в описанных ситуациях.

III. Самостоятельная работа учащихся:

  1. познакомиться со справочным материалом;
  2. заполнить таблицу № 6, кратко описав в 13 предложениях возможную ситуацию, связанную с проявлениями коррупции (12 примера);
  3. определить наличие признаков коррупционного действия в той или иной ситуации;
  4. проанализировать мотивы, причины коррупционных действий непосредственных участников коррупционного действия;
  5. выразить собственное отношение к действиям участников ситуации;
  6. выделить последствия для государства, общества, личности (как для участников «сделки», так и для других людей: «ближний круг» – родственники, друзья, коллеги и др., «дальний круг»  другие жители города, граждане страны; обсудить предложенные меры по профилактике коррупции.

Работа может быть организована в парах или малых группах. При итоговом обсуждении представители групп (команд) излагают ситуацию и анализируют ее. Члены других групп (команд) задают вопросы, делают уточнения. Задание № 5 предполагает коллективную дискуссию.

IV. Подведение итогов .

Слайд №2

Учитель:

-Сегодня у нас необычный урок, необычная тема, необычная форма проведения. Все сегодня необычно, потому что и обсуждаемая тема очень серьёзная и заслуживает особого внимания. Мы будем говорить о коррупции

как о  явлении общественной жизни, характерном как для периода 19 столетия, так и для периода начала 21 века, на основе комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Итогом нашего урока должен стать ответ на вопрос «Взятка – явление неискоренимое?». Именно так мы определили тему урока (запись темы в тетрадь). Эпиграфами к уроку мы взяли слова Н.Гоголя (запись) и Н. Чернышевского (запись). Почему? Я думаю, это будет понятно по ходу урока. Нам вместе предстоит разобраться с тем, откуда появилась взятка в жизни русских чиновников, почему взяточничество опасно для государства и общества и как можно бороться с этим злом.

        Вопрос классу:

-Что означает понятие коррупция?

Слайд №3

Справка: Из Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции». (Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года.
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года)

 коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Слайд №4

-Н.В. Гоголь первый и единственный, кто так смело и откровенно раскрыл злободневную проблему своего времени – проблему коррупции . Проблему, которая за сто пятьдесят лет  не только не была решена в нашей стране, но и  достигла огромных масштабов сегодня.

 На предыдущих уроках мы рассмотрели воплощение замысла автора в образах чиновников и помещиков уездного городка в комедии «Ревизор». Герои комедии раскрывают быт и нравы города. Давайте вспомним, что представляет собой уездный город, до которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», и каковы нравы, царящие в нем?

Задание: в тетрадях в столбик записываем ключевые слова и словосочетания, рисующие уездный город (Учитель - на доске, а учащиеся – в тетрадях фиксируют ключевые слова)

( «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле сапожника,.. навалено на сорок телег всякого сору» Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма,… начала строиться, но сгорела», якобы. В больницах – вонь, больные «все как мухи выздоравливают». Арестанты не кормлены. Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды. В присутственном месте гуси гуляют. Пьянство)

Слайд №5 Отрывок из художественного фильма «Ревизор»

- Картина удручающая. Кто виной всему? В чем причина такого безобразия? (А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство «столпов города», тех, кто в силу своего общественного долга призван радеть (заботиться) о благе горожан, чей нравственный облик не соответствует общественному призванию)

 - Какие пороки общества вскрываются Гоголем?

(Учащиеся перечисляют, опираясь на текст, учитель записывает на доске, а ученики – в тетрадях, рядом с предыдущими записями):

  1. пьянство
  2. сплетни
  3. праздное любопытство
  4. невежество
  5. доносительство друг на друга
  6. волокитство
  7. корыстный расчет
  8. беспринципность
  9. злоупотребление служебным положением
  10. лицемерие
  11. зависть
  12. взяточничество

Вопрос классу:

-Как вы думаете, что же можно назвать взяткой?

-Что такое взятка? Взяточничество?

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО- это  получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Взяточничество расценивается как серьёзное преступление и карается тюремным заключением.

Взяточничество – самый опасный и распространенный порок огромного чиновничьего аппарата России.

Слайд 6.

-Известно, что во время монолога Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» актер Михаил Семенович Щепкин (обращаем внимание на портрет) подходил близко к рампе и бросал эти слова в портер, где сидело немало прототипов гоголевских героев, среди которых, по словам Михаила Семеновича, половина «берущих» и половина «дающих».

Экскурс в историю. Сообщение учащегося.

            История подношений, взяток начинается с «кормления» служилых людей. Не имея денег для содержания административного аппарата, государство позволяет «людям государевым» обирать  население на законных основаниях. Но уже в 17 веке царские указы начинают грозить тем, кто принимает «посулы», то есть обогащается за прямое нарушение закона. При этом дозволялось брать «почести» и «поминки». Традиция закрепилась и общественном сознании как приемлемая практика. Чиновников толкали к взяточничеству маленькое жалование, низкий образовательный уровень, нечёткое прописанные законы и общая терпимость к коррупции.

По сведениям историка Зайнчковского в середине 19 века каждый восьмой чиновник попал под судебное разбирательство за взятки.

 Прослушивание текста. Работа с текстом:

- В действии 4 перед читателем предстает целая вереница взяткодателей. Давайте снова обратимся к тексту, прослушаем отрывок из комедии, а именно эпизод Ляпкин-Тяпкин и Хлестаков (д.4, явл.10).

-Подумаем: взятку или подношение, дар вручает судья Хлестакову?

-Кто из них совершает преступление?

Хлестаков – взяточник?

Слайд 7.

 (Нет, Хлестаков – не взяточник, поскольку он «берет взаймы», и мы неоднократно слышим из его уст, что взяток он не берет, он и не подозревает, что ему пытаются «ввернуть» взятку, а вот чиновник  сознательно совершает преступление).

Учитель: 

-Итак, взяточничество – уголовно наказуемое деяние, но в комедии Гоголь показывает это как нечто вполне закономерное, повседневное.

  1. Проверка домашнего задания:

 Подтвердите эту мысль текстом. Зачитайте отрывки из комедии, где герои говорят о взятке как необходимости, как о закономерном явлении:

  1. 1)Городничий: нет человека, который бы за собой не имел грехов. Это уж так самим богом устроено… Аммос Федорович: Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело…
  2. 2) Городничий: Сами изволите посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если же и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья…
  3. 3) Городничий (после того, как «ввернул» Хлестакову 400 рублей вместо 200): Ну, слава богу! Деньги взял. Дело, кажется, пойдет на лад.
  4. 4)Артемий Филиппович: Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять. Аммос Федорович: А что именно? Артемий Филиппович: Ну, известно что Аммос Федорович: Подсунуть? Артемий Филиппович: Ну да, хоть и подсунуть.

Учитель: 

-Для нас очевидна низкая правовая культура судьи. Как только не называли взятку в России: «барашек в бумажке», «рекомендательное письмо князя Хованского», «откат», и даже транзакционные издержки- всё равно по своей сути это аморальное деяние и преступление в глазах закона. Учитель литературы: Взятка фигурирует на протяжении всей комедии, мы постоянно встречаемся с моментом дачи взятки, герои говорят о том, что «надо бы ввернуть», «подсунуть», Хлестаков часто произносит фразу «Я взяток не беру», «Вот если бы взаймы».

-Итак, многократно испытанное средство – взятка – должна решить все. Но комедия «Ревизор» ни в коем случае не комедия о взятке. Какова же роль взятки в произведении?

Слайд №8

 (Взятка – одна из деталей общего порядка, уклада жизни, существующего в описанном Гоголем городе – запись в тетрадь).

Учитель: 

-Уже в то время современники ухватили проблему взятки как одну из ключевых. Как часто и сегодня эту же проблему поднимают в обществе, озвучивают в средствах массовой информации. Не случайно Д.А.Медведев в первые недели своего президентства обозначил проблему коррупции как одну из главных угроз для государства. По расчетам экспертов взятки делают дороже товары, которые мы покупаем на 15-20%. Взятки подобно кариесу разъедают ткань гражданского общества, корёжат мораль, лишают эффективности конкуренцию в экономике. Если закон можно обойти с помощью взятки, то наивно надеяться на благоприятный эффект от него. Неужели это неискоренимо?

Существует точка зрения, что уездный город, представленный на страницах «Ревизора» - это Россия в миниатюре.

 «Сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, или даже до человечества в целом. Именно поэтому так неоднозначно была принята комедия по выходе ее в свет.

Вопрос классу:

  1. Как вы думаете, почему мы даем взятки?
  2. Где мы даем взятки?
  3. Преследует ли закон за дачу взяток?

Слайд №9, 10

Антиреклама №1

Обсуждение:

В ходе опроса, проводимом ВЦИОМ в 2006 и 2008 гг., наши сограждане на вопрос ответили следующим образом (%):

Слайд №10

Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и вузов, работникам ЖЭКов и т. д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция органов государственной власти?

Апрель 2006 г.

Апрель 2008 г.

Да, это столь же опасно, потому что коррупция как раз и начинается с мелких взяток

61

53

Нет, это явление другого порядка, когда люди либо вынуждены прибегать к этому, либо делают это от чистого сердца

30

38

Затрудняюсь ответить

9

9

 Вопросы для коллективной дискуссии:

  1. А как бы Вы ответили на данный вопрос?
  2. От чего, на ваш взгляд,  зависит распространение коррупции?
  3. Кто оказывается в выигрыше, а кто – в убытке от коррупционных действий?
  4. Свое мнение обоснуйте.

 Слайд №11,12        Сообщение учащегося.

Из  Уголовного кодекса РФ (в редакции от 13.02.2009 г.)

Статья 290. Получение взятки.

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие)

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления,

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу.

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере,

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 291. Дача взятки.

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Антиреклама №2

  1. Какие формы коррупции, кроме взяточничества, вам знакомы? 

Слайд 13-16

РАСТРАТА хищение чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ). Одно из преступлений против собственности. С объективной стороны присвоение состоит в неправомерном удержании (невозвращении) чужого имущества, вверенного виновному для определенной.

МОШЕННИЧЕСТВО - преступление, состоящее в получении на счет другого имущественной выгоды посредством обмана; карается по степени важности тюрьмой или исправительным домом.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО — не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

ФАВОРИТИЗМ - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.

Слайд 17

Просмотр видеоролика.

  1. К какому виду коррупции вы бы отнесли данное преступление?
  2. Каковы последствия коррупции? 

Слайд 18

  1. Что по-вашему нужно делать, чтобы искоренить коррупцию в нашем обществе? 

Слайд 19-21

Коррупция во времена  Гоголя и в наши дни…- явление неискоренимое?.