С лицейского порога
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Данная работа посвящена лицейскому периоду в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Она знакомит нас с лицейскими друзьями поэта, роли дружбы в его жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_liceyskogo_poroga.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

С лицейского порога…

1-й ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе всего в 25 километрах от Петербурга состоялось открытие Лицея. 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет 29 юношей закончат обучение и получат аттестаты.

2-й ведущий: Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и государственные преступники, сельские домоседы и неугомонные путешественники...

1-й ведущий: Этот выпуск особенный - пушкинский выпуск… Вот о чём наш сегодняшний рассказ.

Музыка

2-й ведущий: В начале октября 1811 года в Царском Селе выпал первый снег. Тихие прямые улицы маленького города, необъятные парки, голубая с золотом громада живописного Екатерининского дворца, светлый строгий дворец Александровский – все словно притихло и опустело…

1-й ведущий: Директор возлагал на своих будущих воспитанников большие надежды. Он верил в Лицей, в его назначение – лицейские питомцы должны были зажечься высокой идеей преобразования Родины.

2-й ведущий: В большом рекреационном зале 19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея. «Высочайшую грамоту», дарованную Лицею, прочитал И. И. Мартынов – директор департамента Министерства просвещения, с официальной речью выступил директор Лицея В. Ф. Малиновский. Адъюнкт-профессор Куницын произнес блистательную речь, обращенную к будущим воспитанникам. Она поразила и восхитила слушателей.

1-й ведущий: «В сих пустынных лесах, внимавших некогда победоносному российскому оружию, вам поведаны будут славные дела героев, поражавших враждебный строй. На их зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников. Окруженные примерами добродетели, вы не воспламенитесь ли к ним любовью, вы ли не будете приготовляться служить Отечеству…»

2-й ведущий: Высокое служение Отечеству, «Общей пользе» стало основой патриотического воспитания в Лицее. Пройдет время, и в 1836 году в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» Пушкин скажет об этом торжественном и памятном дне:

1-й ведущий:

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…

2-й ведущий: После речей стали называть воспитанников по списку.

На сцену выходят лицеисты

Вольховский: Владимир Вольховский, 13 лет. Прозвище Суворочка.

1-й ведущий: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью, станет членом тайного общества декабристов.

Вольховский: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш ура.

Марш, марш…

кричит верхом на стуле.

Горчаков: Александр Горчаков, 13 лет. Прозвище Франт.

2-й ведущий: Стану министром.

Дельвиг: Антон Дельвиг, 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

1-й ведущий: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Я не любил шумные игры, возню. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

Николай Корсаков, 11 лет. Редактор лицейских журналов, музыкант, веселый и милый друг.

2-й ведущий: Умрет от чахотки во Флоренции, написав о себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей

Ах, грустно умирать далеко от друзей.

Кюхельбекер: Вильгельм Кюхельбекер, 14 лет. Прозвище Кюхля.

1-й ведущий: Член общества декабристов. Приговорен буду к вечной ссылке.

Кюхельбекер: Мы с Пушкиным были очень дружны. Он написал обо мне много и по-разному: 

За ужином объелся я,

а Яков запер дверь оплошно –

и стало мне, мои друзья,

и кюхельбекерно, и тошно.

Малиновский: Иван Малиновский, 14 лет. Прозвище Казак.

2-й ведущий: Сын директора Лицея. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства. Был добрым, достойным человеком.

Малиновский: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса. 

Пущин: Иван Пущин, 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.

1-й ведущий: 14 декабря был на Сенатской площади. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Пущин: Наши с Пушкиным спальни были рядом №13 и №14. Мы подружились. Стали неразлучны. Позже Пушкин так напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

когда мой двор уединенный,

печальным снегом занесённый

твой колокольчик огласил…

Пушкин: Александр Пушкин, 11 лет. Прозвище Француз, Егоза .

2-й ведущий: Великий русский поэт.

Пушкин:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и чёрных глаз;

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала…

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Тогда педанты предрекали,

Что ввек повесой буду я.

Звучит «Вальс» Г.В.Свиридова из к/ф «Метель».

1-й ведущий: Все торжество окончилось уже при свечах. После церемонии царь, как любезный хозяин, пригласил гостей осмотреть здание Лицея. Виновников торжества повели в столовую, чего они уже давно ожидали, где им вместо казенного ужина подавали десерт. Вечером лицеистам разрешили выйти погулять на улице.

2-й ведущий: На балконе Лицея был установлен иллюминированный щит, а вокруг здания – горящие плошки.

1-й ведущий: «Сбросив парадную одежду, они играли перед Лицеем в снежки при свете иллюминации и тем закончили праздник, не подозревая в себе будущих столпов отечества», – вспоминал И. И. Куницын.

(Музыка)

2-й ведущий: Время близилось к 10 часам вечера. Лицеисты поднялись на 4 этаж и по длинному темному коридору разошлись по своим комнатам.

1-й ведущий: Александру Пушкину досталась комната под номером 14. Над дверью висела дощечка с его фамилией. (Звучит музыка, на экране демонстрируется лицейская комната Пушкина) Пушкин оглядел свою комнату. Тускло освещала свеча скромное убранство: узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Убогость обстановки его не тревожила, он не был избалован.

2-й ведущий: В соседней комнате под номером 13 поселился Иван Пущин, будущий друг Пушкина. Именно он, умный, добрый Жанно Пущин, его друг сердечный, знал, как волновали, огорчали и мучили Пушкина незначительные размолвки с товарищами. О чем только не говорили они в ночные часы, когда уже все спали.

1-й ведущий: Праздник закончился, и начались будни. Лицеисты жили по строгому распорядку. Вставали в 6 часов утра и шли на молитву. С 7 до 9 часов занятия «классе». В 9 часов – чай. До 10 прогулка. С 10 до 12 опять «класс». От 12 до 13 –прогулка. В час – обед. С 2 до 3 часов дня чистописание или рисование. От 3 до 5 – другие уроки. В 5 часов вечера – чай. До 6 часов прогулка, потом повторение уроков. В половине 9 – ужин. После ужина до 10 – отдых. В 10 часов вечера – вечерняя молитва и сон. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».

2-й ведущий: В «лицейской республике» шла своя жизнь. Лицеисты занимались, читали, гуляли, танцевали, влюблялись, проказничали.

Малиновский: Уроков немало, зато немало и забав.

Кюхельбекер: А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах? «Блеснул на западе румяный царь природы…»

Пущин: А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал  окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумлённые народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Горчаков: А помните первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище?

Дельвиг: Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Фёдоровна решила узнать, хорошо ли кормят и обратилась с вопросом: «Хорош ли суп?» А Корнилов, испугавшись и смутившись, отвечает по-французски: «Ви мосьё».

Дельвиг: Так он и превратился из Корнилова в «Мосьё». 

Вольховский: Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину:  

Все лицеисты по очереди: Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром.

Вольховский: Да и сам Пушкин говорил о себе:

А я, повеса вечно праздный,

Потомок негров безобразный,

Взращённый в дикой простоте,

Любви не ведая страданий,

Я нравлюсь юной красоте

Бесстыдным бешенством желаний.

Пушкин (толкая Делвига): 

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

латынью усыпленный.

Дельвиг: Отстань, дай поспать

Пушкин (Пущину):

«Скажи, что нового». –  Ни слова.

«Не знаешь ли, где, как и кто?»

- О, братец, отвяжись – я знаю только то,

Что ты дурак... но это уж не ново.

Дельвиг  (Пущину): Наш поэт о чем-то загрустил

Пущин:  Давай поближе подберемся

Дельвиг (выхватывает и читает): Моя эпитафия

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

Дельвиг: Откуда такое уныние, мсье Пушкин

Пушкин: Да скоро в класс на урок

Звенит звонок. Лицеисты встают.

Кошанский: Здравствуйте, господа. Ну что ж, начнём, пожалуй.

Пущин: Николай Фёдорович, почитайте нам что-нибудь.

Кюхля: Державина!

Дельвиг: Ломоносова!

Кошанский: Что ж, прочту вам из Ломоносова.

...О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

А теперь, господа-лицеисты, вдохновлённые гением Ломоносова, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

(Лицеисты принимаются за работу. Кюхля, обхватив голову руками, задумался. Дельвиг пишет и тут же комкает свой лист. Пущин рассеянно кусает кончик пера. Пушкин увлечённо пишет.)

Кошанский: Ну что ж, господа, начнём. Кто хочет прочесть первым? (Лицеисты молчат) Пущин, может быть, вы начнёте?

Пущин: У меня, Николай Фёдорович, ничего не выходит.

Кошанский: Жаль. А вы, Дельвиг, я вижу, исписали немало бумаги. Что ж, и у вас не вышло?

Дельвиг: Что-то не клеится, профессор.

Кошанский: Печально, я на вас рассчитывал.

Дельвиг: Пусть Пушкин прочтёт свои стихи. Вон, как у него глаза горят.

Кюхля: Пусть Пушкин прочтёт.

Кошанский: Ну что ж, читайте, Пушкин.

Пушкин (после небольшой паузы): Роза.

Где наша роза.

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

(Раздаются одобрительные возгласы лицеистов)

Кошанский (удовлетворённо улыбаясь): Стихи стоят того, чтобы нам их узнать. Хорошо, Пушкин!

Пушкин: У меня всегда были нелады с математикой. Однажды я решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал.

Сценка.

Пушкин пишет на доске.

Учитель математики (подходит с указкой в руке): «Что же вышло? Чему равняется икс?»

Пушкин (улыбаясь): «Нулю».

Учитель: «Хорошо! У Вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи».

1-й ведущий: И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет-

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет!

 

Сердце будущим живёт.

Настоящее уныло.

Всё проходит, всё пройдёт.

Что пройдёт – то будет мило!

Горчаков: В Лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Корсаков: Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я, Корсаков. Потом таких журналов было ещё много. А помните первую любовь Пушкина?

Все вместе: Катенька Бакунина

Звучит романс «Приметы» из к/ф «Станционный смотритель» - стихи Пушкина, музыка И.Шварца.

Пушкин (под гитару):

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый.

Моё чувство к ней было не похоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!

Я ехал прочь: иные сны…

Душе влюблённой грустно было.

И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

 Мечтанью вечному в тиши

Так предаёмся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

Пущин: В Лицее Пушкин о любви писал ещё и так:

Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь неизлечима.

2-й ведущий: От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим строкам.

Звучит музыка Бетховена «К Элизе».  Звучат наперебой строчки из стихов Пушкина: «Я вас люблю, хоть я бешусь…», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…»…

Свет на время выключается. Слышен шум, боевой призыв. Показываются слайды «Война 1812 года».

Дельвиг: Нас всегда волновала история. 1812 год…

Вольховский: Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич Раевский повёл с собой в бой двух сыновей: Александра, 16 лет, и Николая, 11 лет. Моложе нас! Сам генерал с обычной скромностью объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков… Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги!

Кюхельбекер: А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем… Зато какое ура прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

Малиновский: И всё-таки главное наше увлечение-стихосложение. У нас в Лицее писали почти все, писали по любому поводу и без повода. А помните в связи с чем написано вот это:

Мы недавно от печали-

Пушкин, Пущин, я, барон,

По бокалу осушали

И Фому прогнали вон…

Пушкин: Ну конечно… Мы втроём затеяли выпить гогель-могелю. Я достал рому, ну, дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленках во время утренней и вечерней молитвах, занесли наши фамилии в чёрную книгу, сместили на последние места за столом.

Малиновский:  

Этот список – сущи бредни.

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай, люли,  люли, люли…

Пушкин: Родилось очередное послание от №14 к № 13.

Помнишь ли,  мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

1-й ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.

Дельвиг: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский:  Много выше карьеры…

Корсаков: Удачи.

Кюхельбекер: Даже любви.

Вольховский: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

2-й ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

Дельвиг:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!

Малиновский: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

 Кюхельбекер: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество. Впереди была смерть Пушкина, его бессмертие…

Лицеисты (взявшись за руки, читают по сточке):

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Звучит «Вальс Г.В.Свиридова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сентябрь встречает нас у школьного порога"

Классный час  к 1 сентября. День Знаний....

Приложение к лицейскому журналу как вариант проектной деятельности школьников

Несколько лет руководила работой издательского центра Лицея ТвГУ в Твери. Проектной деятельностью занялась с удовольствием, потому что подобная работа (а выпуск любого номера журнала - уже полноц...

"Новый Год на пороге"

Цель внеклассного занятия расширение представлений учащихся о традициях празднования Нового года в России....

Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"

Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....

Презентация"Со школьного порога шагнувшие в войну"

Презентация о пионерах героях,которые на ровне со взрослыми встали на защиту нашей Родины и одолели врага.Разработчик методический центр.Можно использовать в подготовке мероприятия посвященное Великой...

Сценарий праздника, посвященного Дню Знаний "Сентябрь встречает нас у школьного порога"

Праздник проводился 1 сентября 2011 года в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Время проведения 35-40 минут....

С лицейского порога

Внеклассное мероприятие, посвященное Лицейскому периоду в жизни Пушкина...