Урок литературы в 6 классе "Природа в творчестве Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Методическая разработка представляет собой конспект урока, нацеленного на привлечение учащихся 6 класса к изучению пейзажной лирики поэтов 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературе в 6 классе по программе В.Я. Коровиной

Тема: Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Цели: 1) образовательная – познакомить учащихся с творчеством поэта, обучить основным приемам анализа стихотворения и выразительного чтения

2) развивающая – развить у учащихся умение «чувствовать» поэзию, находить выразительные средства языка и видеть их смысл

3) воспитательная – формирование интереса к поэзии и уважительного отношения к лирике поэта

Методы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения учителем, беседа

Оборудование: портрет поэта, музыкальная запись, картины с изображением осени

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

Приветствие учащихся.

-Ребята, сегодня мы с вами окунемся в прекрасный мир поэзии Ф.И. Тютчева, будем учиться выразительно читать стихотворения о природе.

Приветствие учителя

II. Вводная беседа

-Ребята, кто из вас любит читать стихотворения?

(Учитель спрашивает у тех, кто не поднял руки, почему им не нравятся стихи)




-Что ж, на уроке мы попытаемся доказать, что создание стихов – это великое искусство, каждое поэтическое слово способно передавать множество образов и значений; соединяясь и переплетаясь с другими словами, обретает сое неповторимое звучание. Нам сегодня предстоит научиться слышать и чувствовать мелодию стихотворения и передавать свои ощущения в чтении.

-Ребята, каких поэтов вы знаете, каких больше всего любите?

-О каком времени года вы предпочитаете читать в стихотворениях?

- А мы с вами будем знакомиться со стихотворением об осени Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Ученики поднимают руки, но не все. На последующий вопрос учителя дети отвечают по-разному: словами можно больше описать, не любят учить стихи и т.д.














-Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин…

- разные ответы детей

III.Рассказ о писателе (может быть скорректирован в зависимости от знаний учеников)

-Ребята, на доске вы видите портрет Федора Ивановича Тютчева. Поэт родился  в 1803 году в имении Овстуг на Брянщине. От матери мальчик унаследовал «недюжимый» ум и фантазию. <…>(Учитель знакомит учеников с самыми важными фактами биографии).

Каждое слово в стихотворениях поэта по-особому одушевлено, насыщено своими красками и мелодией. Познакомимся с лирикой поэта (Учитель на выбор читает наизусть разные отрывки из стихотворений Тютчева)

Ребята слушают учителя и делают основные записи в тетрадях

IV. Чтение стихотворения

-А теперь, я предлагаю поближе познакомиться со стихотворением поэта «Есть в осени первоначальной…» Во время чтения попробуйте сравнить восприятие осени поэтом, композитором Вивальди и своим, отраженным в ваших работах.

(Учитель читает стихотворение. В это время тихо звучит аудио-запись Вивальди «Времена года», на доске вывешены рисунки осени, которые они рисовали дома)

После чтения учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение про себя.

Внимательно слушают учителя












-читают стихотворения

v. Беседа по первым впечатлениям

-Понравилось ли вам стихотворение?


-Что вы ощущали, когда слушали его?  Похоже ли настроение музыки с настроением стиховторения?

- да, очень.


Разные ответы:кто-то чувствовал радость, кому-то стихотворение навеяло воспоминания, у кого-то вызвало желание отправиться на прогулку в лес и т.д.

VI.Обучение выразительному чтения

Обсуждение первой строфы

-О каком времени года  рассказывает нам автор?

-Прочитаем еще раз первую строфу (учитель читает)

-Как вы представляете себе картину, которую рисует поэт?

-Но заметьте, что автор называет вечера «лучезарными». Как вы понимаете значение этого слова?



-Верно! Но эти эпитеты не выражают той степени восхищения природой, которую стремится передать Тютчев. Поэтому он использует именно сочетание «лучезарные вечера».

-Попробуйте выделить в первой строфе слова, без которых мы не смогли бы почувствовать настроение автора?

На эти слова падает логическое ударение. Обратите внимание, что фразы в строфе длинные. Почему?




Тогда где нам необходимо сделать паузы, подумать вместе с автором и насладиться пейзажем?

Обсуждение второй строфы

-Обратимся ко второй строфе (читает учитель)

Мы выяснили, что чтение первых строк неспешное, медленное, плавное. Меняется ли оно во второй части стихотворения?

-Почему? Давайте подумаем?

-О чем говорит нам поэт?


-А сейчас попробуйте выделить слова, на которые падает логическое ударение и расставьте паузы.



-На что переключает внимание поэт, наблюдая осенний пейзаж?



- Правильно. От созерцания природы Тютчев переходит к воспоминаниям о лете. Когда гулял «бодрый серп». Летом кипит работа и нет времени отвлечься и осмотреться вокруг. А осень позволяет предаться наслаждению красотами природы. Именно сейчас блестит на солнце паутинка.

-Ребята, почему поют сравнивает паутинку с тонким волосом?





-Посмотрите, вот мы с вами и выяснили, почему ритм стихотворения меняется: Тютчев вспоминает о лете, но не жалеет. Что это время прошло. И хотя сейчас везде пусто, осень полна неожиданных чудес и явлений природы. Кроме того, обратите внимание, что во второй строфе увеличивается количество глаголов (3), что также способствует динамичности лирики.


Обсуждение третьей строфы

-Перейдем к третьей строфе. (читает строфу) Чем она отличается от первых двух?


Сохраняется ли «медленное» настроение первых строф? Почему?





Интересно, что противопоставляя осень не только лету, но и зиме, поэт использует специальные художественные средства. Найдите их в этом четверостишии и запишите в тетради.

-Вы правильно заметили «льется лазуль», то есть возудх над полем кажется голубым и как будто сливается с небом. Осенью воздух именно такой, какой и нужен для отдыха.


Наблюдение за фонологией

-Мы с вами посмотрели на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в нее. Что мы можем услышать в данном стихотворении?

-Хорошо. Тогда продолжите ряд слов: спокойствие, умиротворенность, мелодичность, неторопливость, созерцание…

-так что же слышит поэт?

-Ребята, а ведь очень важно уметь чувствовать и слышать тишину и покой ранней осени. Посмотрите на слова, которые мы выделили логическим ударением в тексте. С помощью каких звуков создается особая мелодика стихотворения?

-автор тем самым играет нам «звуки, ноты» осени, ласкающие слух.

Наблюдение за синтаксисом

-Для того, чтобы передать целостную картину природы осени, Тютчев использует не только образные и звуковые средства, но и синтаксические. Сколько в стихотворении предложений?

-Чем они интересны? Обратите внимание. Какие знаки препинания встречаются дважды? Как вы думаете, почему?




-Верно. Автор побуждает нас к дальнейшему размышлению. Там мы правильно поставили долгую паузу.

 Наблюдение за способом рифмовки и размером стиха

-Определите вид рифмы в стихотворении?

-Каков размер стихотворения?

-Заметьте, что ритм стихотворения немного сбивается из-за того. Что более короткие строки идут вслед за длинными.

Итоги беседы

-Давайте поразмышляем, почему Тютчев написал стихотворение именно об осени? Как характеризует это поэта? Наблюдается ли связь с миром и человеком?




-Что значит свет, которым пропитан пейзаж: вечера лучезарны и с неба льется лазурь?

-это уже не лето, но еще не зима: ранняя осень




- начало осени, яркий, светлый день, тихие вечера


Лучезарный – значит блестящий, сверкающий, пронизанный светом (работа со словарем, запись определения в тетрадь)





-Слова: осень, короткая, дивная, лучезарны (запись в тетрадь)



-Это делает чтение стихотворения неспешным и передает спокойствие природы.






первоначальной/…короткая/пора//

…хрустальный/…вечера//.




Да, постепенно темп речи убыстряется



-молчание

-он вспоминает о времени жатвы и всматривается в маленькую паутинку.

-Ребята выделяют паузы и слова: «серп, колос, пусто, простор. паутины»


-В первой строфе он рисует нам осень вообще: днем, ночью.  А во второй – его взгляд сужается, автор замечает даже паутину.










-может быть, он хотел сказать, что так же и волосок может легко порваться, так и быстро пройдет этот миг, когда природа позволяет нам любоваться первоначальной осенью.






(записи в тетради)








-Здесь автор говорит о том, что скоро наступят зимние бури, но сейчас ему не хочется о них думать.

-Нет

В третьей строфе логическое ударение падает почти всегда падает на глаголы: пустеет, льется, не слышно, лазурь. Авторская речь становится динамичней, ритмичней


-используется сравнение- зимние бури и пустой воздух сравниваются с чистой и теплой лазурью, льющейся на поле.










-молчание




-наслаждение, тишина, счастье…



-тишину и от этого счастлив.







-[л],[н]








-три


-Два из них заканчиваются многоточием. Это говорит о какой-то недосказанности. Возможно, автор хочет сказать, что восприятие и ощущение красот природы осени нельзя уместить в нескольких предложениях.




-в первых двух строфах –перекрестная,  в третьей – кольцевая.

-стихотворение написано ямбом.







-Поэт говорит, что осень – это старость природы и человека. Человек прожил жизнь. Как проходит лето. Теперь автор спокоен и чувствует печаль, но не грустную, а светлую, каким он изображает осенний день.


-Небо-это свет и чистота, оно дает ощущение покоя и наслаждение тишиной.

VII. Выразительное чтение

Подводя итог нашим рассуждениям, можно сказать, насколько важно внимательное  и вдумчивое чтение лирического произведения. Каждое слово в поэзии имеет глубокий смысл. Ф.И. Тютчев не рисовал неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность,   к природе, что его стихи понятны и близки всем людям. Попробуйте прочитать выразительно стихотворение «Есть в осени первоначальной….»


Несколько человек читают выразительно стихотворение

VIII. Дом.задание

-Ребята, наш урок подходит к концу. Надеюсь, что тем из вас, кому поэзия раньше не нравилась, сегодня она открылась по-другому. Запишите задание на дом: тем , кому стихотворения не нравятся учитель задает кроме общего индивидуальное задание написать в виде небольшого рассказа свои впечатления от сегодняшнего урока. Общее задание: поставить логические ударения, определить способ рифмовки и размер стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Лирика Ф. И. Тютчева"

Технологическая карта урока литературы разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Карта предназначена для урока литературы в 5 классе по теме " Лирика Ф.И. Тютчева. На уроке анализируем стихотвор...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)

Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....