Урок русской словесности
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

 

Сегодня у нас необычный урок-урок русской словесности. В этом уроке будут объединены и русский язык и литература. Русская словесность…Каждый русский человек стремиться познать свои истоки, свою историю, свою культуру. Сегодня мы с вами углубим свои знания о народной культуре, обратимся к описанию быта, нравов, миросозерцания русских людей, красоте русского обряда. Но главное на нашем уроке глубокое внимание к языку русской литературы, работа над словом, словесными образами. Мы остановимся на произведении мастера русского слова Михаила Михайловича Пришвина.

М.М.Пришвина называют «Певцом природы», так как большую часть своих произведений он посвятил природе. К.Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее , то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». «Природа- это я» /М.Пришвин/. Природу в целом и каждое ее явление, деталь Пришвин воспринимал двойным зрением: поэта и ученого. Сегодня мы знакомимся с Пришвиным- поэтом. Этот автор обладал удивительным чувством слова. Писатель на редкость точен: у него нет случайных слов каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Простое русское слово Пришвина в то же время необычайно глубоко и образно.

«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский»/М.Пришвин/.

Сегодня мы с вами будем работать с лирической миниатюрой М.М.Пришвина из цикла «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkoy_slovesnosti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Ход урока:

1)Организационный момент. Приветствие.

2)1.Объяснение целей урока.

Сегодня у нас необычный урок-урок русской словесности. В этом уроке будут объединены и русский язык и литература. Русская словесность…Каждый русский человек стремиться познать свои истоки, свою историю, свою культуру. Сегодня мы с вами углубим свои знания о народной культуре, обратимся к описанию быта, нравов, миросозерцания русских людей, красоте русского обряда. Но главное на нашем уроке глубокое внимание к языку русской литературы, работа над словом, словесными образами. Мы остановимся на произведении мастера русского слова Михаила Михайловича Пришвина.

2.М.М.Пришвина называют «Певцом природы», так как большую часть своих произведений он посвятил природе. К.Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее , то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». «Природа- это я» /М.Пришвин/. Природу в целом и каждое ее явление, деталь Пришвин воспринимал двойным зрением: поэта и ученого. Сегодня мы знакомимся с Пришвиным- поэтом. Этот автор обладал удивительным чувством слова. Писатель на редкость точен: у него нет случайных слов каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Простое русское слово Пришвина в то же время необычайно глубоко и образно.

«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский»/М.Пришвин/.

3.Сегодня мы с вами будем работать с лирической миниатюрой М.М.Пришвина из цикла «Времена года».

    Понятно ли вам, словосочетание лирическая миниатюра?

    Что мы понимаем под лирикой?

    А под эпосом?

М.М.Пришвину удалось соединить два рода литературы. По содержанию его произведения лирические, в них переданы чувства автора. По форме- прозаические (а это свойство эпоса). Произведения Пришвина не большие по объёму, миниатюрные. Отсюда и лирические миниатюры.

4. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»(июнь).Учитель читает текст в слух.

*Ученики читают текст про себя.

     Как можно охарактеризовать этот текст по звучанию: грустный, веселый, торжественный, печальный, радостный, светлый и т.д.?

     О каком времени года идет речь?

     Какие чувства вызывает у вас лето?

     Какова тема этого текста?

     Какая это тема- широкая или узкая?

     Назовите узкую тему этого текста.

В Русской поэзии образам деревьев принадлежит важная роль, что связано с природными условиями, обрядовыми традициями и восходит к мифологическим представлением многих народов об устройстве мирового дерева. (например, представление об устройстве мира древних скандинавов). Считается, что мировое древо как бы соединяет небо и землю, верх и низ, правое и левое, все стороны света. В славянской народной поэзии этот образ выступает как Вырий, райское дерево, берёза, дуб, сосна, рябина, яблоня. Мировое древо имеет три части: три царства- небо земля и преисподняя. На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной находится Солнце и Луна.

      Какие деревья описывает в своей миниатюре Пришвин?

      Описанию какого дерева Пришвин посвящает большую часть текста?

Береза-символ России,  «русское» дерево. В древних языческих обрядах береза была праздничным деревом, связанным с «зелеными» святками. (это седьмая по счету после пасхи неделя) На этой неделе торжественно и красочно отмечался народом Семик и Пасха. (связаны с культом растительности) В эти дни совершался обряд, завивания и развивания березки. Это девичий праздник. Взяв с собой ритуальное угощение- яйца, лепешки, кашу- девушки шли в лес, завивали на березках венки и попарно целовались через них, становясь кумушками. В Троицу каждая девушки ходила развивать свой венок и примечала: если зеленый- год будет удачным, засохнет- жди беды. Бросая их в реку, смотрели: поплыл- к замужеству, потонул к смерти.

 Ветками березы украшали дома, усадьбы, церкви. Считалось, что они отводят от дома и его обитателей всяческие беды. Попаришься березовым веником в Иванов день, будешь здоровым в

течение всего года. Завершался троицкий обряд  похоронами дерева. Украшенную лентами и цветками березку кидали в ржаное поле или топили в реке. (передавало жизненную силу полю и всходам; обеспечивало земле обильные осадки, что было важным залогом хорошего урожая)

      Как вы думаете, почему автор говорит «моя береза»?

      Где выросла березка? (все в природе взаимосвязано)

      Обратите внимание на глагол «прислонилась».

  Разберите его по составу. Подберите ряд однокоренных слов.(слоняться, заслон, заслонка, заслонить, и др.). Почему слова слон, слоновая не являются однокоренными по отношению к слову прислонилась? Как называются такие корни?

      Найдите в тексте глаголы, которые помогают передать прелесть молодого дерева (листвы)?(трепещут, блестят, пахнут- всего три, а какие ёмкие)

      А почему не слышно шума листьев?

      Каждый ли человек может услышать разговор природы?

      Что вы понимаете под словами «лесная музыка»? Почему именно музыка, а не шум, гомон, разговор?

*Слушаем отрывок из «Времен года» П.И.Чайковского. Закрываем глаза. Подключаем воображение. Что мы сможем услышать? Какую музыку?

      Каков стиль этого текста? Тип речи?

      Назовите в тексте слова, обороты, с помощью которых автор описывает пень, листья, волны звука.(пень старый, удержал; листья шепчутся, нежные; ароматно блестящие; волны могучие)

Все это выразительные образные средства языка. Автор покорен природой, она красива, ему все нравится в ней.

«Лабораторная работа»

Вставьте на место пропусков подходящее по смыслу и вашему представлению выразительные образные средства.

-Сравним их с авторскими.

-Мотивируем выбор Пришвина.(красными свечами, огромный пень, трепещущие листики, полная тишина).

      Найдите в тексте предложение, которое показалось вам необычным по структуре, составу? Обоснуйте свой выбор.(«нет» выполняет роль сказуемого, это односоставное предложение).

-Какое это предложение по цели высказывания?

-По эмоциональной окраске?

      Почему в тексте мало (2) восклицательных предложений?

      Если бы вам захотелось нарисовать картину по этой миниатюре, то какие бы краски преобладали? Какое настроение вслед за писателем вы постарались передать на вашем холсте?

*Посмотрите на репродукцию картины И.И.Левитана «Березовая роща».

-Какие краски преобладают?

-Каково настроение этого пейзажа?

-Совпадает ли это картина с картиной, которую нарисовали вы? Почему?

     Озаглавьте текст.

     Как вы думаете, какова идея этого текста?

После бойкой, настойчивой песни зяблика, у автора возникает радостное чувство: «Как жить хорошо на земле!»

    А когда вам хорошо жить на земле?

5.Хорошо жить на земле человеку, который ценит жизнь, любит ее. Радуется каждому новому дню, каждому мгновению жизни. Человеку, который делает жизнь других людей светлей, радостней, интересней. Делайте добро людям, и оно к вам вернется. Наслаждайтесь жизнью, дорожите ей.

*Выводы по уроку

6.Домашнее задание.

«Проба пера».Написать лирическую миниатюру о любимом времени года, используя выразительные образные средства и выразив свое отношение к изображаемому.

7.Оценки за работу на уроке.

3)Организационный момент.(звучит музыка П.И.Чайковского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Уроки русской словесности"

Спецкурс «Уроки русской словесности» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности. Создан для учащихся 9-ых классов общеобразовательной шко...

Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...

Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 6 классе (34 часа)...

Урок русской словесности в 7 классе на тему «Разряды предлогов по происхождению».

Познакомить учащихся с понятиями производные и непроизводные предлоги...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Урок русской словесности в 10 классе "Жанровые и композиционные особенности текста"

Урок построен в форме практического занятия -анализа художественного произведения...